Здесь мы подходим к выявлению еще одного аспекта взаимосвязи между научностью социальной теории и ее полаганием в практику посредством коммунистического воспитания трудящихся. Мы видели, что полагание в практику есть условие научности, и этот момент процесса можно определить как исходящий от самой науки. Но есть также и момент, исходящий от практики. Важнейшей характеристикой революционной практики является ее сознательность, качественно превосходящая сознательность всех других исторических форм практической деятельности. Это качественное превосходство обеспечивается как раз тем, что революционная деятельность осуществляется при использовании научных знаний.
В.И.Ленин указывая, что "...с точки зрения основных идей марксизма, интересы общественного развития выше интересов пролетариата, - интересы всего рабочего движения в его целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов* движения" /15, с.220/. Отсюда непосредственно следует, что интересы общественного развития не всегда совпадают с интересами рабочего класса или, во всяком случае, не со всеми интересами рабочих. Данное обстоятельство нуждается в специальном выяснении.
В зрелых социальных системах капиталистического типа рабочий класс выступает как субъект, не только отрицающий, но и полагающий буржуазию в ее собственном качестве„ К.Маркс указывал: "В качестве результата процесса производства и процесса увеличения стоимости прежде всего выступает, воспроизводство в постоянно расширяющемся масштабе самого отношения между капиталом и трудом, между капиталистом и рабочим... ото производственное отношение... фактически выступает как более важный результат процесса, чем его материальные результаты. Каждый воспроизводит самого себя тем, что он воспроизводит другую свою сторону, свое отрицание. Капиталист производит труд как чужой труд; труд производит продукт как чужой продукт. Капиталист производит рабочего, а рабочий - капиталиста" /II, с.156-157/. Капиталистические общественные отношения воспроизводятся именно как отношения между рабочими и ка-
24
питалистами, и понятно, что рабочий класс как субъект включен в исторически ограниченную практику их функционирования. Этот факт находит отражение в особом типе сознания, который определялся В.К.Лениным как "тред-юнионистское сознание".
Тред-юнионистское сознание не фиксирует основных противоречий капиталистического способа производства. Оно не способно выработать направленность на развитие социальной системы. Уже после установления Советской власти В.И.Ленин, характеризуя "профессионалистские предрассудки рабочих", писал, что они проявляются, "...когда рабочий класс смотрит на себя как на одну часть из равноправного капиталистического общестза и не сознает того, что он продолжает стоять на той же капиталистической базе..." /27, с.307-308/, Для характеристики тред-юнионистского сознания важно отметить, что оно является пре-имущественно обыденным. Действительно, научные знания избыточны для простого воспроизводства социальной системы.
Таким образом, в известных социальных условиях деятельность различных слоев рабочего класса или дажо всей его массы может быть направлена на воспроизводство существующих общественных отношений в рамках того или иного исторически ограниченного уровня. При этом она объективно совпадает с деятельностью по существу консервативных социальных сил. К числу таких социальных сил в нашем обществе может быть отнесена, например, бюрократия.- Общеизвестна непомерная численность разросшегося аппарата управления. Однако сила бюрократизма состоит все-таки не в количестве управленцев, а в том, что у бюрократизма есть многочисленные союзники. Это, например, расхитители общественного достояния. Недаром усиление бюрократизма в период застоя сопровождалось и усилением коррупции. Но ведь расхитителями общественного достояния являются не только высокопоставленные взяточники, но и миллионы "несунов". Разница здесь только в масштабах хищения. Но так как суть их политики одна, рано или поздно они объединяются.
Не менее важно отметить, что бюрократизм создает возможность работать далеко не в полную силу и, стало быть, аолучать не по труду. Многие рабочие пользуются этой возможностью, и ото тоже одна из форм союза с бюрократией. Рабочий, который не работает или мало работает, но получает стабильную высокую
25
зарплату; колхозник, существующий на государственную дотацию; интеллигент, более или менее автоматически двигающийся по служебной лестнице, - вот не менее важные слагаемые бюрократизма, чем сама бюрократия.
Бюрократизм может быть преодолен лишь одним способом - широчайшим участием трудящихся в управлении, а для этого им нужна достаточная общая и в особенности экономическая и политико-правовая культура, нужен запас научных социальных знаний и умение применять их на деле, которое только в деле и вырабатывается. О практических механизмах коммунистического воспитания трудящихся выше уже было сказано. Но необходимо подчеркнуть , что само по себе повышение активности трудящихся не является достаточным для усвоения научных знаний. Сегодня нет недостатка в примерах того, что люди социально активные, желающие перемен, руководствуются в своих действиях обыденными представлениями. Особенно отчетливо это проявляется в деятельности некоторых самодеятельных объединений. Происходит оживление националистических и шовинистических настроений. Как показали, трагические события в Алма-Ате и'Сумгаите, эти процессы могут иметь далеко не.безобидные последствия. Поэтому в ' условиях перестройки резко возрастает потребность общества в создании механизмов, которые обеспечили бы соединение возрастающей активности масс с научными социальными знаниями.
Особенно возрастает в условиях перестройки роль средств массовой информации. Понятно, что роль средств информации в идеологическом'воздействии на массовое сознание вообще нельзя недооценивать. Достаточно вспомнить, какое значение придавал В.И.Ленин газете в деле мобилизации масс на политическую борьбу. В конце XX века техническая мощь и оснащенность средств массовой информации настолько возросли*, что потенциальные возможности их воздействия на массы можно признать практически безграничными. В период застоя эти возможности использовались лишь в малой степени. Парадность на страницах газет и на экранах телевизоров сочеталась с серостью, безликостью, отсутствием глубокого идейно-политического содержания. И это неудивительно: некритический подход к действительности, затушевывавший ее острые грани и противоречия, не мог не быть поверхностным. Поэтому он не затрагивал ни ума, ни
26
сердца аудитории.
В последние года произошли существенные позитивные изменения в деятельности средств массовой информации. Заметно возросла критическая направленность их выступлений. Очереди у газетных киосков лучше всего свидетельствуют о возрастании действенности советской печати. Сегодня, в условиях нового этапа революционной перестройки, важно обратить критический потенциал средств массовой информации в русло решения конкретных, практических задач. Как известно, В.И.Ленин ставил задачу создания такой прессы, которая "именно вопросы повседневной экономики несла на суд массы, помогала серьезно изучать их /20, с,191/. Именно при условии постоянного внимания к проблемам развития социализма, взятым во всей их реальной сложности, средства массовой информации способны стать действенным ' орудием воспитания научного мировоззрения. Как отмечает М.С.Горбачев, "работа средств массовой информации тем плодотворнее, чем больше в ней вдумчивости, оперативности и меньше погони за случайным, сенсационным" /30, с.89/.
Значительную роль в коммунистическом воспитании трудящихся играет индивидуальная работа. Средства массовой информации не способны заменить живого общения пропагандиста с аудиторией. Важнейшим требованием, предьявляемым к индивидуальной работе в условиях перестройки, является требование конкретности. Пропагандист или политинформатор должен не только и не столько призывать к поддержке перестройки "вообще", сколько оказывать трудящими, их коллективам конкретную поддержку в их борьбе за перестройку не каждом предприятии, в организации, на рабочем месте. Только таким способом сможет он донести до трудящихоя свои знания.
Коммунистическое воспитание трудящихся должно сочетаться с непримиримой борьбой против буржуазной и, мелкобуржуазной идеологии. Необходимо отчетливо понимать, что государственные границы не являются сегодны препятствием для распространения идей. Следовательно, никакие запреты не могут быть эффективными, и необходимо прежде всего идейное противостояние. Западные средства массовой информации пытаются представить перестройку как историческую капитуляцию социализма, как возврат к рыночной экономике капиталистического типа. Задачей идейно-воспита-
27
тельной работы в этих условиях является разъяснение трудящимся подлинного смысла перестройки, выраженного в словах: "Больше социализма, больше демократии".
В заключение следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Развитие идеологии как классового самосознания не сводится тЬлько к разработке идей на специализированном уровне, но предполагает и повышение классового самосознания массы лиц, составляющих данный класс. Более того, повышение классового самосознания на массовом уровне является важнейшей предпосылкой развития идеологии. Массовое сознание для идеологии -это и стимул активности, формируемой настоятельными, объективно данными через практику противоречиями действительности, и основа и источник опыта, необходимого для все более глубокого научного постижения действительности. В частности, оно дает материал для постановки проблем как первичного способа осознания объективных противоречий.