Смекни!
smekni.com

Методические указания по деловой игре по дисциплине исследование систем управления для преподавателей (стр. 4 из 9)

«Выгружение из игры». С этой целью командам предлагается разработать «Памятку», или «Урок, которые можно извлечь». Существует много техник, способствующих «выгружению» участников из игрового процесса. Их выбор зависит от целей игры и игротехнической компетентности преподавателя. Завершающая часть игры может быть посвящена размышлениям участников об их будущем, о перспективах использования в учебном процессе такого рода технологий обучения, домашним заданиям и т.д. В зависимости от целей игры можно также поменять местами два последних фрагмента, так как рефлексия, кроме того, может потребовать достаточно большого времени и после нее иногда бывает сложно переключиться на игровое взаимодействие.

Большие возможности для повышения эффективности игрового обучения и выходящего за пределы игровой процедуры дальнейшего самопознания ее участников дает видеозапись. С ее помощью становится возможным для участников игры:

· посмотреть и проанализировать свое поведение как бы со стороны,

а для руководителя и всех участников:

· отобрать, отдельно рассмотреть и детально обсудить наиболее важные эпизоды игры, подобрать оптимальные варианты поведения;

· проверить правильность самооценок игроков, а также оценок наблюдателей и руководителя;

· установить степень успеха обучаемых посредством сопоставления фрагментов первого и повторных проигрываний ими одних и тех же ролей или ситуативных действий.

При просмотре видеозаписи следует обращать особое внимание на корректность ее использования. Так, например, многократные показ и публичное обсуждение ошибочных форм поведения отдельных игроков может задевать их чувство собственного достоинства.

Один из важнейших факторов успеха деловой игры — это руководство игрой, контроль за ее процессом. Руководитель выполняет в организации игры следующие функции:

· оценивает целесообразность проведения игры и формирует (лучше на основе добровольности) состав ее участников;

· знакомит с условиями и правилами игры, консультирует участников;

· готовит или адаптирует применительно к конкретным условиям базу данных для начального периода игры; устанавливает ее регламент;

· осуществляет текущий контроль за соблюдением правил игры;

· следит за соблюдением в процессе игры этических норм, защищает «меньшинство» от группового давления и предотвращает возможные личные обиды и конфликты;

· помогает выявлять и анализировать неэффективные способы действий и овладевать эффективными моделями поведения;

· следит за ориентацией игрового процесса на достижение поставленных целей, предотвращает возможные отклонения и «заносы» (например, переход участников ролевой игры к выяснению личных взаимоотношений);

· собирает по завершению игры ее рабочие документы (решения задач, отчеты и т.п.) и проверяет правильность их заполнения;

· оценивает результаты выполнения заданий, поведение участников и т.п., делает общие выводы, дает частные рекомендации конкретным участникам игры.

Для выполнения этих и некоторых других функций руководитель должен обладать соответствующими качествами:

· чувствовать состояние участников и обладать коммуникационными способностями;

· уметь вербализировать (точно выражать в словах) чувства и поведение участников и делать обобщения;

· быть объективным, не стоять на стороне какого-либо участника или команды;

· уметь корректно сопоставлять правильные и неправильные позиции участников, не задевая чувство собственного достоинства их носителей;

· быть внимательным к каждому участнику, учитывать интересы отдельных игроков и всей группы;

· уметь понятно представить ситуацию, обрисовать и показать правильные образцы поведения;

· быть готовым находиться в тени, на заднем плане игры, удерживаться от чрезмерного вмешательства в ее процесс, предоставляя тем самым широкую свободу действий ее участникам.

В полной мере удовлетворять этим и некоторым другим требованиям может лишь квалифицированный и опытный руководитель.

2.ВАРИАНТЫ СЦЕНАРИЕВ ДЕЛОВЫХ ИГР ПО КУРСУ «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

2.1.Деловая игра №1«Проектирование предприятия в конкурентной среде»

Цели проведения игры.

Игра «Проектирования предприятия в конкурентной среде» предназначена для закрепления пройденных материалов по дисциплине «Исследование систем управления» и проводится на последнем семинаре.

