Смекни!
smekni.com

Православные старцы XX века (стр. 30 из 47)

Не питайте, возлюбленные, ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, то скажите про себя: «Господи, помилуй!» А потом 5 раз: вздохните: «Господи» и выдохните «помилуй», и гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг!

Второй подвиг - это неосуждение, особенно духовных лиц. Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.

Бесчестие и укоризны - суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу.

Гордость - это основной узел, который связывает все грехи пороки и страсти, а смирение - меч острый, который их рассекает. Нам гордится нечем. Тело и все способности дал нам Господь и все это не наше, а Господне. Наше у нас - лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «У того, кто допускает это - недостаток ума». Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других». Поэтому, как мы только перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других...

Каждый грех, даже малый, влияет на судьбу мира, - так говорит старец Силуан. Грех - самое великое в мире зло, - говорит святой Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи - это новые язвы, которые мы нанесли Христу Спасителю, это страшные раны и в нашей душе, и грехи от них остаются на всю жизнь... Лишь в Таинстве Покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние - это великий дар Бога человеку, оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков, страстей и вводит во врата рая, оно возвращает нам постоянную после крещения благодать.

Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: «Господи, крестом Твоим освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!» А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете... Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо».

Старец часто любил повторять высказывание преподобного Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух, и подле тебя спасутся тысячи». Благодатный пастырь схиигумен Савва по совету преподобного Серафима всю жизнь «стяжал мирный дух», тысячи людей спасавшиеся около него при его жизни, и сейчас чувствуют неустанную заботу старца. Многочисленные свидетельства молитвенного заступничества старца перед Господом за верующих не оставляют сомнений в том, что в скором времени старец Савва будет прославлен.

Господи, упокой душу старца Саввы, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

Стихи старца Саввы


Любовью ль сердце разгорится

О, не гаси её огня!

Любовь есть Бог! Им жизнь живится,

Как светом солнца яркость дня.

Люби безмерно, беззаветно,

Всей полнотой душевных сил,

Хотя б любовию ответной

Тебе никто не отплатил.

***

Не мсти врагу за оскорбленье,

Вражду любовью погаси

И в Божий храм, до примиренья,

Своих даров не приноси.

Любя лишь тех, кто вас лелеет,

Вы мните Богу угодить?

Но и язычники умеют

Взаимно любящих любить.

А ты, - ты братские объятья

Тебя клянущим простирай

И не проклятьем за проклятье -

Благословеньем воздавай!

Творец ваш солнце зажигает

И множество светил ночных

И с неба дождь ниспосылает

Равно для добрых и для злых:

Так ты и доброму и злому

Учись, как Он, благотворить,

И будешь сыном Всеблагому,

И жизнью вечной будешь жить!

Молитва

Духовным оком созерцая

Тебя, о Боже, пред собой,

Я в умиленьи прибываю

К Тебе с смиренною мольбой.

Велик Ты, Боже наш в твореньи!

И на земле и в небесах

Велик и дивен в промышленьи,

Могуч и славен в чудесах!

И мы, смиренное созданье,

Мы носим образ твой в себе,

Питаем в сердце упованье

За гробом перейти к Тебе.

Дабы навек соединиться,

С Тобою - неразлучно быть,

Но, чтоб достойно нам явиться,

Даждь нам всегда Тебе служить!

Даждь сердцем чистым незазорно

Святую веру сохранить,

Душою теплой не притворно

Тебя и ближних всех любить!

***

Любовь - не только наслажденье...

Любовь - тепло, забота, свет!

Любовь - страданье и терпенье,

Великий подвиг отреченья...

Любовь - Божественный завет!

***

Ночь тиха...

На тёмном небе

Мириады звёзд блестят,

В кельи инока лампады

Перед образом горят.

Бога зря перед собою

Чувством пламенной души,

Инок, стоя на коленях,

Богу молится в тиши:

«Боже правый, милосердный!

Угаси огонь страстей:

Злобы, зависти, коварства

И лукавых похотей...

Научи меня беречься

Мира суетных оков,

Научи прощать обиды

И молиться за врагов.

Юным крепкую опору

Дай на жизненном пути

И гонимых горькой долей,

Вдов и сирых защити.

А умерших в правой вере

Упокой на небесах!..» -

Так молился в темной кельи

В час полночный схимонах.

Ночь тиха...

На тёмном небе

Мириады звёзд блестят,

В кельи инока лампады

Перед образом горят.

И молитвой услажденный

Инок спит спокойным сном,

А над ним Ангел-Хранитель

Веет радужным крылом.


