Смекни!
smekni.com

Место предмета преступления в составе преступления (стр. 4 из 5)

Любая деятельность человека вызывает изменения в окружающей действительности. Точно также и общественно опасное деяние влечет определенные негативные изменения в окружающем мире, которые выражаются в виде наступления определенных последствий, вредных для охраняемых уголовным законом благ. Не вдаваясь в дискуссию о том, являются ли общественно опасные последствия элементом самого действия, либо относятся к сфере внешнего мира, можно принять за исходное распространенное определение В.Н. Кудрявцева: "Преступное последствие - это предусмотренный уголовно-правовой нормой материальный и нематериальный вред, причиненный действием объекту посягательства".

В науке уголовного права одни исследователи понимают под общественно опасными последствиями вред, причиняемый объекту преступления, другие различают последствия в широком смысле слова - как вред, причиняемый объекту, и в узком смысле - как вред, причиняемый предмету преступления. Между тем, как думается, данные точки зрения не являются диаметрально противоположными.

Являясь сторонником первой из них, Н.Ф. Кузнецова указывала следующее: "Преступные последствия являются общественно вредными изменениями в объектах, охраняемых социалистическим уголовным правом. Изменения в предметах посягательства, хотя бы они были повреждены или даже вовсе уничтожены, имеют значение лишь доказательства вредных изменений в объекте". Критикуя позицию Т.В. Церетели и В.Г. Макашвили, предлагавших выделять общественно опасные последствия в широком и узком смысле слова, Н.Ф. Кузнецова пишет: "При квалификации преступлений, то есть при установлении в действиях лица признаков соответствующего состава преступления, нас интересуют только объект - элемент состава и ущерб - также элемент состава. Дальнейшие последствия, наступающие вслед за выполнение оконченного состава преступления, учитываются лишь как отягчающие наказуемость обстоятельства".

Однако немало авторов придерживаются иного мнения. В частности, Т.В. Церетели полагала, что "нанесение вреда социалистическим общественным отношениям является последствием в широком смысле слова, последствие в узком смысле слова - это конкретный ущерб, предусмотренный каждым данным составом преступления. В составе убийства - это смерть человека, в составе телесных повреждений - соответствующие изменения в организме человека и т.д. ". Обобщенно данное разграничение проведено у В.Г. Макашвили, который считает последствием в "узком смысле слова" "нанесение определенного вреда предмету посягательства". Еще раньше Н.Д. Дурманов выдвигал тезис о том, что "под последствиями советское уголовное законодательство понимает не только изменения в предметах, но и изменения общественных отношений…". О том, что преступными последствиями могут признаваться изменения в предмете преступления, писал и В.Н. Кудрявцев.

Частично присоединяясь ко второй точке зрения, В.Б. Малинин и А.Ф. Парфенов указывают: "Говоря о преступных последствиях в их реальном, действительном смысле, мы всегда имеем в виду только сам факт порождаемых преступлением изменений окружающего мира. Столь же несомненно, надо полагать, и то, что понятием преступного вреда фиксируется уже не столько сам факт изменений, сколько их значение для людей". Однако эти ученые идут еще дальше и утверждают, что общественно опасным последствием в объективной стороне преступления следует считать не вред объекту преступления, а вред предмету, то есть только материальное последствие. Вред объекту преступления относится к характеристике собственно объекта. При спорности такой концепции общественно опасных последствий, суждения этих исследователей заслуживают внимания, в том числе и при анализе предмета преступления. Тем более, что возможность широкого и узкого понимания общественно опасных последствий фактически признавалась Н.Ф. Кузнецовой, призывавшей не путать "преступные последствия - элементы состава и преступные последствия, виновно причиненные общественно опасными действиями лица, не являющиеся элементом состава, но учитываемые судом при индивидуализации наказания".

Верным является утверждение В.Б. Малинина и А.Ф. Парфенова о том, что преступное последствие является фактическим моментом окончания преступления и в то же время выступает фактической основой, объективной формой проявления преступного вреда, который имеет социально-правовое содержание. Очевидно, что "установление и изучение последствия преступного деяния является первой ступенью в познании преступного вреда" - также как и то, что "выделение предмета преступления необходимо не для определения возникновения общественных отношений, а с целью определить их нарушение". Таким образом, и общественно опасные последствия, и предмет преступления тесно связывает единая цель выделения их в составе преступления - быть ориентиром в установлении объекта посягательства и степени причинения ему вреда.

Помимо этого, вывод о неразрывной связи общественно опасных последствий с предметом преступления следует из анализа механизма преступного посягательства. Наглядно и обстоятельно этот механизм раскрыт Г.П. Новоселовым: "Решение вопроса проясняется, если преступные последствия характеризуются как результат взаимодействия, ибо во всяком взаимодействии предполагается несколько сторон, одна из которых при совершении преступления - сам действующий виновный, а другая - предмет посягательства, или, точнее, предмет действия. Не будет лишним подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о социальном, а, скажем так, о физическом взаимодействии. Думается, что оно как раз и имеется в виду в случаях, когда в юридической литературе при разграничении объекта и предмета с последним увязывается оказание на него непосредственного воздействия… Под преступным воздействием нужно понимать не только физический контакт, но и все иные формы незаконного обращения виновного с предметом преступления". Г.П. Новоселов предлагает рассматривать как вред "не сами по себе изменения, производимые в результате преступного воздействия, а некоторого рода их оценку, отражающую значимость данных изменений для людей. Действия людей способны уничтожить, повредить, видоизменить какую-либо вещь, однако изменения окружающей действительности, порождаемые деянием, вне связи их с отношением к человеку не являются отрицательными или положительными". Такое понимание взаимосвязи преступных последствий и преступного вреда наглядно демонстрирует их тесную взаимосвязь.

О тесной взаимной связи предмета преступления с общественно опасными последствиями свидетельствует и то, что множество видов общественно опасных последствий закрепляется в диспозициях уголовно-правовых норм посредством указания на предмет преступления. Е.В. Благов даже полагает, что "в Особенной части уголовного законодательства указано на вред лишь в отношении предмета преступления, причем он предусмотрен во всех составах". С таким мнением нельзя согласиться полностью, однако в ряде случаев законодатель действительно указывает на общественно опасные последствия через предмет преступления. К примеру, термины "значительный размер", "крупный размер", "особо крупный размер" обозначают общественно опасные последствия через оценку предмета преступления:

1)"значительный размер" в ст.257 - уничтоженных кормовых запасов, в ч.1 ст.260 - незаконно порубленных деревьев и кустарников;

2)"крупный размер" в ст.141.1 - незаконно переданных денежных средств и материальных ценностей, ч.2 ст.146 - контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, п. "в" ч.3 ст.158, ч.3 ст.159, ч.3 ст.160, п. "д" ч.2 ст.161, ч.3 ст.162 - похищенного имущества, п. "г" ч.2 ст.163 - вымогаемого имущества, ст.168 - поврежденного или уничтоженного имущества, ч.1 ст.171.1 - немаркированных товаров и продукции, ч.2 ст.174, ч.2 ст.174.1 - легализуемых денежных средств или иного имущества, п. "б" ч.2 ст.175 - имущества добытого преступным путем, ч.2 ст.186 - поддельных денег или ценных бумаг, ч.1 ст.188 - перемещаемых товаров или иных предметов, п. "б" ч.2 ст. 191, 192 - драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, ст. 193 - средств в иностранной валюте, ст. 199.2 - денежных средств либо иного имущество, за счет которого должно производиться взыскание налогов и сборов, ч.1 ст.228, п. "б" ч.2 ст.228.1, п. "б" ч.3 ст.229 - наркотических средств и психотропных веществ, п. "в" ч.2 ст.231 - растений, содержащих наркотические вещества, ч.3 ст.234 - сильнодействующих или ядовитых веществ, п. "г" ч.2 ст.260 - незаконно порубленных деревьев и кустарников, ч.1 ст.285.1 - бюджетных средств, ч.1 ст.285.2 - средств государственных внебюджетных фондов, п. "г" ч.4 ст.290 - взятки;

3)"особо крупный размер" в ч.2 ст.146 - контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, п. "б" ч.4 ст.158, ч.4 ст.159, ч.4 ст.160, п. "б" ч.3 ст.161, п. "б" ч.4 ст.162 - похищенного имущества, п. "б" ч.3 ст.163 - вымогаемого имущества, п. "в" ч.2 ст.171.1 - немаркированных товаров и продукции, ч.2 ст.228, п. "г" ч.3 ст.228.1 - наркотических средств и психотропных веществ, ч.3 ст.260 - незаконно порубленных деревьев и кустарников, п. "б" ч.2 ст.285.1 - бюджетных средств, п. "б" ч.2 ст.285.2 - средств государственных внебюджетных фондов.