Философия Канта довершает поэтическую философию. В философии Канта нашло свое выражение теоретическое отражение рефлексии человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии мы находим зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.
Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики[17].
Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.
Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я.
В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия. В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности.
Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности). Другой причиной этой ориентации является так называемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Якоби (1743-1819) «Об учении Спинозы», изданной в 1785 г. Дискуссия, направленная на реабилитацию философии Спинозы, является одной из вех прогрессивного духовного развития в Германии того времени. Гердер участвовал в спинозовской дискуссии своим трактатом «Бог» (1787), в котором попытался модернизировать спинозизм (заменил «распространенность» «органическими силами», моделью для которых служит скорее живое существо, чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации Спинозы, которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога с некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская дискуссия показывает, что послекантовская философия включала в себя и те философские направления в Германии, которые развивались независимо от Канта.
В социальном плане немецкая философия – свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен.
Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала – несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов, – тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2003
2. Бертран Рассел. История западной философии. – Новосибирск. 1994.
3. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Соч. Т. IV. – М., 1959.
4. Канкс В.А. Философия: Учебник для техн. вузов. – Обнинск:
ИАТЭ, 2002.
5. Кант И. Собр. соч.: В 8 т. – М., 1994.
6. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004.
7. Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник для студентов и аспирантов нефилософских специальностей. – Волгоград: издательство Волгоградского гос. ун-та, 2005.
8. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1989.
9. Радугин А.А. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. – Воронеж, 2005.
10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта // Под ред. С. А. Мальцевой. – С-Петербург, "Пневма", 2002, 880 с.
11. Соколов В.В. Введение в классическую философию. – М.: Изд-во МГУ, 1999.
12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.
14. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. – М., 1955.
15. Философия. Учебник // Под ред.Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
16. Философия: Учеб. пособие для вузов. 4.1: История философии /Под ред. В.И. Кириллова и др. – М.: Юристъ, 1996.
17. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина и др. – М.: Русское слово, 2001.
18. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
19. Фихте И. Г. Избранные сочинения. – М., 1916.
20. Хрестоматия по истории философии. Т.1,2,3. – М., 1997.
21. Шеллинг В. Ф. Философия искусства. – М., 1966.
[1] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.
[2] Философия. Учебник // Под ред.Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
[3] Хрестоматия по истории философии. Т.1,2,3. – М., 1997.
[4] Хрестоматия по истории философии. Т.1,2,3. – М., 1997.
[5] Хрестоматия по истории философии. Т.1,2,3. – М., 1997.
[6] Кант И. Собр. соч.: В 8 т. – М., 1994.
[7] Бертран Рассел. История западной философии. – Новосибирск. 1994.
[8] Фихте И. Г. Избранные сочинения – М., 1916.
[9] Шеллинг В. Ф. Философия искусства. – М., 1966.
[10] Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1989.
[11] Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Соч. Т. IV. – М., 1959.
[12] Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. – М., 2004.
[13] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2003
[14] Таранов П.С. 150 мудрецов и философов. Жизнь, судьба, учение, мысли: Интеллектуальный энцикл. справ.: Учеб. пособие: В 2 т. Т.2. – Симферополь-Запорожье: НАРУС-М, 2000. – 832 с.: ил. – (Сер.: Б-ка третьего тысячелетия).
[15] Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. – М., 1955.
[16] Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. – М., 1955.
[17] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта // Под ред. С. А. Мальцевой. – С-Петербург, "Пневма", 2002, 880 с.