Игра «Проектирование предприятия в конкурентной среде» должна сформировать в сознании её участников образные модели предприятия.

Реализация этой цели предполагает:

1. Создание в игре достаточного числа ситуаций, показывающих необходимость утверждения положительного образа вновь созданного предприятия.

2. Единство этих ситуаций, умелое выделение общего и особенностей работы предприятий в различных ситуациях.

Наличие перечисленных предпосылок формирования игрового образа обеспечивает достижение целого комплекса учебных подцелей (и наоборот обеспечивается им). Так, первая предпосылка для «Проектирования предприятия в конкурентной среде» равносильна реализации следующих подцелей:

· дать практические навыки принятия решений по проектированию и обоснованию управленческих решений, а также проведения соответствующих экономических расчетов на основе релевантной информации;

· дать практический материал для сравнения и выбора предпочтительных форм проектирования предприятия и осуществления хозяйственной деятельности предприятия;

· сформировать навыки создания команды и управления ею в разных ситуациях и в условиях структурных неопределенностей.

Множество ситуаций, порождаемых игрой, должно обладать внутренним единством. Это проявление единой сущности, выражаемой системой экономических законов и категорий, а также элементов психологии в рамках группового поведения и индивидуальных особенностей, которые должны стать обобщением всей событийной ткани игры.

Следовательно, вторая предпосылка связана с другой группой подцелей:

· продемонстрировать участникам игры связь экономических показателей и законов, а также законов и правил психологии с реальной действительностью;

· научить активному воздействию на ситуацию, основанную на понятии экономической и психологической сущности своих действий, воспитать активный стиль экономического мышления.

Третья предпосылка делает деловой образ отражением действительности, придаёт реалистичность достаточно символичной форме такой игры как «Проектирование предприятия в конкурентной среде». Как правило, игроки стараются (и к этому их должен поощрять преподаватель) привлечь свои прежние знания и приобретённые за время подготовки к игре для интеграции делового опыта. Вместе с тем они стремятся расширить полученные знания, распространить их за пределы игры, включая свой кругозор, новые факты и понятия. Отсюда получаем ещё одну важную подцель:

• стимулировать участников игры к дальнейшему более углубленному изучению вопросов, связанных с исследованием систем управления, менеджмента малого бизнеса, организационному поведению, теории организаций, стратегическому менеджменту, маркетингу и т.д.

Краткое описание игры

Все участники игры делятся на отдельные команды по 5-7 человек во главе с выбранными ими руководителями. Перед началом игры они выбирают также стратегию своего поведения, которая может строиться как на сугубо прагматических основаниях — занятие более высокого места в игре в результате выбора наиболее яркой и предпочтительной формы проектирования своей работы, так и на общественной значимости и на степени проработанности вопросов содержания экономической деятельности в плане развития научно-технических достижений, разработки и внедрения различных инноваций в сфере услуг, товаров и самой организации их производства и представления.

Команда каждого предприятия должна придумать название, слоган, разработать корпоративную культуру, миссию, разработать организационную структуру, сферу деятельности предприятия, ассортимент выпускаемой продукции, изделий или предоставляемых услуг, варианты технологии их производства и сбыта, соответствующие её целям и наличным ресурсам. Учитывается также и внешний вид участников (см.табл.1). Студент должен быть опрятно и аккуратно одет. На костюме необходимо прикрепить бейджик, на котором необходимо написать ФИО студента и должность, которую он занимает на предприятии.

По итогам каждой презентации проекта, успешность предприятия оценивается с точки зрения его оригинальности в целом, а также по отдельным её компонентам с поправочными коэффициентами, указанными в таблице критериев оценки:

· внешний облик участников – 1;

· наличие наглядных материалов- 1;

· работа в команде- 1;

· проведение презентации-2;

· ответы на вопросы- 2;

· участие в обсуждении-3.

В презентации проекта предприятия обязательное участие всех участников.

Таблица 1

Результаты оценки выступления команд

№№ п/п Название команды Внешний облик участников Наличие наглядных материалов Работа в команде Проведение презентаций предприятия Ответы на вопросы Участие в обсуждении Сумма

Список наиболее отличившихся участников игры

________________________________________________________________