HALT
Прерывает процесс моделирования и сбрасывает очередь команд. Срочная команда.
CLEAR A
Сбрасывает статистику процесса моделирования и удаляет из модели все транзакты.
A – ON или OFF. Если операнд А опущен, то подразумевается ON.
Если A равен OFF, то ячейки, логические ключи и элементы матриц остаются без изменений
RESET
Сбрасывает статистику процесса моделирования. Отмечает начало периода измерений.
REPORT A, B
Устанавливает имя файла отчета и запрашивает немедленный отчет
A – должен быть Null
B – NOW или Null. Для совместимости. Разницы между ними нет.
SHOW X
Вычисляет выражение X и отображает результат. Срочная команда.
EXIT A
Выход из системы моделирования.
А – код выхода:1- все объекты сохраняются, -1- объекты не сохраняются, -0 или Null – все изменённые файлы вызовут появление окна сообщения, которое спрашивает сохранять или не сохранять файл.
Основные команды системы моделирования: создание и редактирование программы- имитатора
· Запустите GPSS World C: / Program Files/ Minuteman Software/ GPSS World
· Загрузите программный файл File/ Open……SAMPLE 1
Sample.gps в главное окно
Main Window
· Сохраните программу в файле File/ Save as TMP.gps
· Pедактируйте файл с помощью Search/ Find (Replace)…Go to line
· (вставьте блок BUFFER
· после блока GENERATE) Edit/ Insert Line …BUFFER
· Откройте окно блоков Window/Simulation Window/ Blocks Window
· Cнимите статистику в окне View/ Entity Details
блоков
· Запустите имитацию Command/ Create Simulation
Command/ START 300,NP
· Наблюдайте в окне блоков прогон Window/Simulation Window/ Blocks Window
· Работа со стандартным
· отчетом в Report Window:
· Установить требуемый набор статистики: Edit/ Setting (Reports)
· распечатать: File/ Print
· Наведите порядок с окнами Window/Tile, Window/Cascad
· Сбросить статистику CLEAR
· Выход, завершение сеанса File/Exit
Построение графиков. Динамическое представление переменных (СЧА).
· Запустите систему GPSS World File/Open/Sample1.gps
и пример SAMPLE 1
· Транслируйте модель Command/Create Simulation
· Откройте окно для графика и Window/ Simulation Window/ Plot Window
введите переменные Label: Очередь
Expression: Q$ Barber
Title: Очередь к парикмахеру
· Нажмите кнопку Plot
затем Memorize
· Запустите имитацию и Command/ START 100
наблюдайте в Plot Window
· Прервите имитацию Command/ Halt
· И продолжите Command/ Continue
· Используйте команду SHOW Command/SHOW
для вывода значений переменных …C1 …QM$BARBER
(наблюдайте в Journal Window) .. 1234#5678/345#(67+78)
…RN1000
· Выведите значения переменных Window/ Simulation Window/Expression Window
в Expression Window Label: Активный транзакт
Expression: XN1
· Нажмите кнопку View
затем Memorize
· Из списка Memorized Expressions
выберите выражение Q$Barber
и нажмите View
· Продолжите имитацию Continue
· Наблюдайте статистику в
динамических окнах
· И прервите Halt
· (Сбросить статистику) Command/ RESET (CLEAR)
· Откройте окно устройств Window/ Simulation Window /FacilitiesWindow
· И запустите имитацию Command/START 1000000,NP
· Наиболее часто употребляемые Edit/Setting/ Function Keys
команды можно зашить в
функциональные клавиши
· Создайте отчет немедленно Command/Custom
REPORT,NOW
· Остановите имитацию Halt
· Сбросьте статистику RESET или CLEAR
· Выход File/Exit
Тема З. Освоение языка моделирования GPSS. Основные функциональные объекты GPSS.
Пояснения к урокам 3-6
Содержание базовой концепции структуризации языка моделирования GPSS, описание функциональной структуры GPSS, основных функциональных и статистических объектов, соответствующих моделирующих блоков и стандартных числовых атрибутов приведено в приложениях к настоящим методическим указаниям, которыми следует руководствоваться при выполнении компьютерных уроков 3-6.
Любая команда на языке GPSS выглядит следующим образом:
№ строки (не обязательно) | Метка | Глагол | Операнды (зависят от глагола) | ;комментарии |
В компьютерных уроках используются приемы и команды ручного моделирования для анализа внутренней логической структуры системы моделирования, которые в дальнейшем могут быть полезны для целей верификации и трассировки имитационной модели.
Основные команды ручного моделирования:
STOP А, В,С
Устанавливает или снимает условие остановки.
А – номер транзакта
В – номер блока.
C – ON или OFF
Устанавливает ограниченное количество входов транзактов в блоки, после которого процесс моделирования переходит в состояние останова.
А – количество входов в блок.