Наша любовь к Богу измеряется нашей готовностью принять посылаемые нам страдания и несчастия, и видеть в них руку Божию. Поддержкой нам может быть то, что страдания эти есть также мера любви Божией к нам...

По собственному опыту знаю, как страшно допустить забвение смерти.

Господи, спаси меня! Не остави меня в час смертный!

Услыши меня и ныне, из глубины души взывающего:


В час полночный, когда засыпает обитель

Пред распятием низко склонясь,

Я молю тебя, мой Искупитель:

В смертный час Ты меня не оставь!

Вас прошу я, мои дорогие,

Во Христе отцы, братья, сестры и друзья,

Как умру, схороните в пещерной могиле

Под Распятьем Крестным меня.

Чтобы Крест Всесвятой, мой любимый,

Своей славой всегда украшал

Мой телесный прах и могилу,

Мою душу чтоб там утешал.

И к Тебе, мой Господь, я взываю:

Ты меня под крестом упокой,

На Котором висел Ты, страдая,

Чтоб Он там охранял мой покой...

И, как Богу, Тебе перед смертью моею

Приложу я молитву свою:

У подножья Креста, в любви пламенея,

Дай окончить ты мне жизнь мою!

Будь всегда, Святой Крест, над могилой,

Где покоиться прах будет мой, -

Мою душу, Иисусе Сладчайший, помилуй,

Со святыми её упокой!!!


30. Старец Арсений

(Стрельцов Пётр Андреевич)

(1894−1975 гг.)

Пётр Стрельцов родился в Москве в 1894 году. В 1911 году он окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916 году Пётр успешно окончил университет.

Многочисленные исследования и монографии Пeтра по истории русской древней культуры были хорошо известны среди искусствоведов. В 1917 году Пётр, с шестнадцати лет мечтавший о монашестве, был принят послушником в Оптину Пустынь.

Из воспоминаний старца Арсения:

- Я прожил долгую жизнь, две трети которой окружали меня люди, несущие божественную радость и свет. Первой была моя мама Мария Александровна, человек одаренный, мудрый, проникнутый глубочайшей верой в Бога... Именно моя мать заложила в мою душу зерна веры, взрастила их, и я вошел в жизнь, стоя на твердом основании, с которого ничто не могло меня столкнуть. Я был третьим ребенком в семье... Мама, когда я родился, дала обещание Господу вложить в меня веру, правдивость и любовь к людям, и она воспитала меня так. В шестнадцать лет, увлекаясь древнерусским искусством, уже мечтал о монашестве. Потом была Оптина Пустынь... Два года прожил в Оптиной Пустыни под руководством старца о. Нектария и старца о. Анатолия.

В монастыре, находясь в послушании у старцев, нельзя иметь своей воли, а должно поступать так, как говорит духовный наставник, вне зависимости от того, нравится это или не нравится... Принятием воли старца послушник совершенствуется, отсекается от помыслов, грехов, живет волей старца, имеющего благодать от Господа, знающего его душу, знающего, что ему духовно необходимо для достижения монашеского совершенства... Были искушения, попускаемые Господом. Приходя к старцу, хотел все рассказать. Но он уже все знал. И по характеру твоего отношения к совершившемуся, определял уровень твоего духовного совершенства или падения, и поучал воспринимать случившееся с молитвой как волю Господню.

Твое мнение, полученное унижение, обида во внимание не принимались, принималась только смиренность перед Богом и понимание: ты настолько еще несовершенен, что происшедшее есть результат твоей греховности, и является справедливым. Старец в монастыре – твой отец, наставник, руководитель во всем, своей воли у тебя нет, есть полное отречение от твоего суетного «я»... По благословению о. Нектария и о. Анатолия в сане иеромонаха был послан служить «в мир», в приходскую церковь... Не знаю, кто говорил обо мне Святейшему Патриарху Тихону, но меня пригласили к нему, он принял, разрешил служить в приходском храме, где настоятелем был протоиерей Павел. Патриарх минут десять говорил со мной, благословил и сказал пророческие слова о моем иерейском пути... Находясь в ссылках, лагерях, выводимый на расстрелы, избиваемый на допросах и почти умирающий на морозных этапах, верил словам великого святителя земли Русской – Патриарха Тихона, что исполнятся его предначертательные слова, и вновь приду к моим духовным детям. Верил дерзновенно, ибо это были слова Патриарха. (Специальное разрешение св. Патриарха Тихона понадобилось в связи с тем, что служение иеромонахов на приходах обычно не допускалось.)