Смекни!
smekni.com

Методические указания по деловой игре по дисциплине исследование систем управления для преподавателей (стр. 5 из 9)

Как видно из таблицы, общая оценка включает в себя участие каждой команды в обсуждении в качестве конкурента или потребителя продукции (услуги) другого предприятия на рынке, а также в процессе официального оппонирования со стороны руководителей других команд.

Суммарная оценка определяется как средняя арифметическая оценок всех экспертов, участвующих в игре.

Участники игры внутри каждой команды распределяют между собой две группы ролей (т.е. структурируются двояким образом), во-первых, в соответствии с должностью на предприятии: от директора предприятия, президента компании, главного менеджера до руководителей ведущих подразделений предприятия (остальные члены команды). Во-вторых, - по ролевым функциям в коллективе, составляющем игровую команду. В качестве таковых можно рекомендовать выделить роли - капитана (играющего тренера), его заместителя, оратора-президента, адвоката (защитника), критика (нападающего), генератора (эрудита), демонстратора и т.д.

Предварительное распределение состава команд по ролевым и должностным функциям способствует лучшей организации и оптимальной концентрации и координации усилий команды в подготовительный период, а также в процессе самой игры при работе команды в режиме «вопросов-ответов».

Задача каждой команды в процессе игры состоит в:

· презентации спроектированного предприятия (допускается использование любых наглядных материалов и выразительных средств при проведении рекламной компании и представлении фирмы);

· определении юридического статуса предприятия;

· формулировке миссии и стратегии предприятия;

· описании вида деятельности;

· слогана, корпоративной культуры;

· разработки организационной структуры;

· оценке рынков сбыта, конкуренции, рисков и т.д.

Все эти материалы оформляются в виде аналитической записки и перед началом презентации передаются в жюри. В записке указываются ФИО участников.

Особенности регламента и правила проведения игры

1.Порядковый номер выступления команд устанавливается жеребьевкой на установочных занятиях.

2.Открытие игры и представление членов команд (5 мин.)

3.Каждая команда делает основной доклад при презентации своего предприятия, используя вспомогательные аудио-визуальные средства, печатные, рекламные материалы и т.д. (6 мин. + 1 мин. на подготовку).

4.После основного доклада выступающей команде задаются по три вопроса от других команд. Первый вопрос задает руководитель проекта, второй - обязательно, один из членов его команды. Отвечать на вопрос может любой из членов выступающей команды. Каждый вопрос-ответ суммарно занимает не более 1 мин. (На вопрос из этого времени отводится не более 20 секунд)

5. Руководители всех команд, кроме выступающей в данный момент, выделяются в особую группу оппонентов, которые дают предварительную (до жюри) словесную, содержательную оценку презентации. Оценка производится с учетом основного доклада и всех ответов на вопросы. Выступления в заключении по 3 мин.

6.После вопросов, ответов и выступлений оппонентов (капитанов других команд) выступающей команде предоставляется право на ответное слово (не более 5 мин.).

7.Каждый из участников игры в начале выступления с вопросом или ответом четко называет свою фамилию и номер команды. Наиболее отличившихся члены жюри выделяют в особый список, и они отмечаются персонально по итогам игры.

8.Результаты оцениваются от 1 до 5. После выставления проставляются баллы, умноженные на поправочные коэффициенты.

9. Итоговая оценка подводится членами жюри в течение 10-20 минут. На заключительное слово председательствующему и членам жюри отводится 10 минут. При подведении итогов членами жюри отмечаются команды, занявшие первые три места и персонально отличившиеся члены команд.

10. Итого суммарно вся игра займет 4 академических часа .

2.2.Деловая игра №2 «Организационные начала»

Подготовка игры

Руководитель игры:

· анализирует анкетные данные участников игры в целях предварительного распределения игровых ролей;

· готовит образцы необходимых документов для игры;

· разрабатывает условия и сценарий игры;

· определяет регламент (расписание) игры;

· разрабатывает инструкции игрокам и проводит инструктаж участников игры.

Участники игры:

· изучают рекомендованную к данной теме литературу;

· самостоятельно определяют источники информации по теме, подбирают и анализируют ее;

· готовят для обсуждения в подгруппах и окончательного утверждения свои предложения по: названию фирмы, фирменному знаку, виду продукции или услуги, территориальному размещению фирмы, поставщикам сырья и материалов и потребителям готовой продукции;

· разрабатывают схему организационной структуры будущей фирмы для обсуждения в подгруппе, выработки оптимального варианта и его окончательного утверждения.

