Смекни!
smekni.com

Ермолович В. Ф., заместитель начальника научно исследовательского учебно-методического центра мвд республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент, подпо (стр. 16 из 25)

Механизм следообразования существенно влияет на объем криминалистической информации. Так, например, следы статические более информативны, чем следы динамические. Если первые позволяют судить о форме и размерах следообразующей поверхности, а также ее рельефе и микрорельефе, то вторые чаще всего дают представление только о микрорельефе рабочей грани. Следы локального воздействия, когда энергия действует непосредственно через предмет, способны передать больше информации о предмете, чем следы периферического воздействия, отображающие обычно лишь контуры объекта.

Механизм преступления необходимо отличать от близкого к нему понятия «способ совершения преступления». В механизме умышленных преступлений способ действий преступника представляет ведущую подсистему, обуславливающую возникновение источников информации. Эта система взаимодействует и с рядом подсистем: действиями потерпевшего, системами охраны, задержания и др. Рассматривая в данном спектре механизм неосторожных преступлений типа ДТП, аварий, взрывов, пожаров, обвалов и т.п., о «способе совершения преступления» можно говорить лишь условно, имея в виду привлекаемых к ответственности лиц за наступившие общественно опасные последствия. При характеристике неосторожных преступлений существует необходимость исследования причинной связи действия или бездействия, повлекшего наступление общественно опасных последствий.

Механизм преступления представляет собой наиболее общую и универсальную систему взаимодействия материальных объектов и процессов, характеризующую его структуру и обуславливающую возникновение источников криминалистической информации.

По мнению В. Я. Колдина, в самом общем виде структура механизма преступления может быть представлена в форме взаимодействия следующих четырех материальных подсистем: субъекта, предмета, орудия (средств), места (обстановки) преступления. При этом он считает, что особенностью организации такой структуры является то, что каждая из указанных подсистем находится во взаимодействии со всеми другими. В результате такого взаимодействия формируется своеобразный «крест следов»[107].

Здесь следует учесть и акцентировать внимание на то, что связующими элементами данных подсистем являются в значительной степени способы совершения и сокрытия преступлений, а также действия (бездействие) лиц, причастных к этим общественно опасным деяниям. Без учета отмеченных связующих элементов вышеуказанные подсистемы не смогут выполнять той функциональной нагрузки, которая предполагается при разработке рекомендаций по повышению эффективности раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Следует согласиться с тем, что концепция механизма преступления, основанная на идее взаимодействия материальных подсистем и связующих ее элементов, имеет право на существование. Действительно она значительно плодотворнее и результативнее в информационном и методическом смысле относительно традиционной концепции способа действий преступника, оставляющего следы в окружающей обстановке[108].

Современный уровень исследований в криминалистике, посвященных проблеме обратного и встречного взаимодействия, позволяет сделать вывод о том, что одностороннее преступное поведение не может рассматриваться как полная и совершенная модель механизма формирования источников криминалистической информации. Каждый элемент системы может представлять сложную подсистему (например, предмет преступления, обстановка преступления и т.д.). С учетом этого открывается возможность для более детального в необходимых случаях анализа взаимодействия материальных объектов в процессах, приводящих к формированию источников криминалистической информации.

Механизм преступления охватывает не только центральный этап деяния — совершение преступления, но и другие этапы (начальный или подготовительный, конечный, на котором доминирующее место занимает противодействие раскрытию и расследованию преступления). Каждому из них присущи свои механизмы деяния, которые могут функционировать как в общей системе механизма преступления по реализации преступного замысла, так и самостоятельно как его подсистемы, что особенного характерно, когда достигнут преступный результат, и сокрытие преступления осуществляется несколькими лицами несогласованно.

В соответствии с нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства, доказыванию в процессе расследования подлежат:

- событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства преступления);

- ряд обстоятельств (элементов) преступления, закрепленных в ст.ст. 61, 62 УПК РБ (ст.ст. 89, 90 проекта нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь), включая по сути причины и условия, способствующие совершению и сокрытию преступления.

