Смекни!
smekni.com

Атлетических видов спорта в Восточном Казахстане (стр. 3 из 29)

Причем, у коллекционеров атлетической старины Хаджи Мукан тоже появляется в поле зрения с 1905 года – у В.М. Пивкина, с 1908 года – у Ю.В. Шапошникова. А уж эти коллекционеры – не чета журналистам – публика очень дотошная.. ( У М.М. Рассо-Ермолова к примеру, была картотека на всех (1) цирковых борцов. Из нее можно было узнать об участии любого борца в чемпионате за любой год, о всех его победах и поражениях. Были и основные данные биографии и антропометрия борцов).

Все же остается неясным, как жил и чем был занят Хаджи Мукан с 20-летнего до 35-летнего возраста (1891-1905г.г.) Искал свое место в жизни, боролся в балаганах или перебивался случайными заработками между участием в отдельных борцовских матчах? А возможно, все встанет на свои места, если предположить, что Хаджи Мукан родился все-таки в 1883 году? Ведь С. Муканов писал: “В дни нашего путешествия (в 1925 году) Хаджи Мукану уже перевалило за сорок.

Восстановить реальную биографию Хаджи Мукана сейчас весьма проблематично и вряд ли возможно. Те, кто имел доступ к архивным источникам и воспоминаниям очевидцев, предпочли похоронить золотые крупицы истинных фактов под лавиной вымыслов и самых нелепейших ляпов.

На мой запрос о Хаджи Мукане консультант журнала «Наука и жизнь», спортивный тренер, писатель и коллекционер, племянник знаменитого Самсона (Засса) Юрий Александрович Шапошников прислал следующую информацию:

«В 1908 году Мукана пригласил в свой чемпионат знаменитый Георг Лурих. Лурих был первоклассным борцом и атлетом, но у него была одна слабость – он любил делать рекламу. Он говорил, что фамилия должна быть звучной, греметь и бить из афиш. И вот Мукан стал выступать в чемпионатах под именем Ямогата Муханура. В театре Сибирякова (где проходил чемпионат) появилась афиша: «Сын Востока, японец Муханура, борец редкого и крепкого сложения. Отличается необычайным бесстрашием и смелостью в борьбе». К этому времени у Мукана на счету было немало побед над известными борцами. В 1909 году в г. Риге побеждает Ивана Яго, борца Тигане, делает ничью с Мурзуком и Рисбахером. В альбоме «Всемирные борцы» изданном И.В. Лебедевым о Рисбахере написано следующее: Георг Рисбахер – чемпион Вены. Очень ловкий с редкими по красоте пируэтами. Отличается веселой манерой борьбы. Обладает большой силой, фигура небольшая, но красивая.

Мурзук – сильный, красиво сложенный мавр, родом из Туниса. Большая сила с хорошей техникой, один из лучших борцов в Европе.

Мукан терпит поражение от А. Аберга.

В 1911 году на чемпионате в Варшаве Мукан занял второе место. В 1913 году в Саратове завоевывает серебряную медаль. В 1913 году на Московском международном чемпионате занял третье место, первое занял Поддубный. В 1913 году на другом международном чемпионате занимает первое место и награждается золотой медалью. Следует сказать, что международных чемпионатов в то время было много.

В журнале «Геркулес» иногда упоминается Мукан в хронике спорта. Например, в 15 номере за 1915 год написано следующее: Казань. В чемпионате борьбы кончившимся у Никитина I приз поделили «Черный Геракл» Джоэ Мора и Мартынов, II- любимец мусульманской публики – Хаджи Мукан».

В другом номере: «Москва. Цирк Никитина закончил свой сезон. I приз – Збышко, II место – Д. Мора, III место – Ципс, IV место – Муханура (Мукан)».

Несколько слов о силовых трюках, которые упоминаются в книге Абдыкадырова «Хаджи Мукан». Железо толщиной в руку никто никогда на шее не гнул (и не сможет согнуть). Гнули полосовое железо, из которого делали «галстуки» и «браслеты».

Затем, со львом боролся знаменитый Евгений Сандов. Льву предварительно одевали на лапы специальные варежки. А за лапу отбросить льва никому не удавалось.

Длинный рельс, с двадцатью взрослыми мужчинами на нем, никто не сможет пронести. Приблизительный вес этого груза – 1296 кг! Такой вес только поднимали на платформе и удерживали при помощи специальных лямок, одетых на плечи и талию. Два десятка человек на платформе поднимали следующие атлеты: Петр Крылов, Александр Засс (Самсон), Николай Жеребцов и некоторые другие …»

Встреча с Хаджи Муканом

О встречах с Хаджи Муканом рассказывает цирковой борец Николай Разин в своих воспоминаниях «Полвека назад». На сабантуе в Уральске Разин бросил ранее непобедимого борца на поясах Исхакова. Для его болельщиков это было таким шоком, что на квартиру к Разину является целая делегация стариков, чтобы выявить – нет ли у него хвоста, не шайтан ли он? А купцы устраивают при за пиром, чествуя Разина. «Похмелье наступило после того, как двухметровый Мухан, весивший килограммов 120, неожиданно вызвал меня на борьбу» - вспоминает Разин (Фомичев).

