Смекни!
smekni.com

Ермолович В. Ф., заместитель начальника научно исследовательского учебно-методического центра мвд республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент, подпо (стр. 11 из 25)

Неотъемлемой составной частью криминалистической характеристики преступлений является криминалистическая классификация способов сокрытия отдельных видов (групп) преступлений.

В криминалистике, отмечают Р.С. Белкин и А.И. Винберг, как и в других областях знания, систематизация и классификация служат средством проникновения в сущность познаваемых явлений и предметов, установления связей и зависимостей между ними, выражения отношений между элементами структуры, между подсистемами[79]. Наряду с тем, что криминалистическая классификация служит одним из средств познания, помогает исследовать предметы и явления, выявить закономерности их развития, она «помимо своего гносеологического знания представляет собой также и одно из средств практической деятельности, разрабатываемое криминалистикой для борьбы с преступностью»[80].

Классификация способов сокрытия преступлений, являясь одной из наиболее значимых для процесса доказывания по уголовному делу, играет существенную роль при организации криминалистических учетов, построении и проверке версий, определении тактики проведения отдельных следственных действий, ревизионных и иных мероприятий. Она способствует в конкретных следственных ситуациях более качественной оценке информации об обстоятельствах преступления, принятию уголовно-процессуальных решений, розыску и изобличению преступников, отысканию ценностей, добытых преступным путем, возмещению причиненного преступлением материального ущерба.

Наиболее удачной, на наш взгляд, можно рассматривать классификацию способов сокрытия Р.С. Белкина, отражающую главную сущность – содержательную сторону деятельности по сокрытию преступлений. Им предложено способы сокрытия преступлений разделить на следующие группы:

- сокрытие преступления путем утаивания информации и (или) ее носителей;

- сокрытие преступления путем уничтожения информации и (или) ее носителей;

- сокрытие преступлений путем маскировки информации и (или) ее носителей;

- сокрытие преступления путем фальсификации информации и (или) ее носителей;

- смешанные способы[81].

Бесспорно, что данная классификация имеет большое как научное, так и практическое значение. Однако, соглашаясь в основном с классификацией Р.С. Белкина, необходимо учитывать, что перечисленные способы, за исключением инсценировок и симуляции, на практике встречаются в чистом виде очень редко. Как правило, они являются отдельными элементами сложного способа сокрытия преступления[82]. Кроме этого, данная классификация имеет мало причинно-следственных связей с признаками способов сокрытия, встречающимися на практике в разных следственных ситуациях, что, естественно, ограничивает наличие ассоциативных связей у следователя (сотрудника органа дознания) между теоретическими знаниями способов сокрытия преступлений и их признаками в условиях раскрытия и расследования преступления.

Представляется, что способы сокрытия отдельных видов (групп) преступлений целесообразно классифицировать по нескольким основаниям. Это позволит показать их многие стороны и более полно раскрыть криминалистическую сущность сокрытия преступления. Рассмотрим отдельные, имеющие научную и практическую значимость, наиболее обоснованные и заслуживающие внимания подходы ученых к решению проблемы классификации способов сокрытия преступлений.

1. Длительность воздействия (степень эффективности) способа сокрытия преступления на ход и результаты расследования.

Признаки совершенного и скрываемого преступления в ряде случаев длительное время остаются вне поля зрения сотрудников правоохранительных органов, непосредственно занимающихся выявлением, раскрытием и расследованием преступлений. Данное обстоятельство существенно ограничивает своевременное раскрытие и расследование преступления. В отдельных случаях это приводит к латентности деяния. Преступниками и иными субъектами сокрытия преступления избираются такие способы, в результате применения которых доказательственная информация не попадает в сферу расследования. Ими скрывается сам факт деяния или отдельные его обстоятельства. Например, скрывают похищенное имущество, орудия и средства совершения преступления. Здесь идет расчет на то, что скрываемые сведения не станут достоянием следователя, и расследование полностью будет лишено соответствующих доказательств. К числу таких способов относятся ложные показания, отказ от дачи показаний, полное уничтожение орудий, использованных при совершении преступления, продажа вещей, добытых преступным путем («перевод добытого преступным путем в деньги») и т.д.

