В июне 1569 г. в Люблине была подписана уния, согласно условиям которой ВКЛ и Королевство Польское объединялись в одно государство — Речь Посполитую. Католическая церковь распространяет свое влияние на белорусских землях, используя орден иезуитов и другие монагцеские католические ордена — бернардинцев, кармелитов, доминиканцев, францисканцев и др. Они должны были содействовать распространению католицизма среди местного православного населения, способствовать ликвидации оппозиционных настроений местной православной шляхты, мещан и горожан, которые не раз в ходе многочисленных войн демонстрировали свои симпатии к России.
Однако и после Люблинской унии оставался православно-языческий белорусский народ, православное духовенство, православные городские братства и даже часть дворянства, которые упорно отстаивали свою цивилизацию. Во многом благодаря простому белорусском у народу, который сделал свой выбор в пользу православной веры, белорусский этнос не исчез.
Православное население на протяжении всего существования Речи Посполитой тяготело к Русскому государству. Историческая справедливость требует отметить, что по сравнению с самодержавной Россией польские порядки были не в пример вольготнее для господствующего сословия. В России, в отличие от Польши, государственные интересы, безусловно, доминировали над личными и узкосословными интересами, а нравственный максимализм — над этическим релятивизмом.
У польских дворян по сравнению с русскими были более развиты личностное начало, культ чувства личной свободы, по крайней мере как некоего идеала, навыки сословной самоорганизации, свободнее было положение женщин. В быту шляхтичи тяготели к следованию общеевропейским нормам, в отличие от русского традиционалистского уклада, где еще долго оставались актуальными средневековые домостроевские порядки.
Особую страницу в истории идеологии белорусской государственности составило проникновение в ВКЛ и Речь Посполитую в ХУI — начале ХУII в. протестантских сек, преимущественно кальвинистского толка. В его основе лежало стремление ряда магнатов, зарившихся на громадные земельные богатства католической церкви и недовольных духовным засильем иезуитов, воспользоваться протестантизмом для еще большего укрепления своего могущества. В этот процесс была втянута зависимая от них мелкошляхетская свита.
В ХУII в. на белорусских землях протестанты стали открывать свои школы, типографии. Они издавали богослужебную и полемическую литературу, в том числе и на старобелорусском языке. Так,С. Будный основал в Несвиже под патронатом князя Радзивилла типографию, в которой издал на старорусском языке протестантский «Катехизис». В. Тяпинский в собственном имении вблизи Лепеля издал «Евангелие» с предисловием.
Из всех реформационных течений наибольшее распространение в Великом княжестве Литовском, в том числе и в Беларуси, получил, как уже отмечалось, кальвинизм. В 5О-е годы ХУI в. в него перешли большинство магнатов и значительная часть шляхты. В бО-е годы на территории Беларуси уже действовали десятки реформационных общин, а при них — церкви, школы, приюты, типографии. Крупнейшими реформационными центрами стали Брест, Несвиж, Витебск, Новогрудок, Клецк, Ивье, Слуцк, и др. Вокруг них групПировались известные ученые, проповедники, писатели, книгоиздатели. Некоторые из них (С. Будный, В. Тяпинский и др.) по своему масштабу достигали уровня знаменитых европейских мыслителей.
Реформационное движение содействовало активизации духовной Жизни общества, оказало благотворное влияние на развитие книгопечатания, гуманистических и рационалистических тенденций в белорусской культуре, расширение ее международных контактов.
Чтобы защитить католицизм от реформационного движения, Ватикан и правящие круги Речи Посполитой сделали ставку на орден иезуитов. Самые опытные миссионеры появились в Великом квяжестве Литовском на следующий год после принятия Люблинской унии. Главным идеологом Контрреформации стал П. Скарга. Иезуиты взяли в свои руки образование, открыли на территории Беларуси сеть костелов и монастырей, занялись благотворительной деятельностью. Это дало свои плоды. Обновленный и усиленный католицизм начал вытеснять протестантские общины. В 7О-е годы ХУI в. социальная база реформационного движения значительно сузилась, а к концу первой половины ХУII в. наступил его кризис. Во второй половине ХУII в. оно под ударами Контрреформации вынуждено было сойти с исторической арены.
И сегодня достойны уважения гуманистические устремления протестантской интеллигенции ВКЛ и Речи Посполитой. Протестантизм, конечно, оказал определенное влияние на культурную историю Беларуси.
Подписанная 28 июня 1569 г. и утвержденная на раздельных заседаниях польского и литовского сеймов Люблинская уния завершила начатый в 1385 г. в Крево процесс поглощения Польшей Великого княжества Литовского. По мере распространения среди литовско-белорусской шляхты польской культуры, обычаев и правосознания у нее складывалось стремление уравняться с польской шляхтой в юридических правах или даже приобрести ее права и привилегии.
