Смекни!
smekni.com

Методические указания к учебно-методическому комплексу «Основы групповой психотерапии» «теоретико-методологические основания групповой психотерапии» (стр. 3 из 8)

Сам психотерапевтический процесс в группе предполагает выработку более четкого способа коммуникации. Клиент, пытаясь активно участвовать в групповом процессе, достигает понимания окружающих и начинает понимать попытки других участников выразить себя. Психотерапевт вербализует происходящее, показывая смысл того, что происходит в группе, и объясняя источник проблем. Таким образом психолог выражает в четких словесных формулах то, что могут понять и разделить все члены группы. Он интерпретирует содержание взаимодействий в группе, комментирует реакции ее участников. Однако сам психотерапевт не ограничивается только своими вербализациями и комментариями. Он при любой возможности активно поощряет участников группы к этому.

Основная цель психоаналитической группы – достижение инсайта и приспособления к ситуации. Инсайт помогает приспособиться. А приспособление – достичь инсайта. Группа рассматривается в групповом психоанализе с точки зрения создания возможности для взаимного переноса в условиях терпимости, безоценочности и принятия любых реакций.

Специфической характеристикой аналитической группы является ее количественный состав – 7-8 человек + психотерапевт. Это необходимо для того, чтобы наблюдать психологические реакции каждого участника и исследовать причины их возникновения. Особое внимание уделяется бессознательным аспектам духовной жизни, открывая то, что в обыденной жизни остается скрытым. Акцент делается на переводе невротического симптома на вербальный язык проблемы: на продвижении от уровня символов и фантазий на уровень смысла и значения поведения. Фулкс выделил 4 уровня обобщения проблемы:

1 Уровень текущих событий – рассказ о своей жизненной ситуации, о происходящем в группе «здесь и теперь», на этом уровне происходит восприятие психотерапевта в качестве авторитетной фигуры.

2 Уровень переноса – отношения и взаимодействия членов группы рассматриваются в свете взаимных переносов. Группа может представлять собой семью, ее членов. А психотерапевт – отца или мать.

3 Уровень телесных или психических образов. Проекция на других участников отвергаемых образов Я, любимых или ненавидимых объектов. Фулкс также считал, что группа может отражать и образ тела (участники группы – как части тела).

Бихевиоральная группа

Ориентирована на директивное манипулирование поведением, научение адекватным (с точки зрения психотерапевта) поведенческим моделям с помощью групповых механизмов воздействия на личность. Здесь групповые механизмы воздействия на личность используются для приведения поведения в соответствие с каким-то внешним образцом поведения. Активно используются пресекающие или подавляющие групповые влияния, положительное или отрицательное подкрепление в ситуациях оперантного обусловливания (подчеркивание результата нового действия) или классического обусловливания (подкрепление новой модели вне зависимости от результата). Здесь широко используется предварительное тестирование и обследование участников, чтобы иметь представление об исходных параметрах и их степени отличия от образцовых, после чего психотерапевт открыто манипулирует соответствующими групповыми факторами для формирования ожидаемых им поведенческих реакций.

Гуманистическая группа

Ориентирована на диалогическое общение в условиях референтных отношений власти, результатом чего оказывается самопознание клиентами себя с помощью психотерапевта, выступающего в роли зеркала их внутреннего мира Ориентирована на самопознание и самолечение психологических проблем клиентов. Групповые механизмы воздействия на личность направляются на самопознание, на выход из эго-синтонической позиции (когда в моих проблемах виноваты только окружающие, а не я сам). Основные процессы в группе – саморефлексия и установление конструктивных отношений с учетом своих особенностей. Самораскрытие положительных аспектов своего опыта в групповом общении выступает основным методом терапии.

3 Подготовка и организация работы психотерапевтической группы

Отбор клиентов в психотерапевтическую группу

Отбор начинается с процедуры оценки потенциальных клиентов по критериям исключения: кто из потенциальных клиентов не сможет эффективно работать в подходящей для решения их проблемы группе конкретного формата (долгосрочная или краткосрочная, гомогенная или гетерогенная, интерационная или когнитивно-поведенческая, гуманистическая и т.д.).

Главным ограничением является неспособность клиента участвовать в выполнении основных задач группы. Например, клиент с диссоциальными нарушениями (вызывающими трудности в установлении эффективных социальных контактов) поначалу будет активным участником, но затем продемонстрирует свою базовую неспособность строить отношения и начнет нарушать работу группы. Поэтому не следует включать в гетерогенную группу лиц с нарушениями личности.

