Смекни!
smekni.com

Методические указания Новосибирск (стр. 1 из 7)



МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРФЗОВАНИЯ РСФСР НОВОСИБИРСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА

Кафедра философии и научного коммунизма

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ

Методические указания

Новосибирск

1988


В методических указаниях рассматриваются актуальные проб­лемы коммунистического воспитания трудящихся в условиях пе­рестройки, вопросы формирования практических механизмов и со­вершенствования теоретического обеспечения коммунистического воспитания.

Работа рассчитана на преподавателей и студентов, изучаю­щих курс теории научного коммунизма.

Составитель: Г.В.Голосов

Рецензент: канд. филос. наук доц. Э.Р.Барбашина

Отв. редактор: д-р филос. наук проф. В.П.Фофанов

Гс) Новосибирский государственный университет, 1988


ВВЕДЕНИЕ

Выступая на XXVII съезде КПСС, М.С.Горбачев подчеркнул: "В борьбе за ускорение социально-экономического развития соз­даются исключительно благоприятные условия для повышения эф­фективности идеологической работы. Но не следует рассчитывать на то, что идейно-политическое, трудовое и нравственное вос­питание тем самим упрощается. Надо постоянно иметь в виду, что обстановка сегодня, какой бы благоприятной она ни была, содер­жит свои противоречия и трудности. Никакой облегченности в оценках допускать нельзя" /30, с.86/. В условиях, революцион­ного обновления всех сфер общественной жизни перед коммунис­тическим воспитанием трудящихся встаю? новые, исключительно ответственные задачи. Как известно, успех радикальных преоб­разований решающим образом определяется степенью вовлеченности самых широких масс трудящихся в борьбу за новое. Необходимо пробудить массы, привлечь их к активному социальному творчес­тву. Однако простого повышения активности масс недостаточно для того, чтобы обеспечить социалистический характер процесса и осуществить его цель - "больше социализма.". Социальное тво­рчество масс должно приобретать все более сознательный харак­тер, основываться на прочном фундаменте революционной теории. Стало быть, идейно-воспитательная работа лвляется неотъемле­мой частью и одним из основк *х условий успеха процесса пре­образований в целом.

Переход на качественно новый уровень идейно-воспитательной работы требует критического переосмысления предшествующего опыта. Необходимо в полной мере осознать тот факт, что "за­медление социально-экономического развития явилось следстви­ем серьезных промахов не только в области хозяйственного ру­ководства, но и идеологической работы" /30, с.86-87/. Всем памятно то время, которое теперь принято называть "периодом застоя", с его характерными приметами: постоянной беспредмет­ной пропагандистской шумихой, обилием "наглядной агитации", помпезными "мероприятиями", миллионами пропагандистов с лек­циями "для галочки"... Однако едва ли было бы целесообразно просто отвергнуть накопленный опыт, ведь безоговорочное отри-

3


цание есть лишь оборотная сторона такого же безоговорочного; приятия. К.Маркс писал: "Критик может... взять зa исходную

точку всякую форму теоретического и практического сознания из собственных форм существующей действительности развить тинную действительность как ее долженствование и конечную цель /I, с.380/. Критика не может быть самоцелью. Она всегда выступает как средство, - правда,. необходимое средство, - постро-ения конструктивной программы действий. И если мы стремимся на метить пути идейно-воспитательной работы, ведущие к достиже-нию качественно нового состояния советского общества, то необ­ходимо воспринять также все лучшее из накопленного п опыта идейно-воспитательной работы.

Прежде всего это относится к ленинскому наследию. Как из­вестно, В.И.Ленин уделял коммунистическому воспитанию трудя­щихся постоянное, никогда не ослабевавшее внимание. Такое этапное для становления ленинизма произведение, как "Что .де­лать?", без преувеличения может быть названо "книгой о воспи­тании трудящихся". Приведем суждение из указанного труда, имеющее, как представляется, принципиальное значение дли лиза идейно-воспитательной работы:""Идти во все классы насе­ления" мы должны и в качестве теоретиков, и в качестве про­пагандистов, и в качестве агитаторов, и в качестве организа­торов" /16, с. 135/. Идейно-воспитательная работа предстает в этом высказывании как исключительно сложный, многогранный процесс, ни один момент которого сам по себе не является до­статочным. И поэтому первое, на что необходимо указать при характеристике коммунистического воспитания трудящихся, - ото то, что оно должно быть комплексным. В условиях перестройки возрастает общественная потребность в создании системы ком­мунистического воспитания. Следовательно, необходимо прежде всего выяснить-соотношение элементов в ремках указанной сис­темы, предварить синтез анализом.