В истории идеологии государственности Беларуси особое место занимает Брестская уния (1596 г.). Суть ее заключалась в том, что православная и католическая церкви, объединившись, создавали промежуточную — униатскую церковь (греко-католическую), в которой все обряды, праздники и т.д. должны были оставаться такими же, как и в православии. Это делалось для того, чтобы православные верующие не встретили для себя ничего непривычного в католицизме. Единственным дополнением являлось обязательное признание Папы Римского наместником Бога на земле, а также уплата церковной десятины в пользу Ватикана. Униатская церковь задумывалась как своеобразный гибрид двух церквей (православной и католической) с православной формой и католическим содержанием. Эта церковь должна была стать своеобразным мостом от православная к католицизму, а в политическом отношении — переходом от белорусского и украинского к польскому порядку.
С принятием унии запрещалось совершать церковные обряды по православному канону, крестить детей, венчать новобрачных, отпевать покойников. Православные церкви стали насильственно превращаться в униатские, активно строились и униатские храмы, а униатская церковь стала крупным земельным собственником и эксплуататором народных масс. Народ противодействовал унии, боролся с ней, и это сопротивление затянулось на десятилетия. Не принимавших унию ожидали избиения, угрозы, тюремное заключение, отлучение от церкви. Борьба против национально-религиозного угнетения и после этого не прекратилась, а в середине ХУII в. она вылилась в освободительную войну украинского и белорусского народов, которая длилась с 1648 по 1654 г. И все же к концу ХУIII в. около 80% крестьян Беларуси стали униатами.
Содействовала ли уния развитию белорусской народности и ее государственности? Этот вопрос до сих пор не решен учеными-историками. Однако очевидно, что хранителями белорусской культуры остались народные массы и православное духовенство, а также униатского духовенства.
После первого раздела Речи Посполитой и включения части Беларуси в состав Российской империи (1772) Екатерина II публично что не думает сколько-нибудь стеснять свободу веры. И мператрица повелела губернаторам «вновь присоединенных от Польши областей» наблюдать за полной неприкосновенностью всех конфессий, в том числе православной, католической и греко-католической примеру западноевропейских стран она учредила в 1773 г.
Независимую от Рима Белорусскую католическую епархию с центром в Могилеве. Обеспечивая католикам свободу вероисповедания, Екатерина II не признала за Папой права вмешательства в дела внутреннего устройства местного католического духовенства.
Следует иметь в виду, что на территории Беларуси была разрешена деятельность запрещенного в Европе (1773) ордена иезуитов. С 1812 по 1820 г. в Полоцке действовала иезуитская академия со статусом университета. Ей были подчинены иезуитские училища в Полоцке, Витебске, Могилеве, Орше, Мстиславле, Чечерске, Климовичах. На белорусской территории функционировали также школы доминиканцев, францисканцев и др. В 1816—1826 гг. в Могилеве, Витебске, Минске и Гродно были открыты отделения Российского библейского общества. На протяжении второй половины ХУIII — первой трети ХIХ в. католическая церковь в Беларуси оставалась крупнейшим собственником и влиятельнейшей политической силой.
Более сложным было историческое положение греко-католической церкви, Известно, что ввиду оппозиции греко-католической иерархии действиям российского правительства Екатерина II оказала поддержку деятельности архиепископа могилевского Георгия (Конисского), который в 1772 г. обратился к ней с просьбой о переводе униатов в православие. Однако только в 1780 г. он получил разрешение назначать на вакантные униатские кафедры православных священников, если этого желали прихожане. В результате только за три года (с 1781 по 1783 г.) к православной церкви присоединилось 117 161 человек. Переход в православие осуществлялся еще быстрее после второго и третьего разделов Речи Посполитой (1793, 1795).
В царствование Николая I развивалась ориентация на укрепление православной церкви. Она совпала с реформаторскими настроениями ряда униатских иерархов и получила свое развитие на Полоцком церковном соборе. 12 февраля 1839 г. епископами и «начальствующим духовенством» был подписан «Соборный акт» о воссоединении униатской церкви с православной, а 25 марта «Синодальное деяние» было утверждено императором. Всего в 1839 г. с православием воссоединилось свыше 1600 приходов (более 1 млн 600 тыс. человек).
Октябрьская революция (1917) явилась коренной ломкой прежней системы ценностей. С приходом к власти большевиков положение всех конфессий в обществе радикально изменилось. Деятельность революционной власти началась с принятия специальных законодательных актов по национализации церковных и монастырских земель, с прекращения финансирования духовенства, храмов и религиозных церемоний. В январе 1918 г. были ликвидированы государственные учреждения, которые занимались делами духовенства. 23 января 1918 г. СНК РСФСР принял декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Соответствующий 4 декрет, который сохранил основные положения законодательного акта РСФСР, принял 11 января 1922 г. СНК БССР. Эти акты определяли, что государство не должно вмешиваться в деятельность религиозных организации.