Из завещания Старца Гавриила своим духовным детям:
Скоро, может быть, я умру... Оставляю вам в наследство великое богатство, для всех неоскудеваемое... Когда кто почувствует себя грешником и не находит выхода себе, - пусть затворится в келии один, читает Сладчайшему Иисусу Христу канон с акафистом, и плачем утешится уврачеванный. Когда кто находится в напастях, каких бы то ни было, пусть читает молебный канон Божией Матери «Многими содержим напастьми...», и пройдут для него все напасти... Когда нуждается кто во внутреннем душеосвящении, - пусть читают со вниманием 17-ю кафизму: и откроются ему внутренние очи...
Старец Гавриил мирно почил о Господе 7октября / 24 сентября 1915 года. С этого момента началось непрерывное до самого погребения служение панихид и чтение Евангелия. Духовные чада из числа академической корпорации сменялись иноками Седмиозерной пустыни. Было решено похоронить старца в пустыни, в склепе под храмом св. Евфимия Великого, под тем храмом, строителем которого был сам схиархимандрит Гавриил. Отпевание по полному чину 28 сентября совершали в академической церкви: четыре архиерея, пять архимандритов, иеромонахи из числа преподавателей и студентов Академии, более двадцати священнослужителей. На отпевание прибыла Великая княгиня Елисавета с сестрами своей обители.
В 1995 году комиссия по канонизации святых Казанской епархии направила в Синодальную комиссию по канонизации святых обстоятельные материалы к прославлению схиархимандрита Гавриила в лике местночтимых святых. А 25 декабря 1996 года на имя архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия поступило благословение Святейшего Патриарха Алексия II, совершить прославление в лике местночтимых святых Казанской епархии преподобного Гавриила (Зырянова).
Кондак, глас 5
преподобному Гавриилу Седмиозерному
Претерпел еси скорби и наветы вражии благодушно, кротостью, любовью и смирением побеждати зло научал еси, теплою молитвою со слезами предстоял еси Господу, созерцая тайная и будущая, яко настоящая, преподобне отче Гаврииле, не остави чад твоих усердным и скорым к Богу ходатайством.
(1865−1949 гг.)
В молодости будущий иеромонах Серафим (Василий Николаевич Муравьёв) мечтал стать монахом, однако прозорливый старец Александро-Невской лавры благословил его оставаться в миру, создать семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить оставшуюся жизнь монашескому подвигу.Василий занялся заготовкой пушнины. Успешно торговал в России, во Франции, Германии, Англии. Большую часть доходов отдавал на нужды монастырей, богаделен. Нажил с женой сына и дочь, после смерти годовалой дочки, по обоюдному согласию, жил с женой как брат с сестрой. Через несколько лет семья приняла решения раздать состояние по монастырям, и посвятить свою дальнейшую жизнь служению Господу.
По свидетельству духовных детей старец некоторое время пробыл на Афоне, молился о вразумлении, как жить дальше. Получил откровение от Царицы Небесной - идти в Россию. В 1920 году Василий принимает монашество с именем Варнава. В 1927 году при принятии схимы инок был наречен Серафимом и избран братией Духовником Александро-Невской Лавры. Весть о прозорливом старце приводила в монастырь сотни посетителей. Страждущие получали от старца утешение и наставления, как жить в сложное послереволюционное время. С 1929 года старец арестовывался 14 раз. И в тюрьмах и лагерях схимонах Серафим продолжал свой старческий подвиг, укреплял веру и вселял надежду в души заключенных. После возвращения из заключения в 1933 году старец поселился в Вырице.
Из воспоминаний духовного сына старца Серафима: «Всё здоровье отец Серафим оставил в лагерях, там его много били, сломали рёбра. Врачи обнаружили множество болезней. Только благодаря тому, что старец находился в столь немощном состоянии и жизнь, на внешний взгляд, едва теплилась в нём, власти разрешили ему поселиться в Вырице, под Ленинградом».
После всех перенесённых испытаний у старца открылся дар прозорливости, дар чудотворения. Немощному физически старцу, по милости Божией, была дарована благодатная молитва. Старец принимал всех нуждающихся в молитвенной помощи. Старцу открывалось духовное состояние чад, где бы они ни находились. Он неустанно молился о спасении их душ, к скорбящим и больным посылал помощников.
Из рассказа духовной дочери старца Серафима Феодосии:
- Вернулась из лагерей больная, я находилась в полном отчаянии, без жилья, без средств. Старец прислал посланницу, она сказала, что батюшка меня зовёт в Вырицу. Я не поверила, так как слышала, что он в заключении. Набралась нахальства и сказала: «Если это мой духовный отец, то пусть он меня исцелит, тогда я пойду к нему!» Наутро я с изумлением почувствовала себя здоровой. Когда я приехала в Вырицу, старец встретил меня Евангельскими словами: «Блаженны не видевшие и уверовшие» (Ин.20.29).
