В западной части Ольгина пруда на небольшом островке возвышается своеобразная постройка в стиле южноитальянских вилл. Она была возведена в честь младшей дочери Николая I в 1846 году, к ее приезду в Россию первый раз после замужества в качестве королевы Вюртембергской, и была названа Ольгиным павильоном. Это было строгое, геометрически четкое по объему здание на мощном цоколе, выступающем из воды. К озеру вела лестница, украшенная двумя вазами. Средняя часть павильона - башня - имела три этажа, а на ее плоской крыше была устроена площадка с деревянным трельяжным навесом, увитым зеленью. На каждом этаже башни имелось по одной комнате с балконом, которые соединялись между собой внутренней каменной лестницей. Раскрашенные стены и потолки оживлялись лепным декором в духе классицизма. Пространство острова было занято открытым садиком с узкими дорожками (садовые мастера Эрлер и Зацков), украшенным бюстами, статуями (среди них - бронзовая Венера работы Витали), вазами, мраморными столами. В годы Великой Отечественной войны Ольгин павильон был сильно поврежден.
Парк Александрия
Дворцово-парковый ансамбль "Александрия" - резиденция русских императоров XIX - начала XX веков. Расположенная восточнее Нижнего парка, она отделена от него каменной стеной, которую прорезают Звериные, Никольские и Морские ворота, а с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе Петербург - Ораниенбаум (Ломоносов), а северная - по берегу Финского залива. Площадь парка -115 гектаров. Приморский пейзажный парк Александрия раскинулся на двух террасах: нижней (прибрежной) и верхней, на которой были возведены основные архитектурные сооружения ансамбля - Коттедж, Фермерский дворец и Капелла. Рельеф местности позволил создать разнообразные живописные пейзажи, в которых чередуются возвышенности и поляны, пологие склоны и глубокий овраг, широкие тенистые аллеи и узкие петляющие дорожки. Особое своеобразие в пейзаж Александрии привносит море, видимое из многих точек парка. Территория, на которой расположена Александрия, принадлежала четырем владельцам, получившим от Петра I участки для дач. Согласно описям, это были участки подьячего Александра Яковлева, гвардии поручика Данилы Чевкина, генерала фельдцейхмейстера Якова Брюса и Петра Мошкова. В описи петровского времени нет имени Меншикова. Владельцы менялись уже при жизни Петра I до самого 1725 года. По некоторым данным, А. Меншиков прибрел эти земли в 1725 - 1726 годах. Здесь Александр Данилович начал строить дворец "Монкураж" ("Моя отвага"). После опалы петровского фаворита эти земли были переданы его политическим противникам - князьям Долгоруким, которые мало заботились об их обустройстве, и в народе получили название "Долгоруковых пустых мест". В 1730 году на русский престол вступила Анна Иоанновна. Императрица не особенно вникала в управление страной, предавалась увеселениям и тратила на них огромные средства. Как утверждают историки, императрица Анна была искусным стрелком, лихой наездницей и заправским охотником. В 1733 году эта местность становится собственностью императрицы, которая приспосабливает ее для царской охоты. В Охотничий парк ("Ягд-Гартен") завозится огромное количество животных: оленей, буйволов, кабанов, зайцев и даже тигров. В верхней части парка строится егерская слобода и загоны для зверей; в нижней - деревянный павильон "Темпель". Именно отсюда стреляла императрица в животных, выпускаемых из загона и гонимых собаками.
В семидесятых годах XVIII века, когда в качестве летней резиденции было избрано Царское Село, охотничье хозяйство приходит в упадок, а из зверей сохраняются в небольшом количестве только олени, многие из которых стали ручными. За местностью укрепилось название "Олений зверинец". Часть его территории стала использоваться под выгон и огороды лейб-гвардии Драгунского полка. К концу XVIII века на месте Меншиковского дворца осталась лишь руина, павильон "Темпель" разобрали. В 1825 году владельцем этих земель становится Николай I, который после вступления на престол дарит это имение своей жене Александре Федоровне, и оно получает название "Собственная ее величества дача Александрия". В 1826 году последовало распоряжение царя "строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, или так называемый "котичь" со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка". С этого года и началось устройство парка, строительство летнего, в английском стиле дворца, который назвали "коттедж". Работы возглавил архитектор Адам Менелас (1753-1831), англичанин, приехавший в Россию в 1784 году в молодом возрасте и много лет проработавший здесь. Строительство дворца было закончено в 1829 году. Дворец, выполненный в готическом стиле, представлял двухэтажное здание небольшого размера с тройным делением фасадов, украшенных балконами и террасами. Ажурные чугунные аркады с изящными цветами, стрельчатые ограждения балконов и террас придавали дворцу легкость и нарядность. На фасадах Коттеджа был помещен герб Александрии - щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. А. Жуковским. Этот герб имеется на всех главных постройках Александрии. В 1840-х годах здание Коттеджа было несколько видоизменено. По проекту А. И. Штакеншнейдера с востока к нему была пристроена столовая с открытой террасой, выстланной мозаикой из разноцветного мрамора. На террасе был установлен двухъярусный мраморный фонтан со скульптурой, выполненной итальянскими мастерами.