Цель игры

Приобретение практического опыта работы с исходными документами и материалами для создания фирмы и разработки ее организационной, управленческой и информационной структуры.

Условия игры

1. В зависимости от количества студентов группа распределяется по подгруппам с учетом интересов участников по 5 человек в каждой.

2. Фирма создается как акционерное общество закрытого типа.

3. Размер уставного капитала определяется действующим законодательством.

4. Руководитель игры исполняет должность менеджера высшего ранга и ведет арбитраж. Все остальные должности высшего и среднего звеньев управления вакантны.

5. Каждый участник игры располагает денежным капиталом в размере 100 млн. руб., вложенным в один из коммерческих банков.

6. Создание, расширение и развитие фирмы осуществляется, за счет собственных средств и коммерческого кредита.

Сценарий игры

1. После распределения студентов на подгруппы руководитель игры ставит перед ними проблемную ситуацию – определить игровые роли в будущей фирме путем выборов:

а) инициативной группы по подготовке и проведению общего собрания акционеров – по одному представителю от подгруппы;

б) для выборов президента (генерального директора), главного бухгалтера, главного инженера фирмы – кандидатуры избираются общим собранием.

2. На общем собрании обсуждаются и утверждаются: название фирмы, фирменный знак, вид продукции, место расположения фирмы, источники финансирования, разработчики проектов и т. д.

3. При положительном решении поставленной проблемы руководитель ставит перед высшим руководством задачу – сформировать среднее звено руководства фирмы, т. е. назначить своим приказом начальников (менеджеров) отделов и служб.

4. Далее игра переходит в следующую стадию, на которой каждый из ее участников определяет права и обязанности по занимаемой должности и представляет на утверждение президенту фирмы. Объем прав и обязанностей упрощается для решения одной игровой задачи – разработки оптимального варианта организационной структуры фирмы, структуры управления, структуры информационного обмена, схемы административной и функциональной подчиненности подразделений и служб, описания связей между ними, их предназначения, функций и задач.

5. Разработанные документы визируются по линиям взаимосвязи подразделений и служб и представляются на утверждение руководителю игры.

6. На заключительной стадии игры участники переходят к обсуждению в подгруппах финансовых вопросов (предварительный, примерный анализ затрат на разработку устава фирмы, технико-экономического обоснования проекта строительства, бизнес-плана и других документов, иных видов затрат, связанных с созданием фирмы и ее подразделений). Итоги обсуждения представляются президенту фирмы, главному бухгалтеру и главному инженеру для подготовки проектов решения последующих задач деятельности фирмы.

В заключении деловой игры руководитель заслушивает краткие сообщения всех должностных лиц по итогам их работы и ставит задачи по подготовке к следующему циклу игры.

Регламент (расписание) деловой игры

Данный документ составляется руководителем игры и зависит от количества часов, выделенных для ее проведения, от уровня подготовки студентов, их специализации, практического опыта, материально-технического и методического обеспечения игры. Основное время должно быть направлено на создание и отработку документов фирмы, отражающих ее организационную, управленческую и информационную структуры.

Можно предложить следующий регламент проведения пленума деловой игры.

1.Открытие игры и представление членов команд (5 мин.)

2.Каждая команда делает основной доклад при презентации своего предприятия, используя вспомогательные аудио-визуальные средства, печатные, рекламные материалы и т.д. (6 мин. + 1 мин. на подготовку). Порядковый номер выступления команд устанавливается жеребьевкой

3.После основного доклада выступающей команде задаются по три вопроса от других команд. Первый вопрос задает руководитель проекта, второй - обязательно, один из членов его команды. Отвечать на вопрос может любой из членов выступающей команды. Каждый вопрос-ответ суммарно занимает не более 1 мин. (На вопрос из этого времени отводится не более 20 секунд)

4. Руководители всех команд, кроме выступающей в данный момент, выделяются в особую группу оппонентов, которые дают предварительную (до жюри) словесную, содержательную оценку презентации. Оценка производится с учетом основного доклада и всех ответов на вопросы. Выступления в заключение по 3 мин.

5.После вопросов, ответов и выступлений оппонентов (капитанов других команд) выступающей команде предоставляется право на ответное слово (не более 5 мин.).

6.Каждый из участников игры в начале выступления с вопросом или ответом четко называет свою фамилию и номер команды. Наиболее отличившихся члены жюри выделяют в особый список, и они отмечаются персонально по итогам игры.