Когда началась война, многие верующие спрашивали у старца Серафима, покидать ли дома. Старец всем отвечал, что все дома будут целы и ни один из мирных жителей в Вырице не погибнет. С сентября 1941 года в Вырице размещалась тыловая команда православных румын. Начальником команды был немецкий капитан. Сразу после оккупации была открыта церковь, ни грабежей, ни убийств в посёлке не было. Узнав о прозорливом старце, военные приходили к нему с вопросами. Старец Серафим откровенно отвечал оккупантам: «Санкт- Петербурга вы никогда не возьмёте. Мы - православная держава. Вера сейчас гонится, но через короткое время снова возродится».
Комендант, услышав о пророчестве старца от подчинённых, отдал приказ расстрелять схимонаха. Старец встретил солдат с крестом в руках: «А в кого вы будете стрелять: видите у меня крест со Спасителем, в Христа будете стрелять? А ещё говорите, что вы верующие». Старец произнёс эти слова на немецком языке. В юности он по торговым делам бывал в Германии. Старец сказал каждому из солдат, сколько у них детей, и просил передать коменданту информацию, касающуюся его лично. Убедившись в прозорливости старца, комендант отменил приказ.
Во время войны старец, подобно пр. Серафиму Саровскому, 1000 ночей молился в саду перед иконой святого, просил о спасении России.
Жительнице Вырицы Александре, муж которой не вернулся с войны, соседи посоветовали: «В посёлке живёт старый монах, который предсказывает - спроси у него, может быть, он скажет, что с мужем». Александра пошла к старцу вместе с восьмилетней глухонемой дочерью.
Когда девочка вышла из кельи старца, то обратилась ко всем ожидающим приглашения к старцу: «Извините, что я задержала дедушку». Из воспоминаний Александры:
- Боже мой! Я как услышала свою дочь говорящей, прибежала в келью и упала на колени перед старцем. Он строго сказал: «Ты в Бога не веришь, пришла ко мне как к гадалке, а я не гадаю, а молюсь, вот Господь дал, чтобы твоя дочь исцелилась. Так вот не забывай об этом, я скоро отойду, приходи на мою могилку. Ты хотела узнать о муже - он жив и вернётся, сначала поживёт с тобой, а потом уйдёт к другой женщине». Муж Александры вскоре вернулся, но жизнь у них не сложилась, он ушёл из дома.
В последние часы перед кончиной старец Серафим просил читать ему акафист Божией Матери, преподобному Серафиму Саровскому и святителю Николаю. Скончался старец ночью 3 апреля 1949 года.
В августе 2000 года Освященный Юбилейный Архиерейский Собор определил: «Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания... преподобного Серафима Вырицкого. Память преподобного Серафима Вырицкого праздновать - 21марта / 3 апреля».
Кондак, глас 5:
Уподобился еси древним отцем и подвигом добрым подвизался еси,
благодатию Христовою просветився, от Негоже прием дарование
чудес, недугующих исцеляти, печальных и скорбящих утешати,
обидимых и гонимых защищати и всем в нуждах сущим ограду и
скорое избавление подавати. Сего ради, яко великого
чудотворца чтуще, молим тя, чада твоя, преподобне Серафиме,
от всех бед избави нас молитвами твоими.
(1898−1979 гг.)
Эдуард Сиверс родился 27 июня 1898 года в городе Петербурге. Мать будущего старца - Анна Васильевна, образованная англичанка, скрывающаяся в России от наемного убийцы, встретила графа Эспера Александровича Сиверса - своего будущего мужа, на балу в Петербурге.По милости Божией двенадцатилетний подросток, интересовавшийся всеми вероисповеданиями, выбрал православие. Он тайно посещал Православный Храм, дабы не огорчить свою мать. В 1917 году при крещении в Православной Церкви Эдуард получил по жребию имя Сергий. Любовь к уединению, к Богообщению привели Сергия в монастырь. В 1919 году большевики арестовали Сергия, ошибочно думая, что он из царского рода.
Старец вспоминал: «Стреляли из ружья с 10-15 шагов. Попали в руку. Мне стало жарко, я потерял сознание. Кто-то ковырнул меня носком сапога: «Готов».
Раненного Сергия подобрали монахи, переодели в красноармейскую шинель, и под видом раненого красноармейца привезли на лечение в Петроград. Чудом хирургии называл старец сохранение правой руки, ведь после ранения началась газовая гангрена.
Постриг в мантию Сергий принял от владыки Николая (Ярушевича) 25 марта 1921 года с именем Симеон. В 1928 году послушник Александро-Невской Лавры был арестован. Удивительно, что за несколько часов до ареста, во сне Симеону явился преподобный Серафим Саровский, и начал читать молитву:
«Всемилостивая, Владычица моя.
Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дева,
Богородица Марие, Мати Божия,
Несумненная и единственная моя Надежда.
Не гнушайся меня, не отвергай меня,
Не остави меня, не отступи от меня.
Заступись, попроси, услыши, виждь
Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая».