Смекни!
smekni.com

Православные старцы XX века (стр. 21 из 47)

В течение сорока дней на его могиле ежедневно совершались панихиды. Сороковой день после смерти схиигумена Феодора совпал с памятью блаженной дивеевской старицы схимонахини Параскевы (Паши Саровской), могила которой находится напротив батюшкиной.

Господи, упокой душу старца Феодора, со святыми упокой, и его молитвами спаси души наши!

22. Блаженный Иоанн (Максимович)

(1896−1966 гг.)

Михаил Максимович родился 4 июня 1896 г. в селе Адамовка, Харьковской губернии. Его предком был Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский. Мальчик с детских лет проявлял горячую веру и желание посвятить себя служению Богу. Но по родительскому настоянию вынужден был учиться в Полтавском Кадетском Корпусе, а затем в 1918 закончить ещё и обучение на юридическом факультете Харьковского Университета. Во время Гражданской войны Михаил, вместе с семьёй, был эвакуирован в Югославию. Там в 1925 г. окончил богословский факультет Белградского Университета. В 1926 г. в сербском Милковском монастыре был пострижен в монахи с именем Иоанн, в честь св. Иоанна Тобольского. В том же году был рукоположен в иеромонахи, стал преподавателем Сербской семинарии в г. Битоле. Очевидцы свидетельствуют о том, что блаженный Иоанн постоянно молился, ежедневно служил Литургию, строго постился, пищу вкушал только один раз в день, со дня иноческого пострижения не спал лежа, а только сидя в кресле и ежедневно в 4 часа утра принимал холодную ванну.

В 1934 г. Владыка был возведен в сан епископа, и назначен Синодом Русской Зарубежной Церкви в Шанхайскую епархию. Где он организовал строительство собора, больницы, приюта и других общественных заведений. Совершая все суточные богослужения ежедневно, находил время всегда посещать больных со святыми дарами, в любую погоду, бывало в полночь, или в три часа ночи часами мог молиться у постели безнадёжно больных. Лично собирал с улиц города бездомных детей. В созданном им приюте св. Тихона Задонского, нашли убежище 3500 детей.

В 1949 г. со своей паствой, около 5000 беженцев из Китая, находился в лагере на Филиппинском острове, Тубабао. Владыка лично добился от Американского Конгресса изменения эмиграционного закона, и переселения всей паствы в США.

В 1951 г. Синод назначил архиепископа Иоанна главой Западно-Европейской Епархии. Архиепископ Иоанн служил литургию в своей епархии на французском, голландском, греческом, китайском, английском языках.

2 июля 1966г., сопровождал чудотворную Курско-Коренную икону Знамения Божией Матери в г. Сиэтл, после литургии архиепископ скончался.

В июне 1994 г. Архиерейский собор Русской зарубежной церкви прославил Владыку Иоанна в лике святых.

Из воспоминаний духовных детей блаженного Иоанна:

«Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв, что создавалось впечатление, будто он беседует с Богом, Пресвятой Богородицей, ангелами...»

«В 1939 году моя вера стала колебаться, решила больше не ходить в церковь, а пойти к знакомым. Мой путь лежал мимо собора, и вот я услышала в храме пение.

Зашла в храм. Служил владыка Иоанн. Алтарь был открытым. Владыка произнёс молитву: «Придите, ядите, сия есть Кровь Моя... во оставление грехов», после этого опустился на колени и сделал глубокий поклон.

Я увидела Чашу со Святыми Дарами не покрытой, и в это время, после слов Владыки, сверху спустился огонёк в Чашу. Форма огонька была похожа на цветок тюльпана, но большего размера. Никогда в жизни своей не думала, что увижу действительно огнём освящение Даров.

Загорелась снова у меня вера. Показал Господь мне веру Владыки, стыдно стало мне за моё малодушие». (Мать Августа)

«Я видел, как лицо его иногда буквально преображалось во время Литургии, особенно в дни Великого поста, сияя неземным светом, а глаза всегда полные божественной любви, излучали невыразимую радость, недоступную грешникам, - и то было знаком присутствия Святого Духа.

Но что было самое удивительное, так это его дар видеть человеческое сердце и привлечь его ко Христу. В конце концов, если бы не этот праведник, я никогда бы и не помыслил о возможности для меня пастырского служения Церкви». (Отец Георгий Ларин)

«Однажды в Шанхае владыку Иоанна позвали к постели умирающего ребёнка, чьё состояние, по определению врачей, было безнадёжным.

Войдя в дом, владыка Иоанн прямо направился в комнату, где лежал больной мальчик, хотя никто ещё не успел ему показать, куда идти. Не став даже осматривать ребёнка, Владыка повергся перед иконой в углу комнаты и долгое время молился. Затем, заверив родственников, что ребёнок поправится, быстро вышел.

