Смекни!
smekni.com

Методические указания по деловой игре по дисциплине исследование систем управления для преподавателей (стр. 2 из 9)

Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучающихся. Студент не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности в области его профессии. Профессиональный интерес предполагает применение методов или форм проведения занятий, имитирующих или воспроизводящих профессиональную деятельность обучаемых, связанную с их интересами.

Для активного обучения характерна принудительная активизация мышления – студент должен быть активным независимо от того, желает он этого или нет; достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности; постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

К числу основных методов, побуждающих студентов к активности, можно отнести деловые игры.

Деловая игра – это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения, в ней синтезируются характеристические признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования и ситуационно-ролевых игр. В деловой игре обучающийся осуществляет деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии.

Деловая игра включает в себя в определенном соотношении такие понятия как «игра», «модель», «имитация», которые взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Деловые игры имеют такие составляющие, которые их принципиально отличают от всех других технологий. Это, прежде всего, операциональный сценарий или блок-структура, в которые заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, то есть участник игры видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

1.2.Сущность деловой игры

Деловые игры как средство обучения практическим действиям стали впервые применяться в военных организациях, где отрабатывались действия командного состава в связи с предстоящей военной операцией. В научный оборот термин «деловые игры» вошел в 1957 году, когда на ежегодном семинаре в Саранак-Лейк американская ассоциация управления подготовила и провела деловую игру «Имитация решения в высшем управленческом звене».

Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Такая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли, как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.

В деловой игре динамичность моделируемой системы определяет необходимость построения участникам игры «цепочки решений» для достижения конечного результата. Решения, принимаемые на основе исходной информации, воздействуют на модель объекта управления и тем самым влияют на изменение его первичного состояния. Оценивание результатов, осуществляемое на каждом фрагменте деловой игры, поступает в игровой комплекс для дальнейшего использования и влияет на последующие результаты, достигаемые участниками. На всех этапах деловой игры происходит взаимодействие, решения принимаются преимущественно коллективно.

Практически в любой деловой игре моделируется реальная профессиональная ситуация. Вместе с тем деловые игры имеют сценарий или блок-структуру, в которые заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, то есть участник игры видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

В деловых играх подчеркнут аспект инструментального обучения и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Поэтому, хотя деловые игры по основному замыслу преследуют задачу столкновения обучаемого с действительностью, «погружения» его в реальную практику, игровая имитационная модель неизбежно эту задачу упрощает, главным образом в направлении придания статичности межличностным и деловым отношениям, что в некоторой степени искажает реальную действительность.

Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих моделей, способствующих лучшему пониманию механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений, развивающих аналитический, диагностический и прогностический потенциал обучаемых.

Основные характеристики деловой игры:

· моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке управленческих или профессиональных решений;

· распределение ролей между участниками игры;

· различие ролевых целей при выработке решений;

· взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

· наличие общей цели у всего игрового коллектива;

· коллективная выработка решений участниками игры;

· реализация цепочки решений в игровом процессе;

· многоальтернативность решений;

· наличие управляемого эмоционального напряжения;

· наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (поощрение и наказание, оценка принимаемых решений участников деловых игр).

Использование деловых игр в процессе обучения повышает интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в деловых играх, формирует реальную самооценку обучающихся; возрастает мотивация к освоению инновационных знаний и развивается инновационное мышление; накапливается опыт правильной оценки возможных реальных ситуаций. Приобретению участниками игры навыков принятия решений способствует получение информации основанной на конкретных примерах.

1.3.Виды деловых игр

В зависимости от целевой направленности выделяются следующие виды деловых игр:

производственные – ставят целью принятие решений по проблемам производства, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;

исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;

квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, продвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала;

дидактические (учебные) – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.

В практике игрового моделирования используются следующие признаки классификации деловых игр:

по назначению – учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, аттестационная, универсальная;

по форме взаимодействия участников – игра с взаимодействием (установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);

по динамике моделируемых ситуаций – саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от трудностей решения задач) регламентом;

по способам обработки и передачи информации – ручная (без применения технических средств; с использованием обычных – тех-средств оргтехники, с использованием ЭВМ, с использованием Интернет);

по скорости игрового времени – с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени (при отсутствии нормированного аналога в реальной жизни);

по типу коммуникации – с использованием устной, письменной (вербальной и невербальной), визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации;

по конечному продукту игры – с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.

1.4.Технология создания деловой игры

Создание деловой игры необходимо начинать с определения целей её применения. Это могут быть педагогические и игровые цели. Педагогические цели включают основные параметры модели обучения студентов или повышения квалификации руководителей и специалистов к инновационной деятельности и могут быть сформулированы в терминах действия, например: «освоить…», «овладеть …», «научиться …» и пр.

Данные цели носят не только педагогический (обучающий), но и развивающий характер, что позволяет ввести дополнительно исследовательские цели.

Введение исследовательского этапа в деловую игру способствует корректировке параметров, что позволяет конкретизировать объект имитации и «посмотреть на него глазами» обучаемых, то есть учесть мнения различного контингента играющих и, главное, творчески подойти к решению предлагаемой проблемы с освоением навыков ведения дискуссии и обоснованности собственных высказываний.

Установка на исследование способствует достижению в деловой игре чрезвычайно важной цели – развития личности участника игры.

К таким целям относятся:

· приобретение опыта делового общения;

· овладение социальными нормами формальной коммуникации;

· формирование положительной установки на внедрение инноваций;

· корректировка индивидуального стиля;

· развитие навыков коллективного принятия решений в условиях конструктивного взаимодействия и сотрудничества и др.