Смекни!
smekni.com

Атлетических видов спорта в Восточном Казахстане (стр. 2 из 29)

На цирковой арене после революции Мунайтпасов выступал под своим именем, афишировался как чемпион мира, пользовался огромной популярностью.

В 1927 году Исполнительный Комитет Казахской Автономной Советской Социалистической Республики за заслуги в участии в революции и развитии отечественного спорта присвоил ему почетной звание «Батыр казахского народа». В 1945 году Мунайтпасов был награжден орденом «Знак почета».

Борцовские традиции Хаджи Мукана продолжили чемпионы Союза Амангельды Габсаттаров, Аманжол Бугубаев, Абильсеит Айханов. А настоящими наследниками борцовской славы Хаджи Мукана стали: первый в истории казах – олимпийский чемпион 1980 года Жаксылык Ушкемпиров; затем Даулет Турлыханов – серебряный призер Олимпиады в Сеуле, бронзовый призер в Барселоне, чемпион мира, чемпион Европы, шестикратный чемпион СССР. Примечательно, что обоих приобщила к единоборствам семипалатинская школа борьбы.

КУМИР СТЕПЕЙ

Бескрайние просторы заснеженной Сибири… И провинциальный городок утопает в снегах. Тишину взрывает звон бубенцов. Во весь опор мчится тройка, с наезженной колеи сгоняя прохожих в глубокий снег обочины.

Под разбойничий посвист и дикое гиканье дюжины всадников эскорта, тройка вылетает на центральную площадь и останавливается у выхода в цирк. Толпа шарахается по сторонам. Лежавший в санях человек стремительно вскакивает и устремляется внутрь. Он настолько огромен, что в проход протискивается боком и пригнув голову.

На арене цирка в это время идёт торжественный ритуал – парад борцов. Церемония представления прерывается появлением незнакомца, буквально ворвавшегося на арену.

Титан швыряет на барьер малахай и большой тулуп и оказывается в борцовском трико и борцовках-котури. Всеобщее онемение прерывает голос, от которого содрогались степи: «Я – Хаджи Мукан! Давай бороться!»

Публика, ошарашенная таким появлением приходит в себя. Шквал аплодисментов, топот и рёв зрителей. Так в чемпионате Гебауэра зачастую обставлялся выход Хаджи Мукана. После схватки он не уходил за кулисы. Накидывал тулуп и снова в сани, которые срывались с места и вместе с почётным эскортом, под свист и гиканье скрывались в неведомую степь. Был создан почти сказочный образ могучего степного человека.

Дебют Хаджи Мукана

По мнению А.Г. Мазура, чемпиона мира 1955 года, заслуженного мастера спорта, залуженного тренера СССР, первое выступление Мунайтпасова на цирковой арене состоялось в Омске, ориентировочно зимой 1907-1908 года. Его версию нельзя сбрасывать со счета, поскольку сам Мазур 7 лет боролся на цирковой арене под псевдонимом Богатырев.

Весь Омск был увешан афишами: «Самсон ХХ века – Терентий Корень». Терентий гастролировал с силовыми номерами - большая природная сила позволяла демонстрировать интересные трюки с тяжестями и живым весом. Крупный атлет-тяжеловес с рельефной мускулатурой был очень популярен в Сибири. Был одним из лучших в поясной борьбе, а по французской имел победы над Крыловым и Лавреновым.

Но самое удивительное, что я откопал об этом атлете – я даже не рискую пересказывать. Лучше приведу буквальную цитату из книги Агаджаняна и Каткова «Резервы нашего организма», выдержавшую 5 изданий.

«В июле 1907 года украинский богатырь, цирковой борец Терентий Корень дал на арене цирка американского города Чикаго необычное представление. Он спокойно вошел в клетку с огромным львом. Хищник стремительно бросился на человека. когти и клыки царя зверей впились в тело атлета. Но, Терентий Корень, превозмогая нечеловеческую боль, мощным рывком поднял льва над головой и с огромной силой швырнул на песок. Через несколько секунд лев был мертв, а Терентий Корень завоевал единственную в своем роде награду: большую золотую медаль с надписью «Победителю львов».

Можно предположить, что льва опоили снотворным наркотиком, возможны и другие объяснения – у каждого трюка своей секрет (Цирк поистине страна чудес. Гарри Гудини однажды накинул на слона покрывало. А когда сдернул, то слона под ним не оказалось).

На арене Омского цирка Корень уверенно поднял тяжелую штангу, затем опустил ее на плечи. Шесть человек облепили атлета – один уселся на плечах, остальные повисли спереди, сзади и на шарах штанги. С королевской непринужденностью сделав круг по арене с гроздью человеческих тел Корень ушел за кулисы. После перерыва – борьба со смельчаком из публики. А вот и этот смельчак – огромного роста широколицый мужчина. Мазур называет его Мухановым. Он сбрасывает малахай, ватный халат, а вот обувь не совсем подходящая для борьбы на арене – огромные растоптанные валенки (54 размер!).

Чтобы уравнять шансы профессионала и любителя, борьба будет «русско-швейцарская», то есть поясная, популярная у всех народов России. И вот человек из народа вдруг выказывает большой опыт в борьбе. На сей раз Корню не видать легкой победы – соперник попался достойный. С обеих сторон идет обычная разведка боем – рывки на себя и во все стороны. Корень безуспешно пытается бросить противника, но тот прочно стоит на ногах, хотя ему неудобно бороться в валенках. Очень напряженный идет поединок – выкрики болельщиков, шум, свист… Вот борцы стремительно закружили по арене…

И вдруг Корень, сделав поворот против движения, поймал любителя на прием «мельница» и припечатал к ковру. Причем, выполнил разворот и бросок так резко, что с ноги Мукана слетел огромный валенок, угодивший в важного господина в почетном первом ряду. Это вызвало полный восторг и несколько злорадные аплодисменты галерки. Хотя и проиграл Мукан схватку, но стал героем дня. Эпизод с валенком сразу сделал его популярным.

