К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали, что ."...всякий новый класс, который ставлт себя на место класса, господствовавшего до него, уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества, т.е., выражаясь абстрактно, придать своим мыслям форму всеобщности, изобразить их как единственно разумные, общезначимые" /12, с. 47/. Но в антагонистических формациях возможна лишь "иллюзорная форма общности", которая "маскирует" особенные интересы
19
класса, стремящегося удержать свое господство /т.е. воспроизвести себя в прежнем качестве/. В противоположность этому, "Коммунистический Манифест" провозглашает, что "если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса" /13, с.447/. Как видим, революционная практика пролетариата, поднявшегося до положения господствующего класса, есть, в частности, практика его последовательного самоотрицания. Это обстоятельство имеет решающее значение для характеристики социалистической идеологии.
Из сказанного выше следует, что в условиях социализма остается в силе положение, согласно которому от рабочего класса "исходит сознание неизбежности коренной революции, коммунистическое сознание, которое' может, конечноi -.' благодаря пониманию положения этого класса, - образоваться и среди других классов" /12, с.69/. Будучи теоретическим обобщением позиции практически отрицающего себя господствующего класса, данная идеология, в отличие от буржуазной апологетической теории, критична. Научность коммунистической идеологии и ее критический характер оказываются теснейшим образом взаимосвязанными. К.Маркс усматривал задачу коммуниста-идеолога в том, "чтобы источником науки сделать критическое познание движения, которое само создает материальные условия освобождения" /5, с. 27/.
Отсюда следует, что эффективность коммунистического воспитания трудящихся прямо определяется тем, насколько идеология отвечает предъявляемым к ней требованиям - быть научной и, следовательно, критической. Часто цитируют тезис К.Маркса: "Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" /2, с.422/. Следует, однако, напомнить, что далее К.Маркс подчеркивает: "Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ой hominem , а доказывает
20
она ad hominem , когда становится радикальной" /2, с.422/. Стало быть, там, где теория утрачивает свой радикально-критический характер, она отчуждается от масс.
Содержание механизма торможения общественного развития представляется возможным в наиболее общем виде связывать с тем, что ориентация на воспроизводство социальной системы возобладала над ориентацией на развитие. Одним из негативных пос- ^ ледствий данного процесса было серьезное извращение идеологии, которая из средства революционного преобразования общества все более превращалась в средство оправдания существующих отношений, приобретала апологетический характер. Это намло свое выражение в том, что по существу игнорировались противоречия как источник движения социалистического общества. Зачастую противоречия идентифицировались с недостатками. Тем самым О выхолащивалось революционное, критическое содержание коммунистической идеологии. Как известно, марксистская диалектика "в позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму... рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны.., ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна" /7, с.22/. Но именно поэтому диалектика совершенно непригодна для оправдания любого наличного порядка. Само позитивное понимание в рамках диалектического метода пролагает себе дорогу через критику.
В той мере, в какой теория утрачивает критический' характер, происходит "размывание" механизма ее воздействия на массовое сознание. При этом теория замыкается в себе и, потеряв необходимую связь с жизнью, становится догматической и схоластической. Однако это только одна сторона процесса. С другой стороны, теория, односторонне ориентированная на некритический подход к действительности, легко становится добычей ползучего эмпиризма. Собственно говоря, догма всегда может быть непосредственно отнесена к реальности, и в этом состоит ее отличие от подлинно богатой абстракции. Таким образом, схоластика и эмпиризм представляют собой грани одного явления: так или иначе, теория при этом отчуждается от масс.
Относительная обособленность от практики является необхо-
21
димым условием функционирования и развития системы научных социальных знаний. Как и любая другая специализированная духовная деятельность, ока имеет относительно независимое от практики внутреннее строение и собственную цель, состоящую в получении знаний.
В то же время следует подчеркнуть, что в зрелом состоянии наука с необходимостью полагает себя в практику. Коммунистическая идеология непрерывно проверяется объективным критерием - практикой революционной классовой борьбы, практикой построения и развития социалистического общества. На основе ее познавательной подсистемы непрерывно разрабатываются методы пра-ктически-преобразующей деятельности. С этой точки зрения гго-лагание в практику и функционирование в последней есть необходимый момент собственного становления науки, свидетельствующий о ее зрелости. Известно, что идея коммунизма первоначально была выражением критики незрелого капиталистического общества, осуществлявшейся в рамках утопических социалистических учений. Однако в полной мере научными эти учения не были,' в частности, потому, что они не видели способа своей практической реализации. К.Маркс писал о социалистах-утопистах: "До тех пор, пока они находятся лишь в начале борьбы, они видят в нищете только нищету, не замечая ее революционной, разрушительной стороны, которая и ниспровергнет старое общество. Но раз замечена эта сторона, наука, порожденная историческим движением и принимающая в нем участие с полным знанием дела, перестает быть доктринерской и делается революционной" /4, с.146/. Действительно научным коммунизм становится тогда, когда создается механизм его привнесения в массовое сознание рабочего класса и, следовательно, реализации в революционной практике. Важнейшую роль в этом механизме играет коммунистическое воспитание масс.
Если, например, естественно-научные теории могут в определенных ситуациях более или менее долго не достигать той степени зрелости, когда появляется возможность выхода в практику, то идеологические концепции связаны с практикой гораздо более непосредственно. Это проявляется, в частности, в том, что они внедряются в практику - а следовательно, и проверяются ею - в гораздо более короткие сроки. Разумеется, речь
22
идет лишь о сравнительной характеристике и об исторически кратких сроках, что вместе с тем может составлять достаточно большие отрезки времени в жизни человеческих поколений.
Таким образом, критический характер социальной теории, обеспечивающий ее научность, оказывается теснейшим образом связанным с ее способностью оказывать эффективное воспитательное воздействие на массы трудящихся. В условиях перестройки про-исходит коренная ломка сложившихся в общественном сознании стереотипов и догм, меняется сам подход к теоретическому освоению социальной реальности. Партия ориентирует обществоведов на то, чтобы выявлять глубинные противоречия общественного развития. При этом следует иметь в виду, что научная критика связана с позитивным пониманием действительности и путей ее совершенствования. Поэтому она не имеет ничего общего с ниги-листическиы критицизмом, отрицанием всего пройденного пути. Нетрудно видеть, что такое видение действительности является просто оборотной стороной апологетики: в силу своей негатив-
ной природы оно тоже не может быть включено в практическую деятельность.
:но подчеркнуть то, что речь идет именно о революционно-преобразующей практике. В исторически ограниченной практике консервативных и реакционных классов, состоящей в воспроизводстве наличных общественных отношений, эффективными оказываются л ненаучные, иллюзорные взгляды, подменяющие теорию объекта анализом некоторых закономерностей его функционирования, знание которых достаточно для того, чтобы обеспечить функционирование социальной системы. В результате возникает еще одна иллюзия, например, буржуазной идеологии - иллюзия ее собственной истинности, которая, казалось бы, подтверждается даже объективным критерием практики, а именно - эффективностью соответствующих концепций в рамках практической деятельности буржуазии. Так, буржуазия весьма небезуспешно использует многие положения теоретического уровня экономической формы общественного сознания - буржуазной экономической идеологии -для регулирования капиталистической экономики. Может возникнуть вопрос:возможно, буржуазная политическая экономия перестала быть вульгарной, а, наоборот, стала научной теорией? Отнюдь, ибо сама практика, которая якобы подтверждает ее истин*
23
ность, исторически ограниченна и поэтому является ограниченным, недостоверным критерием истины.