И действительно, к утру ребёнку стало лучше, а вскоре он выздоровел – без врачебной помощи». (Доктор А.Ф. Баранов, Эри, Пенсильвания).

«Я был руководителем церковного округа на Филиппинах, иногда сопровождал Владыку в больницу в город Гюан, где лежали тяжелобольные русские.

Владыка навещал их, давал им карманные Евангелия и маленькие иконки.

Как-то, войдя в русское больничное отделение, мы услышали страшные крики, доносившиеся издалека.

На вопрос Владыки сестра сказала, что это безнадёжно больная, которую поместили в бывший американский военный госпиталь, прилегающем к этому зданию. Владыка немедленно решил идти к больной. Я последовал за ним...

Подойдя к больной женщине, Владыка положил на голову ей крест и начал молиться. Я вышел. Владыка молился долго, затем исповедовал её и причастил. Когда мы уходили, она уже больше не кричала, только тихо стонала.

Через некоторое время мы снова приехали в госпиталь, и едва успели въехать на нашем джипе во двор, как из госпиталя выбежала женщина и бросилась к ногам Владыки. Это была, та «безнадёжная» больная, за которую он молился». (Г. Ларин)

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский о молитве.

«Что такое молитва? Это - разговор с Богом.

Достойна всякого почитания высокая, не материальная цель молитвы. Самая же высокая молитва это та, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие, горя одним желанием - как можно ближе придвинуться к Господу, положить к ногам Его голову свою, отдать все сердце свое. Это есть совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хочется лишь Господом дышать, только Им жить, Его любить, укрываться в Его близости, в Его неизреченной любви...

Господь принимает все прошения человеческие, как бы малы и ничтожны они ни были, если сердце человеческое радуется и трепещет, предстоя перед лицом Владыки. Все малое делается великим в этом предстоянии. Все несовершенное делается совершенным.

Не смущайтесь величиной или ничтожеством ваших прошений, но ищите, прежде всего, не то, что вы хотите просить, а Того, Кого вы хотите просить. Недостойны просьбы лишь тех, которые Господа любят меньше, что ту вещь или дело, о которых они просят. Если же вы любите Господа больше всего, то благословенно всякое прошение ваше, и великое и малое, и всякая просьба ваша исполнится, а та, которая по Божией воле не исполнится, принесет вам большее благо, чем та, которая исполнится. И всегда плод великий остается в нашей душе от молитвы, - мы восходим на небо, к Творцу светов, и падает на наше сердце божественный угль серафимовой благодати...»

Тропарь (глас 5) святителю Иоанну (Максимовичу), архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому:

Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Таин, имиже сам присно укрепляем, поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

23. Епископ Василий

(Родзянко Владимир Михайлович)

(1915−1999 гг.)

22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии (недалеко от Днепропетровска) в многодетной семье помещика Михаила Михайловича Родзянко родился седьмой ребёнок, мальчика назвали Владимиром.

Деду Владимира, Михаилу Родзянко, удалось узнать, что по решению революционного правительства «вся семья бывшего Председателя Государственной Думы до последнего внука» была приговорена к смертной казни. «Последним внуком» Председателя Государственной Думы предреволюционной России был Владимир. Вся семья вынуждена была покинуть родину. Владимир на всю жизнь запомнил те страшные годы, единственное светлое впечатление о тех днях связано с посещением храма. Маленького Владимира мама привела впервые в церковь в городе Анапа. Мальчику очень хотелось увидеть иконы, но кругом стояли взрослые люди и горячо молились. Ребёнок с горечью думал о том, что такие большие люди не могут понять, что ему, маленькому, ничего не видно.

Владыка Василий вспоминал: «Но, вдруг они всё поняли, и все встали на колени. Я увидел красивый иконостас, украшенный золотом, чудные иконы. Вдруг, что-то случилось, и все как один заплакали. Потом я понял, что это было прощание с Родиной. Многие из этих людей, так и не вернулись в Россию».

Сербия дала русским беженцам «Рай на земле», после всех ужасов, перенесенных во время революции, после чудовищных условий в трюме английского военного корабля, когда «на каждый метр приходилось по две-три семьи беженцев».

Детство шестилетнего Володи кончилось с появлением в доме гувернёра. Бывший белогвардейский офицер, тайно ненавидевший деда, вымещал всё зло на внуке, в дальнем сарае он ремнём избивал мальчика, ставил на колени на сухую кукурузу, ждал до тех пор, пока на его коленях не выступали капли крови.

Владыка Василий позже вспоминал: «Жизнь померкла для меня... У меня не было интереса к жизни».

В 1925 г. десятилетний Володя поступил в 1-ю классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде. Володя часто прислуживал в алтаре русской Троицкой церкви в Белграде. Здесь он познакомился с молодым иеромонахом Иоанном (Максимовичем), будущим архиепископом Сан-Францисским, прославленным впоследствии в лике святых.