«Эх, если бы не валенки!» - говорили болельщики смеясь. Это раззадорило Мукана. Как вспоминает Мазур: «Эта встреча стала для сибирского самородка знаменательной». Вскоре он стал профессионалом. И всегда старался включать комические моменты в свои выступления. На опыте своей схватки с Корнем, он понял, как важно дать публике разрядку после напряжения.

Загадки Хаджи Мукана

Сам Хаджи Мукан вел свою родословную от кипчака Токтарбая. Затем: батыр Кобланды-Терликбай – Ойбас – Узун – Алтыбас – Карыс – Жоламан – Санбай – Шеди – Ернак – Мунайтпас, и, наконец, сам Мукан.

Рассказывают, что отец его матери Лек Балуан был так силен, что вырывал деревья с корнем. А дед Ернак, большой любитель борьбы, обучил его секретам “Казакша-курес”.

Его отец Мунайтпас был скромен, но силен. Часто выходил победителем в соревнованиях по борьбе, за что был прозван в ауле “толстоногим палуаном”.

Мукан, сын Мунайтпаса родился в ауле Курам Сары Терекской волости Акмолинского уезда. (Впрочем, южане это оспаривают, утверждая, что родители Мукана откочевали туда уже после рождения сына) В биографических данных о Хаджи Мукане много противоречий.

Даже в Краткой энциклопедии Каз. ССР в 1-м томе (стр.538) указывается год его рождения – 1871, а в 3-м томе (стр.345) указан 1886 год. У биографа Хаджи Мукана М.Б. Кизикенова хранится паспорт Хаджи Мукана, где датой рождения указано 7 апреля 1871 года. С этим мнением солидарны историк М. Брусиловский, журналист Баймуханбетов, поэт Токмагамбетов. Но в противовес этому первая жена Хаджи Мукана – Надежда Николаевна Чепковская утверждала, что он с 1883 года рождения. С этим сходятся публикации в журнале “Айкап’ и газете “Казах” за 1913 год, где утверждалось, что Хаджи Мукану только что исполнилось 30 лет. Еще больше противоречия внес писатель К. Абдыкадыров, по его мнению, Хаджи Мукан родился в 1868 году, в год дракона.

Журналист Казбек Сулейменов, который неоднократно встречался с Хаджи Муканом, писал, что Мукан с 9 лет остался круглым сиротой. Кормился за счет того, что подрабатывал подпаском – пас овец у баев.

В повести А. Буркитбаева, выпущенной в 1983 году, Мукан осиротел в 16 лет. В данный момент у Буркитбаева другая версия – Хаджи Мукан срочно выезжает на похороны отца из Риги в 1914году, когда ему исполнилось 43 года. И если путаницу с датой рождения Хаджи Мукана легко объяснить тем, что он рано остался без родителей, то здесь поневоле перестанешь верить словам этого биографа.

О своем трудном детстве Хаджи Мукан много рассказывал писателю Сабиту Муканову. Сын батрака Мунайтпаса и сам начал батрачить еще подростком. Отправился в Кзыл - Жар, где нанялся к богатому баю – татарину. Однажды возле реки Есиль бричка с сеном завязла в грязи и лошадь не могла ее вытянуть. В сердцах Мукан так ударил ее по голове, что она упала замертво. Пришлось Мукану, погрузив лошадь на бричку, самому запрягаться вместо лошади и довезти всю поклажу до хозяйского подворья.

А когда в окрестностях не осталось ни одного борца непобежденного им, вся степь заговорила о громадной силе юного батыра. Слухи и легенды росли и множились, дошли до местных властей и до заезжего цирка. Со слов Хаджи Мукана – в 18 лет его пригласили обучаться в цирк. Два года он работает на конюшне и повсюду, попутно обучаясь цирковой борьбе, а в 20 лет его выпустили на арену. (То, есть в 1891 году)

Здесь со всей определенностью можно отметить одно: где и кто бы ни обучал юного Мукана, Дядя Ваня Лебедев не имел к этому никакого отношения. По той простой причине , что он был на 10 лет моложе Мукана и в этот момент будущий “Дядя Ваня” еще “под стол пешком ходил”! Обучение Хаджи Мукана в атлетической школе Дяди Вани не более, чем типичная рекламная цирковая легенда для афиши. Она не выдерживает простого сопоставления фактов. Но эта легенда попала даже в Казахскую энциклопедию (т3 стр.345). Между тем точная дата открытия Лебедевым атлетической школы известна – июнь 1905 года. Почему-то большинство авторов именно эту школу Дяди Вани делают точкой отсчета, началом борцовской карьеры Хаджи Мукана. Причем протекцию для поступления в школу каждый раз приписывают самым разным лицам – здесь и Поддубный и Злобин и даже …некий тигролов из Казани Добрый – Рябый. Но ведь в 1905 году Мунайтпасову исполнилось 34 года. Здесь налицо еще одно несоответствие – какое-то белое пятно в биографии Хаджи Мукана с 20 до 34 лет. Целых полтора десятилетия…