Прежде всего, выделим три крупных "блока" идейно-воспита­тельной работы, присутствующих в приведенном выше ленинском определении. Это, во-первых, теоретическая работа, во-вторых, агитационно-пропагандистская и, в-третьих, организационная. Разумеется, порядок следования здесь еще ничего не говорит о реальной субординации. Если мы принимаем в качестве исходного

4


методологического принципа видение реальности как "человечес­кой чувственной деятельности, практики" /3, с.1/, то системо­образующим мы должны счесть элемент в наибольшей степени прак­тический или связанный с практикой. Итак, попытаемся выяснить практические механизмы коммунистического воспитания трудящих­ся, связанные с их организацией и самоорганизацией, необходи­мой для решения задач революционной перестройки. Почему соци­алистическая организация масс выступает как условие и момент их коммунистического воспитания?

I. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ

Разумеется, революционная деятельность трудящихся, руково­димых политической партией рабочего класса, в целом не под­падает под характеристику "коммунистическое воспитание". На­против, последнее выступает как момент революционной практи­ки. Роль воспитания в практической политической деятельности исчерпывающим образом проанализирована В.И.Лениным в работе "О смешении политики с педагогикой" /1905г.7. Значение выво­дов из этого анализа для нашего дальнейшего изложения слишком велико, чтобы не привести их здесь в виде достаточно развер­нутой цитаты: "В политической деятельност социал-демократичес­кой партии всегда есть и будет известный элемент педагогики: надо воспитывать весь класс наемных рабочих к роли борцов за освобождение всего человечества от всякого угнетения, надо постоянно обучать новые и новые слои этого класса, надо уметь подойти к самым серым, неразвитым, наименее затронутым и на­шей наукой к наукой жизни представителям этого класса, чтобы суметь заговорить с ними, суметь сблизиться с ними, суметь вы­держанно, терпеливо поднять их до социал-демократического со­знания, не превращая наше учение в сухую догму, уча ему не одной книжкой, а и участием в повседневной жизненной борьбе этих самых серых и самых неразвитых слоев пролетариата. В этой повседневной деятельности есть, повторяем, известный элемент педагогики" /17, с.357/.

После победы Великого Октября В.И.Ленин неоднократно выс­казывал глубокое сомнение в возможности обучить коммунизму

5


"книжкой", просто агитационными и пропагандистскими средства­ми. Органическое единство коммунистического воспитания и рево­люционной практики может быть раскрыто как коренящееся в самой природе последней, и именно так, как мы увидим ниже, рассматри­валось оно основоположниками марксизма.

В "Тезисах о Фейербахе" К.Маркс писал: "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспита­ния, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к то­му, что делит общество на две части, одна из которых возвыша­ется над, обществом... Совпадение изменения обстоятельств и че­ловеческой деятельности может рассматриваться я быть рациональ­но понято только как революционная практика" /3, с.2/.

В противоположность практической деятельности по воспроиз­водству существующих общественных отношений, революционная практика, достигая максимальной полноты проявления своего ка­чества материально-преобразующей деятельности /ибо посредством нее субъект тленно изменяет, преобразует материальную реаль­ность/, в то же время выступает как деятельность существенно сознательная. Общее соотношение практики и духовной деятель­ности при этом удерживается, однако сознательность как специ­фическая характеристика деятельности революционного рабочего класса, а также самого типа социального взаимодействия, возвы­шается на новый уровень. Революционная деятельность направлена на изменение системы общественных отношений в целом, обществен­но-экономической формации. Поэтому возможно системное представ­ление о революционной деятельности,, непосредственно соотнесен­ное с формационным подходом.

Революционная деятельность пролетариата в условиях капита­лизма выступает в основном как политическая деятельность» как борьба за овладение политической властью в масштабах всего об­щества. Но в отличие от буржуазии, которая использует полити­ческую власть как средство упрочения и дальнейшего воспроиз­водства уже сложившихся капиталистических отношений, пролета­риат сознательно не ограничивается преобразованием политичес­кой сферы общества. Отвечая на вопрос М.Бакунина: "Что значит -