В 1844 году в нише северной стены, обращенной к морю, была помещена мраморная статуя "Мадонна с младенцем" работы скульптора И. П. Витали. В отделке интерьеров дворца принимали участие лучшие мастера того времени. На поляне перед возвышенностью, на которой стоит Коттедж, вырыли пруд, соединив его с бегущим из оврага ручьем. Одновременно со строительством дворца шло формирование пейзажного, романтического парка. Двадцать лет трудился над созданием парка замечательный садовый мастер Петр Иванович Эрлер, продолживший работы, начатые Ф. Вендельсдорфом и А. Гомбелем. Отличительной особенностью Александрии является разнообразие зеленых насаждений. Здесь можно встретить дубы и липы, березы и клены, тополи и ясени. Много и редких, экзотических древесных и кустарниковых пород. Открытые зеленые поляны чередуются с группами деревьев и кустарников. На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами - скульптурами, беседками, караулками, где использовались элементы готической архитектуры. Так, вблизи Коттеджа стояли "готические диваны" с высокими спинками. И сейчас рядом с Коттеджем можно увидеть ажурную зеленую металлическую беседку. Романтический характер парка подчеркивал и Руинный мост, переброшенный через глубокий овраг. Он был сооружен А. Менеласом в 1827-1829 годах из грубо отесанных каменных плит вблизи бывшего Меншиковского дворца. Вместо перил лежали стволы берез. По краям на постаментах покоились массивные вазы из известняка. Чтобы еще сильнее подчеркнуть идиллический характер резиденции, архитектор А. Менелас недалеко от Коттеджа в 1829 - 1831 годах построил "Ферму" с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Основание Фермы было положено выпиской из Англии породистых коров и даже пастуха (англичанина) к ним. По внешнему виду это был скромный сельский домик с крышей, окрашенной под цвет соломы, с навесом, колонны которого были обвиты берестой. В 1838-1839 годах по проекту уже другого архитектора - Андрея Ивановича Штакеншнейдера - к Фермерскому павильону была сделана двухэтажная пристройка, в которой разместились новые жилые комнаты для наследника будущего императора Александра II. В последующие годы, вплоть до 1859, здание Фермы неоднократно переделывалось Штакеншнейдером и было приспособлено под летний дворец Александра II, ставшего в 1855 году императором. Хозяйство же бывшей Фермы было перенесено к южной границе Александрии в невысокое здание с маленьким внутренним двориком (дом 5 по Красному проспекту), построенное архитектором Э. Л. Ганом в 1853 году. В облике фасадов и отделке интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для построек Александрии. С восточной стороны от дворца был устроен "Собственный садик". Главным его украшением был фонтан "Ночь" - один из лучших среди украшений Петергофа. Недалеко от Фермерского дворца архитектором Штакеншнейдером для игры детей были сооружены: крестьянская избушка, фермочка с огородом, водяная мельница, пожарная каланча и крепость с земляным валом. Интересно, что здесь, в Фермерском дворце, обсуждался указ об отмене крепостного права. После революции Фермерский дворец был превращен в историко-бытовой музей, во время войны он был поврежден, ныне реставрируется. Одной из самых оригинальных и интересных построек Александрии является Готическая капелла - домашняя церковь царской семьи, сооруженная в честь Александра Невского. Богослужения в ней проводились только в летнее время. Расположена она на холме вблизи Звериных ворот. Проект Капеллы был заказан берлинскому придворному архитектору К. Шинкелю. Постройку вели архитекторы А. Менелас и И. Шарлемань. Для здания церкви в 1832 году мастера Александровского литейного завода отлили из чугуна около тысячи разнообразных художественных деталей. В том же году по двенадцати моделям В. И. Демут-Малиновского на Александровском заводе из медных листов были выбиты сорок три статуи: фигуры ангелов, апостолов, евангелистов и Богоматери с младенцем. На Петербургском стеклянном заводе были выполнены зеркальные стекла для витражей, установленных в розетках над порталами. В 1834 году все работы по сооружению церкви Александра Невского были закончены. Капелла - своеобразное архитектурное сооружение, гармоничное по своим пропорциям, великолепное по совершенству художественного декора из литого чугуна. В 1932 году Капелла была превращена в музей истории паркового комплекса Александрии. В годы войны зданию был нанесен большой ущерб.