Не следует включать в группу лиц на пике эмоциональных переживаний. Для них более эффективна кризисная психотерапия в индивидуальном формате, семейная психотерапия. Или особая кризисная группа с гомогенным составом участников.

Не следует включать в группу лиц, не имеющих возможности стабильно посещать ее или живущих слишком далеко от места проведения встреч (отсроченный эффект работы в группы в сочетании с долгой дорогой провоцируют клиента прервать терапию).

Критерии включения в группу

1. Высокая мотивация, связанная с готовностью принять на себя хотя бы часть ответственности за возникновение межличностных проблем. Если клиент демонстрирует устойчивое нежелание принимать ответственность за исход лечения и стойкое нежелание работать в группе, то его не стоит делать участником группы. Ожидания клиента об успешности терапии играют существенную роль.

2. Наличие очевидных проблем в межличностной сфере (одиночество, социальная изоляция, робость, чрезмерная настроенность на соперничество, агрессивность, резкость, склочность, подозрительность, авторитарность, нарциссизм, зависимость, низкая самооценка).

3. Низкая эффективность индивидуальной терапии по причине:

– ограниченной способности разговаривать о событиях собственной жизни;

– эгосинтонической позиции в самооценке (когда Я-реальное совпадает с Я-идеальным);

– повышенной импульсивности (потребность действовать сразу по возникновении чувства), потому что в индивидуальной работе психологу трудно одновременно быть участником и наблюдателем процесса, а в группе эти роли распределяются между участниками, и участникам, оказавшимся в роли наблюдателя, клиент больше доверяет в обратной связи;

– крайнего интеллектуализма (потому что в группе значителен аффективный компонент взаимодействия);

– серьезных переносов на психолога, когда интимность общения один-на-один оказывается затруднительной или когда ориентация на мнение психолога (или противопоставление мнению психолога) принимают крайние формы.

– контрпереносов у психолога.

Под контрпереносом понимается такое психологическое состояние человека, оказывающего психотерапевтическую помощь, при котором возникает острое переживание внутриличностного конфликта, вызванное взаимодействием с клиентом. В психоаналитической терминологии под контрпереносом понимается проекция психологом своих эмоций по поводу собственного неразрешенного внутриличностного конфликта на клиента со сходной психологической проблемой. В другом значении под контрпереносом понимается чрезмерная эмоциональная (личностная) вовлеченность психолога в процесс психологической помощи, что мешает психологу оказывать помощь, выстраивая профессиональные отношения с клиентом (с позиции безоценочности, нейтралитета, принятия).

Субъективные показатели контрпереноса:

– подавленность и неприятные чувства, возникающие у психолога во время или после встречи с клиентом (чувства могут быть направлены как на клиента, так и на его/её окружение);

– страх самому/самой оказаться в подобной проблемной ситуации;

– чувство вины за то, что случилось с клиентом;

– переживание печали и горя по поводу проблемы клиента;

– чувство усталости, стыда или отвращения во время работы с клиентом;

– скованность и онемение, возникающие в ответ на рассказ о проблеме клиента;

– чувство долга помочь клиенту; восприятие себя в качестве спасителя;

– восприятие клиента как слабого, жалкого существа и преувеличение степени его/её проблемности, неспособности самостоятельно решать проблему;

– возникновение выраженной симпатии, нежных чувств к клиенту;

– серьезные опасения в своей способности помочь клиенту, моральная и профессиональная разочарованность в своих возможностях;

– неверие в то, что проблема клиента на самом деле может быть серьезной;

– острое желание обсудить личность клиента с другими коллегами, нарушив правило конфиденцальности.

Поведенческие показатели контрпереноса:

– избегание встреч с клиентами, имеющими определенные проблемы;

– небрежность в выполнении договоренностей (забывание о назначенной встрече, опоздание на встречу, работа с клиентом сверх оговоренного времени);

– стремление идти на неоправдан6ные уступки или совершать действия, полезные клиенту, в ущерб собственным интересам;

– поощрение в клиенте сопротивления в форме демонстративного поведения;

– попытки психолога произвести впечатление на клиента или на коллег (продемонстрировать, насколько важен именно этот клиент);