Смекни!
smekni.com

Православные старцы XX века (стр. 23 из 47)

В конце 80-х годов в одном из приходов Костромской епархии был организован летний советско-американский лагерь православной молодёжи. Американскую группу возглавил Владыка Василий. По дороге в Горелец, в лесной глуши, на перекрёстке просёлочных дорог, машина в которой Владыка ехал, остановилась. На обочине стоял грузовик, а посреди дороги, возле перевёрнутого мотоцикла, лежал погибший мужчина. Над ним стоял сын. Владыка подошёл, спросил, был ли отец верующим. Сын сказал, что отец в церковь не ходил, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и говорил при этом, что Родзянко – единственный человек, которому он верил. Владыка перекрестился и сказал:

- Этот священник, о котором говорил ваш отец, - это я.

Сын был потрясен. А Владыка прочитал отходную молитву и сказал:

- Промысел Божий привёл меня с другого конца света, именно в этот день и час, на этот перекрёсток, чтобы отдать дань тому, кто верил мне грешному. Давайте помолимся о его душе... И над погибшим пропели панихиду.

Из воспоминаний прот. Иоанна Свиридова:

- С епископом Василием я познакомился в 1988 году, когда он стал посещать Москву и живо интересовался переменами, происходящими в Церкви и в обществе. Его речь, осанка порой контрастировали с манерами, принятыми среди архиереев в советскую эпоху. Мятая и коротковатая ряса, клобук, покрытый не тонким шелком, а грубоватым сатином, слегка всклокоченная борода и ясные глаза. В нем можно было узнать не просто человека старой России и эмигранта, но русского интеллигента, посвятившего свою жизнь служению Церкви. Он много говорил, хотя писал мало. Его любили. И он сам любил людей. Он был человеком добрым и отзывчивым, чудаковатым и смиренным, достойным и святым.

Из воспоминаний Константина Кедрова:

-Восемьдесят четыре года его жизни вполне укладывается в те каноны, по которым строятся жития святых подвижников и просветителей. За месяц до своей кончины Родзянко приехал в Россию, где в Фонде культуры зачитал свое духовное напутствие. Мне посчастливилось присутствовать на этой встрече. Архиепископ призвал россиян не отказываться от самого главного духовного богатства - Веры Отцов. Он напомнил, что православие - религия всемирная, которая шире любых национальных пределов Православие совместимо только с любовью, но никак не с враждой и ненавистью.

Последние годы Владыка Василий тяжело болел.

Из воспоминаний В. Щербинина:

- Он был всегда бодр, живо интересовался всем, что происходит в России. За две недели

(до его кончины) во время телефонного разговора он сказал: «Ноги совсем не ходят... Служил литургию на Преображение, сидя, а в те моменты, когда сидеть нельзя, дьякона поддерживали меня. Милость Божия, что причастился».

Тогда я вспомнил его слова, сказанные в один из приездов в Москву: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию – буду жить, а иначе жить незачем».

Скончался епископ Василий в ночь на 17 сентября 1999 года, отпевание совершил митрополит Феодосий в сослужении трех архиереев в Свято-Николаевском кафедральном соборе в Вашингтоне. Была также отслужена панихида в Ново-Дивеевском монастыре Русской Зарубежной Церкви.

Молитвенная память о епископе Василии никогда не иссякнет у тех, кому Господь даровал радость видеть и слышать его. В утешение верующим остались работы старца, многосерийный документальный фильм «Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба», в котором Владыка Василий успел рассказать о своей жизни сам.

Размышления епископа Василия:

- Молитва Иисусова дана нам для покаяния, когда время безмолвно и безмятежно пребывает в благодати духа, в тишине глубокой хезихии, проникающей всюду, включая ежедневный труд. Она постоянна. Она не мешает земным занятиям, но даже освящает их.

Всякое нарушение этой молитвенной атмосферы всегда грех, а всякий грех возможен только вне её. Когда такое искушение случается, молитва Иисусова становится лестницей, выводящей нас от греха.

Вот ответ на вопрос: «Как можно постоянно молиться?» Люди говорят: «Я не могу бесконечно повторять Молитву Иисусову». Но есть две возможности прекратить молитву – в безмолвной славе Святого Духа или в грехе. Это - «невидимая брань». «Царство Небесное берётся усилием».

Господи, упокой душу владыки Василия, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

24. Старец Николай (Гурьянов)

(1909−2002 гг.)

Совсем недавно, 24 августа 2002 года на 93 году жизни скончался известный старец - митрофорный протоиерей Николай Гурьянов. После его кончины стало известно, что в свое время он принял тайный монашеский постриг, который скрывал по смирению.

Старец Николай сподобился многих даров Духа Святого, среди них - дары прозорливости, исцеления, чудотворений. Со всей России к старцу приезжали на остров Залит верующие люди, нуждающиеся в духовном совете, в молитвенной помощи старца.