Исходя из этого, следует отметить, что установлению подлежат условия, в которых сформировался мотив на совершение преступления. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что в качестве отправной точки механизма умышленного преступления можно рассматривать момент (время) возникновения мотива и цели совершения преступления. Следовательно, данная отправная точка может обозначать начальный этап механизма преступления. Окончанием этого этапа следует признать момент покушения на преступление. Если более точно определять границу окончания начального, или подготовительного, этапа, то это будет, исходя из теории уголовного права, момент начала неоконченного покушения на преступление. Говорить о том, что в конкретной ситуации имеет место механизм подготовительного, или начального этапа умышленного преступления, будет правильным лишь, после того, как имело место покушение на преступление и появится возможность утверждать о наличии преступления со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

Если виновным выполнены все действия, включенные законодателем в описание объективной стороны соответствующего преступления, но не наступило общественно опасное последствие, необходимое для наличия состава этого преступления, налицо оконченное покушение. При неоконченном покушении выполнена лишь часть действия, могущего повлечь такое последствие.

Во всех случаях при разграничении указанных видов покушения следует исходить из того, что при неоконченном покушении преступный результат не только не наступает, но и не может наступить, ибо виновным еще не окончено совершение действия, необходимого для причинения этого результата. При оконченном же покушении общественно опасное последствие могло наступить, если бы этому не помешали какие-либо обстоятельства[109].

В качестве границ центрального этапа механизма умышленного преступления «непосредственного его совершения» будут выступать, с одной стороны, момент покушения на преступления, а с другой — момент, когда преступление признается оконченным.

В уголовном праве отличают оконченное преступление от оконченного покушения. При покушении отсутствует общественно опасное последствие, являющееся элементом объективной стороны преступления. Однако это не означает, что при покушении вообще нет вредных последствий. Такими последствиями могут быть, например, телесные повреждения, при покушении на убийство. Однако их наступление не превращает содеянное в оконченное преступление, ибо для признания убийства оконченным преступлением закон требует обязательного наступления не любых вредных последствий, а того, которое является элементом объективной стороны данного преступления (смерти).

При разграничении покушения и оконченного преступления нужно руководствоваться не только определением покушения, содержащимся в ст. 15 УК РБ (ст.14 нового Уголовного кодекса Республики Беларусь), но и учитывать особенности конструкции соответствующего состава преступления[110].

Ответственность за покушение на преступление наступает по той же статье Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь, что и за оконченное преступление, со ссылкой на данную статью.

Заключительный этап механизма преступления начинается с момента оконченного преступления и может иметь несколько разных моментов окончания. В качестве наиболее отдаленного момента механизма может выступать момент истечения сроков давности привлечения за содеянное к уголовной ответственности и наказанию. Наряду с ним другими моментами, позволяющими четко обозначить заключительную границу механизма преступления, могут выступать следующие:

- момент утраты преступлением общественной опасности. С этого времени лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности и наказанию за совершенные им ранее действия (бездействие);

- момент утраты лицом, совершившим преступление общественной опасности;

- момент наступления смерти лица, совершившего преступление;

- некоторые иные моменты (обстоятельства), закрепленные в законодательстве Республики Беларусь и предусматривающие переход преступления в другую форму, не влекущую за собой уголовную ответственность и наказание для определенных лиц.

Результаты изучения практики показывают, что в механизме конкретного преступления может быть не один, а два и более способов совершения преступления, обусловленных конкретными условиями (факторами) совершения и сокрытия преступления. При этом способы могут быть направлены не на один, а на несколько объектов преступления. Такими, например, являются сложные механизмы преступлений, направленные на кражи государственного и общественного или личного имущества граждан, сопровождающиеся убийством, дачей взяток и т.д. В одних ситуациях они осмыслены и продуманы заранее и включаются в механизм преступления до его совершения, в других — возникают по ходу совершения и сокрытия преступления. Общим для них является то, что преступник (преступники) как бы сознает механизм общественно опасного деяния и на протяжении всего хода преступления не пассивно, а активно управляет им, достигая конечной цели путем применения новых способов, ранее не планируемых.