Действия исполнителя или часть действий, образующих объективную сторону состава преступления, определяют, по общему правилу, юридический характер всего совершённого в соучастии. В этой связи действия исполнителя – центральный пункт соучастия, влияющий не только на квалификацию преступления в целом, но и на назначение наказания. Акцессорность в том смысле, что судьба всех соучастников следует судьбе исполнителя, вне всякого сомнения представлена в трактовке соучастия современного российского уголовного законодательства.
Организатор.
Организатор преступления – один из видов соучастников преступления, который организовал совершение преступления или руководил его исполнением (ч.3 ст. 33 УК).
Действия организатора подразделяются на 4 типа:
1) организационные действия по совершению преступления;
2) действия, направленные на создание организованной группы или преступного сообщества;
3) руководство исполнением преступления;
4) руководство организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).
Таким образом, организатора характеризует следующее: являясь руководителем, он объединяет усилия других соучастников и направляет их совместную активность на эффективное достижение преступного результата; при этом ему вовсе не обязательно суммировать в своей деятельности все перечисленные этапы. Достаточно одного из них, чтобы квалифицировать действия лица как организатора преступления.
С позиций практического правоприменения довольно существенным является вопрос об участии организатора в непосредственном осуществлении объективной стороны конкретного преступления. Согласно обобщению судебной практики организатор, как правило, не принимает непосредственного участия в совершении преступления, являясь как бы закулисным деятелем. В этом смысле довольно меткой была характеристика русского криминалиста А. Лохвицкого: «Он и не присутствует при совершении преступления, но присутствует его воля он машинист, пустивший в ход машину».[6] Учитывая столь важную, а порой решающую роль организатора, эту фигуру выделяли и выделяют как наиболее одиозную, а оттого и опасную по сравнению с другими соучастниками преступления.
В теории уголовного права существует понятие организатора преступной деятельности.
Организатор преступной деятельности – это лицо, которое создало организованную группу (преступное сообщество) в целях осуществления совместной преступной деятельности, обеспечивало её устойчивость или руководило преступной деятельностью организованной группы (преступного сообщества).
Качественное отличие организатора преступной деятельности от организатора преступления определяется направленностью его действий на организацию не отдельного преступного посягательства, после чего группа прекращает своё существование, а на планомерное совершение взаимосвязанных преступлений, в результате чего складываются устойчивые формы взаимодействия участников, отлаживаются алгоритмы совместной преступной деятельности.
Подстрекатель.
Действия подстрекателя в законе (ч.4 ст.33 УК РФ) описаны как склонение другого лица к совершению преступления путём уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Особая роль подстрекателя специально подчёркивается криминалистами ссылкой на его интеллектуальное авторство. Подстрекатель не только «закулисный» участник преступления, что объединяет его с организатором, но и его интеллектуальный создатель.[7]
Спецификой объективной стороны подстрекательства является возбуждение в другом лице решимости совершить преступление. Возможности, которые он при этом использует, могут быть самыми разнообразными. В теории уголовного права они условно подразделяются на убеждающие (просьба, подкуп, склонение с помощью подарков, лести, мести, ревности) и принуждающие методы (приказ, угроза лицу и его близким, физическое насилие).
В литературе неоднозначно решался вопрос о моменте окончания подстрекательских деяний. П.Ф. Тельнов говорил, что подстрекательство считается осуществлённым, когда преступная деятельность исполнителя уже началась. Возбуждение решимости другого лица совершить преступление ещё не образует подстрекательства.[8] Иного мнения придерживался А.Н. Трайнин, который отмечал, что для подстрекательства достаточно получение согласия подстрекаемого совершить преступление.[9]
В качестве подстрекаемого может выступать не только исполнитель, но и другие соучастники (организатор, пособник). Лицо, склонившее невменяемого или несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, к совершению преступления, считается не подстрекателем, а непосредственным исполнителем.
Пособник.
В уголовном праве пособник считается фигурой второго плана. Тем не менее опасность действий пособника заключается в укреплении решимости других соучастников, благодаря чему создаётся более мощная преступная воля, способная преодолеть преграды, недоступные лицу, действующему в одиночку.
В теории уголовного права пособничество подразделяется на физическое и интеллектуальное. К физическому относятся такие деяния, которые выражены в предоставлении средств или орудий для эффективной реализации преступного посягательства. Средства преступления – это, например, устройства связи, сигнализации, деньги; орудия – это не только огнестрельное или холодное оружие, с помощью которых субъект совершает преступление, но и иные орудия, используемые для причинения ущерба (например, орудия взлома).
К интеллектуальному пособничеству относится: дача советов, указаний, предоставление информации, заранее данное обещание скрыть преступника, следы преступления, предметы, добытые преступным путём.
Закон ничего не говорит о том, какому конкретно соучастнику пособник может оказать помощь. Из этого можно сделать вывод, что круг их не ограничен: наряду с исполнителем это может быть и организатор, и даже подстрекатель.
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации от 12.121993г. (с изменениями от 30.12.2008г.). // Российская газета от 21.01.2009г. №7
2. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ М., 2009.
3. Лохвицкий А. Курс русского уголовного права. 1871.
4. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции.
5. Тельнов П.Ф. Ответственность за соучастие в преступлении. М., 1974.
6. Трайнин А.Н. Учение о соучастии. М., 1997.
7. Уголовное право. Общая часть. Учебник. М., 1997.
8. Уголовное право России. Общая часть. Учебное пособие. Воронеж, 2001.
[1] Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т.1. С. 327.
[2] Ст. 32 УК РФ
[3] Тельнов П.Ф. Ответственность за соучастие в преступлении. М., 1974. С.69
[4] Организация незаконного вооружённого формирования или участие в нём. Бандитизм. Организация преступного сообщества.
[5] Трайнин А.Н. Учение о соучастии. М., 1941. С.104.
[6] Лохвицкий А. Курс русского уголовного права. СП б., 1871 С.146.
[7] Трайнин А.Н. Учение о соучастии. С.100.
[8] Тельнов П.Ф. Ответственность за соучастие в преступлении. С.91.
[9] Трайнин А.Н. Учение о соучастии. С. 100-103.