Но схватка не состоялась, из-за неявки Мукана. Точной даты этого эпизода не приводится. Но по сюжету это 1909 или 1910 год.

Хаджи Мукан упоминается на страницах повести Сакена Сейфуллина «Тернистый путь». Приводится документальный материал-протокол заседания Акмолинского областного Казахского Комитета № 132 о стычке с Омским уездным Казахским Комитетом. Девятнадцатого октября 1917 года Хаджи Мукан с красным флагом в руках, во главе омской казахской бедноты штурмовал штаб алаш-ордынцев

Бывший пастух на своей шкуре испытал гнёт степных феодалов, поэтому всегда был вместе с простым народом.

В сборнике новелл «Воздушные фрегаты» Леонид Мартынов вспоминает о своей встрече с Хаджи Муканом.

Юный гимназист оказался соседом Хаджи Мукана по каюте, на пароходе, следующем из Омска в Семипалатинск. Его поразил масштаб размеров Мунайтпасова. «До того монументальным показался мне этот человек… Громадный человек был так громоздок, что его отражение не уместилось в салонном трюмо, к которому он в задумчивости приблизился вплотную. Видимо, испугавшись этого и сам, он грузно вздрогнул… Гигант…пожал богатырскими плечами». Такая внешность поневоле бросается в глаза! Как тут устоять и не пойти в цирк, чтобы посмотреть как будет бороться этакая громада?

Борьба титанов вызывала огромный интерес публики.

Ещё одним комическим эпизодом Мартынов подчёркивает масштабность Хаджи Мукана. Капитан кричит в рупор: «Господа пассажиры, схлыньте с носа! Пароход сел на мель!» но люди есть люди. Они все-таки пёрли на нос. И я тоже. И, протолкнувшись вперёд, заметил прежде всего гигантского Хаджи Мукана, задумчиво глядевшего на рябь речного переката.

И досада, и тревога всей этой публики вдруг обрушились на этого почтенного артиста. Сами бестолково толпясь на носу, они закричали Хаджи Мукану: «Что вы тут стоите! Из-за вас и сели на мель!» А один из пассажиров так же выкрикнул: «Ссадить его в лодку для облегчения!»

Но борец, взглянув на него с презрением, неторопливо обернулся и медленно зашагал к палубе по направлению к корме. Сделав несколько шагов, он обернулся и молча, но властно махнул рукой, явно приглашая всех остальных последовать за собою.

Вся орава хлынула вслед. И что самое забавное, к тому моменту, как чемпион мира достиг кормы, пароход бешено заработав колёсами, задним ходом снялся с мели».

Но вот самая важная деталь из рассказа гимназиста. «И я, как все присутствующие в салоне, понял, что этот азиат не кто иной, как артист, борец, чемпион мира Хаджи Мукан, чьё имя красовалось на всех афишах города Омска»

Значит в 1919 году Хаджи Мукан боролся под своим именем и афишировался как чемпион мира. Позади осталось амплуа комика, с которого он начинал и пышные экзотические роли: Эмира бухарского, чемпиона Японии, Манчжурии и Кореи - Ямогата Мухануры, реально существовавших турецких борцов и даже казанского татарина.

После революции получает широкую рекламу как герой гражданской войны.

Хаджи Мукан – в прошлом сирота и простой чабан совершил великий прорыв, подняв на небывалую высоту и самосознание казахского народа. Как цирковой артист объездил полмира, повидав столько, что не снилось и многим поколениям степняков.

В афишах огромными буквами величественно утверждалось: «Хаджи Мухан Мунайтпасов – чемпион мира». Великой гордостью наполнялись сердца казахов. Хаджи Мукан стал не просто национальным героем. Для казахов он стал полубогом – к нему испытывают почти религиозное чувство. Для многих нет более дорогого имени и нет более святого символа.

Батыр и писатель

Классик казахской литературы Сабит Муканов рассказал о встречах с Хаджи Муканом в 3-м томе своей эпопеи “Школа жизни”. Впервые он увидел Хаджи Мукана еще подростком, зимой 1918 года в Омске. Впечатление было неизгладимым. Этот великан, восседавший на почетном месте, выделялся среди многих гостей ”как верблюд в табуне коней”. Уж на что хозяин дома был крупный мужчина, но рядом с ним казался верблюжонком. Муканов с удивлением разглядывал его могучее телосложение, массивные черты лица, где непропорционально маленькими казались глаза. К рассказам Хаджи Мукана он отнесся с веселым скепсисом “Больше всех говорил Хаджи Мукан. Мне казалось, он несколько расхвастался. Он утверждал, что уже успел побывать в 56 государствах, 56 раз получал звание чемпиона мира – и в знак этого 56 медалей. Сколько было у него медалей я точно не помню, но их действительно было много и при том из разных стран. Не думаю, чтобы каждая медаль присуждалась ему как чемпиону… Хаджи Мукан продолжал рассказывать, что не встречал борцов, одолевших его. Он бывал побежденным только в тех случаях, когда директор цирка заранее обязывал его падать. Но в Гамбурге, где раз в 3 года собирались сильнейшие борцы мира для честной борьбы, он победил всех. Во время Гамбургских соревнований ему повредили ухо и так разбили губы, что шрамы остались на всю жизнь”.