Продолжает процесс моделирования
Для анализа внутренней логики работы системы моделирования в уроке используются списки текущих и будущих событий, состояние которых отражено в динамических окнах «Кадр СТС» и «Кадр СБС» (см. Приложение 3, пунк 1.3.).
Для анализа выходной статистики в интерактивном режиме по функциональным объектам GPSS используют следующие графические окна: окно устройств Fasilities Window, окно памяти Storage Window, а также средства построения гистограмм TABLE, QTABLE (см.Приложение 3, пункт 1.7.) и их отображения Table Window.
.
УРОК 3
Транзакты. Блоки GENERATE и TERMINATE.
· Создайте новый File/New
программный файл GENERATE 60 ;Создание нового транзакта
TERMINATE 1 ;Уничтожение транзакта
· И сохраните File/Save as... MYMODEL
· Посмотрите полученную Window/Similation Window/ Block Window
модель в окне блоков
· Транслируйте модель Command/Create Simulation
START 100
и немедленно получите Command/Custom
· Сбросьте статистику CLEAR
и модельное время
· Задайте с помощью средств Command/Custom
ручной имитации STOP
STOP-условия
· И проводите имитацию по Command/Create Simulation
шагам (трассировочные STEP
сообщения наблюдайте в
Journal Window)
· Наблюдайте на каждом
шаге списки текущих Window/Simulation Snapshot/FEC Snapshot
и будущих событий Window/Simulation Snapshot/ CEC Snapshot
(CEC, FEC)
· Используйте команду SHOW Command/SHOW
для просмотра переменных …AC1
…TG1
· Или динамические Window/Simulation Windows/Expressions
окна переменных Время Активный транзакт
AC1 XN1
(View Memorize)
· Можно использовать Window/Simulation Snapshot/User Stops
также окно User Stops (View/Settings)
для задания стоп-условий
и трассировoчных
сообщений
· Снимите стоп- условия STOP,OFF
· Продолжите прогон CONTINUE
Урок 4
Транзакты. Блок ADVANCE.
· Редактируйте программу Edit/Insert Line ADVANCE 61
третьего урока: GENERATE 60 ;Покупатель приходит
ADVANCE 61 ;Покупатели ходят по магазину 61 сек
TERMINATE 1 ;Покупатель уходит
· Транслируйте новую модель Command/Retranslate
· Запустите имитацию Command/
· Аналогичо уроку 3 …………… /Custom START 1000
задайте стоп-условия …………… /STOP
· И проводите имитацию Command/ START 1000
по шагам (команда-STEP) ……..HALT
(можно команды зашить ……..STEP
в функциональные View/Settings/Function Keys
клавиши)
· Наблюдайте списки и Window/SimulationWindow/
статистику в …Blocks Window
динамических окнах …Expressions Window
Window/Simulation Snapshort/FEC
…CEC
· Можно использовать также Command/Custom
команду TRACE для TRACE
получения трассировочных
сообщений в JournalWindow
· Снимите STOP-условия STOP, OFF
· Закончите имитацию …CONTINUE
· Сохраните отчет:
1 способ закройте Report Window
2 способ File/ Open Report
(распечатать) Print sample x.1.1)
· Сбросьте статистику Command/RESET (CLEAR)
· Выход File/Exit
Урок 5
Устройства. Блоки SEIZE и RELЕASE.
· Создайте модель File/New
GENERATE 20 ; Покупатель приходит
SEIZE SALESMASN ;Покупатель начинает обслуживаться продавцом
ADVANCE 4 1;Покупатель разговаривает с продавцом
RELEASE SALESMAN ;Покупатель перестает общаться с продавцом
TERMINATE 1; Покупатель уходит
· Транслируйте Command / Create Simulation
· Откройте окно блоков Window/ Simulation Window/Blocks window
· Запустите имитацию …START 1000
· Откройте окно устройств Window/Simulation Window/Facilities Window
· Остановите имитацию ...HALT
· Анализируйте статистику View/Entity Details
· Моделируйте по шагам …..STOP ….. STEP
· Посмотрите списки Window/Simulation Snapshort/CEC, FEC
· Создайте отчет и Command/Custom…REPORT, NOW
посмотрите
· Сброс RESET
· Выход File/Exit
Урок 6
Задание:
Адаптируйте пример урока 5, введя вместо обслуживающих устройств памяти. Повторите эксперимент.
Урок 7
Очереди. Блоки QUEUE, DEPART. Сбор статистики.
· Откройте файл File/Open SAMPQUE.gps
1 способ
· Запустите имитацию, Command/Create Simulation
· наблюдайте статистику Window/Simulation Window
· по очередям в QueuesWindow /Queues Window
Command/START 1111111
(View/Entity Details)
2 способ
· Прервите имитацию HALT CLEAR
· Вставьте в начало Edit……
программы Waittime QTABLE Barber,2,3,20; Wait times Table
· Транслируйте Command/Retranslate
Command/START 11111111
· Наблюдайте статистику Window/Simulation Window
в Table Window и …/Table Window
других окнах …/Block Window