Из воспоминаний Священника Михаила Малеева:

«Однажды, мы предприняли путешествие на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. На старом проржавевшем рыбацком катере поплыли мы по Псковскому озеру... Издали остров кажется заросшим деревьями. Многие из деревьев батюшка посадил сам, своими руками, когда в 1958 году перебрался сюда из Литвы. Приходилось возить их с материка, а потом долго поливать, чтобы прижились... Можно представить, как было трудно каждый день носить до ста вёдер воды по косогорам. Зато теперь деревья плотной кроной мягко укрывают маленький домик отца Николая. Сколько за эти годы перебывало здесь православных людей со всех городов и всей нашей страны, объединённых одним: любовью к Богу и его Церкви православной...

Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские в Сант -Петербургской епархии в благочестивой семье Гурьяновых. Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам его семьи: его отец Алексей Иванович был регентом церковного хора, старший брат Михаил был профессором, преподавал в Сант - Петербургской консерватории. Было ещё два младших брата, но они погибли на войне.

С детства отец Николая прислуживал в алтаре. Однажды их храм посетил будущий священномученик митрополит Петроградский Вениамин. Отец Николай рассказывал так: «Владыка служил, а я посох ему подавал, потом говорили мне: «Какой ты счастливый, что с Господом...».

В 1928 году отец Николай окончил педагогический техникум, потом недолго учился в педагогическом институте. В конце тридцатых годов он был арестован, прошёл этапы, лагеря, ссылки. Во время тяжких событий батюшка встречал много подвижников, истинных светильников веры. Тогда-то он и дал обед, что станет священником. В те годы побывал он у прозорливого иеросхимонаха Симеона Печерского. Тот ему три раза сказал: «Толабс, Толабс, Толабс».

Раньше так остров Залит назывался. И действительно, благословили батюшку служить именно сюда.

8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона, 15 февраля - в иерея.

С 1943 года по 1959 годы отец Николай является настоятелем храма святителя Николая в селе Гегобросты Литовской ССР. В 1958 году отец Николай переведён в Псковскую епархию настоятелем храма святителя Николая на о. Залит. Здесь пройдут 40 лет его пастырского служения. Здесь он станет тем, кем мы его знаем, - батюшка Николай, старец с острова Залит...

Простые слова, которые мы часто говорим друг другу, в батюшкиных устах приобретают особую силу.

«Помоги вам Господи», - часто говорил он, и что-то тут же происходит и меняется в нашей жизни. Часто можно слышать от батюшки слова говорящие о его потрясающей любви к церкви и России: «Отец Небесный не оставит Россию, трудитесь в России, так здесь хорошо. Господь нас любит, только радоваться и молиться остаётся».

Отец Николай говорил просто, часто с прибауткой, со стишком, но всегда точно: «Себя не знаем, нос не задираем».

«В священнической семье главное - благочестие, порядок должен быть, это для окружающих главное».

На прощание старец дал нам завет: «Радуйтесь и веселитесь, что мы Христовы».

В последний год перед блаженной кончиной о. Николай, несмотря на перенесенную тяжелую болезнь, все же находил силы для приема паломников, укрепления и наставления их в вере. И мысли старца, высказанные во время этих последних земных бесед, стали своего рода духовным завещанием для православных русских людей.

Когда старца спрашивали, как надлежит бороться с ересью экуменизма, он с улыбкой говорил: «Надо свято хранить чистоту Православия и заповеданное нам святыми отцами. А для этого надо миролюбиво объяснять всеми возможными способами заблуждения экуменистов. Не молчать, а с любовью разъяснять. Только чтобы не было драки».

А на вопрос, что же он считает самым опасным грехом в душах людей?

Старец Николай ответил:

- Безверие! Это страшно.

- Даже у христиан?

- Да, даже, у православных христиан.

Старец Николай призывал верующий любвеобильно относиться ко всему, что их окружает.

Старец любил церковное пение, сам сложил немало духовных песен и гимнов, такие, как «Похвала Богоматери», «Молитва Ангелу – Хранителю», «Спаситель, согрей мою душу», «Братский гимн».

«Прошёл мой век, как день вчерашний.

Как день промчалась жизнь моя.

И двери смерти страшно тяжки,

уж недалёки от меня.

Меня грешного помяните,

отхожу от вас не навек,

ещё увидимся».

(старец Николай)

Духовные дети старца свидетельствуют об исполнении многочисленных изреченных им пророчеств. По свидетельству очевидцев, недавно дома у одной благочестивой женщины замироточила фотография старца.

Вечная память «всероссийскому батюшке» - старцу Николаю!

25. Преподобный Феодосий Кавказский

(1841−1948 гг.)

Старец Феодосий родился в Перми 16 мая 1841 года в бедной крестьянской семье.