В криминалистике в процессе исследования обозначенной проблемы вслед за термином «механизм преступления» стали использовать термины: «механизм расследуемого события»[96], «механизм совершения преступления»[97], а затем предложили ввести — «криминалистический механизм преступления»[98].
Не ставя в данной работе перед собой задачу детально проанализировать вкладываемые в данные термины понятия, ограничимся рассмотрением только принципиальных вопросов, связанных с понятием, содержанием, назначением в криминалистическом аспекте «механизма преступления».
А.Н. Васильев под механизмом преступления предложил понимать «процесс совершения преступления, в том числе его способ и все действия преступника, сопровождающиеся образованием следов материальных и нематериальных, могущих быть использованными для раскрытия и расследования преступления»[99].
В несколько более абстрактной форме определяет механизм преступления В.А. Образцов, который считает, что это «реализуемая в определенных условиях, выражении, направленности и последовательности динамическая система противоправных поведенческих актов и обусловленных ими явлений, имеющих криминалистическое значение»[100].
В.К. Гавло считает, что криминалистический механизм преступления – «взаимодействующая система элементов криминалистической характеристики, отражающая процесс совершения, образования его следов, имеющих значение для установления по делу истины»[101].
При решении вопроса о правильности и целесообразности включения или невключения этих терминов в научный аппарат криминалистики целесообразно исходить из следующего:
1. Термин «механизм преступления» охватывает более широкое и присущее именно ему содержание, чем термины «механизм расследуемого события», «механизм совершения преступления».
2. «Механизм преступления» в целом как самостоятельная юридическая категория, не имеет уголовно-правовой и уголовно-процессуальной оценки в действующем законодательстве и не разрабатывается в теории уголовного и уголовно-процессуального права.
3. Предложенное понятие «криминалистического механизма преступления» сегодня имеет, на наш взгляд, дискуссионный и спорный характер. В частности, необходимо отметить, что взаимодействуют не элементы криминалистической характеристики в виде данных или сведений о способе, месте, орудиях и т.д., а сами орудия, способы, место, обстановка и т.д. преступления.
Непонятно из предложенного определения, какие элементы из криминалистической характеристики включены в механизм данного преступления. Следует ли понимать, что в понятие «криминалистического механизма преступления» должны включаются все элементы криминалистической характеристики либо только структурные. Причем, ряд элементов, относимых разными учеными к криминалистикой характеристике, имеет дискуссионный характер. Например, как будут рассматриваться во взаимодействии в этом механизме такие включаемые учеными элементы криминалистической характеристики, как исходные данные о преступном событии, информация о направлениях, путях и средствах установления преступника и каких-либо иных элементах, относящихся к расследованию преступления, описание типичных свойств и черт субъектов расследования преступления, распространенной преступного деяния, описание состояния и значения борьбы с данными видами преступлений и т.д.?
Не исключая, в принципе, возможность введения в научный аппарат криминалистики термина «криминалистический механизм преступления» полагаем, что приведенные В.К. Гавло определение этой категории и его обоснование являются недостаточно убедительными. Здесь, в первую очередь, следует учитывать, что механизм преступления имеет свою уголовно-правовую и уголовно-процессуальную основу, которая должна рассматриваться с криминалистических позиций.
Понятие механизма преступления внешне сходно с уголовно-правовым понятием объективной стороны преступления, охватывающим преступное деяние, причиненные им последствия и причинную связь, существующую между ними. Однако последнее имеет совершенно иной смысл. Его назначение заключается в анализе общественной опасности, противоправности и т.д. совершенного и расследованного преступления. Данный анализ предполагает раздельное рассмотрение под специфическим углом зрения объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон преступления.
Близким по смыслу понятию «механизмом преступления» является понятие «механизма преступного поведения».
Как известно, преступление определяется в уголовном праве как предусмотренное гипотезой действующих на соответствующей территории и в определенное время норм Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Республики Беларусь отношение физического, вменяемого, достигшего установленного возраста, выразившееся в умышленном или неосторожном причинении или создании реальной угрозы причинения физического, имущественного, морального или иного вреда личности, обществу или государству в результате совершенного лицом запрещенного действия или бездействия. Из этого определения следует, что речь идет о внешне выраженном акте человеческого поведения, который причинил ущерб объекту посягательства или поставил его в угрозу причинения вреда.
Криминологов, изучающих причины и условия преступлений, интересует здесь не указанный акт сам по себе, а предшествующие ему объективные и субъективные обстоятельства, с которыми были связаны возникновение мотива, постановка целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления решений и т.д. Все эти обстоятельства в процессе формирования еще не образуют состава преступления как уже завершенного акта. В силу этого они включаются криминологами в понятие преступного поведения, которое охватывает как понимание преступного намерения, так и его осуществление.
Преступное поведение есть процесс, развертывающийся в пространстве и времени и включающий объективные внешние действия, образующие состав преступления, и предшествующие им психологические явления и процессы, которые детерминируют их совершение[102].
Одним из аспектов изучения преступного поведения является анализ его механизма. Под ним понимается «связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение»[103].
Механизм преступного поведения представляет собой динамичное явление. В самом общем виде он характеризуется как «переработка личностью воздействий внешней среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения к деятельности и деятельность, определяемая психическими процессами и воспрещенная уголовным законом»[104]. Внутренние личностные элементы механизма преступного поведения представляют собой психические процессы и состояния, рассматриваемые в динамике. При этом они рассматриваются не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, которые детерминируют это поведение.
В.Н. Кудрявцев выделяет в механизме преступного поведения три основных звена:
1) мотивацию преступления;
2) планирование преступных действий;
3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий.
В первое звено, по его мнению, входят потребности личности, ее жизненные планы, интересы, которые во взаимодействии с системой ценностных ориентаций личности порождают мотивы преступного поведения. Во втором звене механизма преступного поведения мотивация конкретизируется в плане совершения противоправного поступка. Субъект определяет непосредственные цели и объекты своих действий, а также средства, место и время совершения преступления, принимая соответствующие решения. Третье звено представляет собой непосредственное совершение преступления. Оно охватывает как преступные действия (бездействие) субъекта, так и наступление преступного результата. Здесь, по сути, преступное поведение совпадает с преступлением по внешним актам общественно опасного противоправного поведения[105]. Следовательно, все действия (поведенческие, вербальные, материальные), которые совершаются преступником после наступления преступного результата и могут проявляться, в одних случаях до истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности и наказанию, в других – до момента вступления приговора в законную силу, находятся за пределами механизма преступного поведения.
Понятие механизма преступления также следует отличать и от понятия механизма следообразования. В самом общем криминалистическом смысле в понятие механизма преступления включена вся совокупность факторов, обуславливающих возникновение носителей, и, естественно, источников информации. Одним из важнейших факторов такого рода является деятельность человека, которую целесообразно рассматривать не только как физические действия человека с предметами, но и с точки зрения ее социально-психологического содержания (мотивации, эффективности и т.п.).
По мнению В.Я. Колдина, разграничение механизма следообразования и механизма (расследуемого) преступления позволяет наметить общую методику (алгоритм) декодирования (прочтения) информации о расследуемом событии, содержащейся в следах преступления.
В содержание данной методики он включает:
1) построение общей модели механизма преступления (расследуемого события) на основе исходной информации;
2) исследование механизма следообразования отдельного следа преступления;
3) исследование соответствия конкретного механизма следообразования данному механизму события и выяснение его места в общей системе расследуемого события[106].