В отдельных случаях субъекты сокрытия преступления направляют свое противодействие расследованию так, чтобы лишь отсрочить момент обнаружения скрываемого ими преступления либо его отдельных обстоятельств. При этом сокрытие является временным. Скрываемые следы такого преступления могут быть обнаружены по истечении какого-то промежутка времени. К числу таких способов относятся, например, такие, как временный выезд преступника в другой населенный пункт, смена одежды после совершения преступления, продажа автомобиля, с использованием которого было совершено преступление.

На основании изложенного, с учетом характера умысла субъекта, способы сокрытия преступлений по признаку длительности воздействия на ход и результаты расследования, можно подразделять на:

а) постоянные, рассчитанные на то, что скрываемые субъектом сведения о преступлении или отдельных его обстоятельствах не будут установлены расследованием на протяжении длительного времени, по истечении которого виновный в преступлении не может быть согласно закону привлечен к уголовной ответственности (например, в силу истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, утраты лицом либо преступлением общественной опасности, либо в связи с вступлением в законную силу акта амнистии);

б) временные, предполагающее получение только выигрыша во времени (например, для сокрытия следов хищения в период проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, ревизии, какого-либо следственного действия) [83].

2. Вид действий, препятствующих включению доказательственной информации о следах преступления и преступника и (или) их носителях в сферу уголовного судопроизводства.

Анализ практики свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев преступники стремятся в первую очередь скрыть уже возникшие следы преступления. Например, подготовить фиктивные документы о сокрытии недостачи товарно-материальных ценностей, образовавшихся в результате хищения; оказать психическое или иное воздействие (вплоть до убийства) на свидетелей, знающих обстоятельства совершения преступления; уничтожить следы на месте совершения преступления. Однако так бывает далеко не всегда.

Следы (признаки), предполагающие содержание доказательственной информации о преступлении, могут не возникнуть в результате действий субъекта сокрытия. Произведенные определенным способом действия иногда не приводят к образованию обычных для конкретной ситуации следов или же сокращают их возникновение до минимума. В результате этого расследование лишается необходимых сведений об обстоятельствах преступления. Поэтому преступники стремятся избрать в целях сокрытия способы, позволяющие избежать, предотвратить появление признаков, указывающих на совершенные преступные действия. Например, для убийства могут быть избраны химические вещества, позволяющие скрыть причину смерти. Место и время использования этих веществ, по мнению преступника, предотвратит восприятие процесса совершения преступления окружающими. Здесь преследуются одновременно две цели – наступление смерти и сокрытие преступного результата, его последствий. В число подобных способов, направленных исключительно на сокрытие, можно отнести изменения внешности преступника, не позволяющее очевидцам получить сведения о подлинном его облике; применение перчаток, предотвращающее оставление следов пальцев рук на месте преступления и др.

Классификация способов сокрытия в зависимости от вида действий, препятствующих включению доказательственной информации в сферу уголовного судопроизводства, имеет большое практическое значение для ряда преступлений, и особенно преступлений против личности, и позволяет разделить их на:

а) препятствующие обнаружению образовавшихся следов преступления и преступника и (или) их носителей;

б) препятствующие возникновению следов преступления и преступника и (или) их носителей[84].

3. Степень возможности обнаружения способа сокрытия преступления расследованием. Характерной особенностью сокрытия многих преступлений является то, что преступники (иные лица) направляют свои намерения на то, чтобы как скрываемые ими обстоятельства, так и действия по сокрытию не были установлены. Такие, например, меры как дача ложных показаний (если следствие не располагает сведениями о действительных обстоятельствах преступления на данный момент), изменение внешнего облика посредством наклеивания усов, бороды, др. Данные способы рассчитаны на то, что расследование не получит информации о признаках конкретных действий по сокрытию преступления и его отдельных обстоятельств. Поэтому здесь перед следователем возникают, как правило, следующие основные вопросы: было ли сокрытие преступления? как оно произведено? на что оно направлено?

Способы другой группы характеризуются тем, что преступник (иное лицо) не скрывает от расследования следов, указывающих на примененный им способ. Так, например, уничтожение следов пальцев рук тканью на полированной поверхности, стекле; нападение на потерпевшего в маскировочной одежде с маской; нейтрализация сопротивления со стороны отдельных лиц путем применения газа; использование сильно пахнущих веществ для ограничения либо вообще исключения возможности применения на месте совершения и сокрытия преступления служебно-розыскной собаки и др.