11. Преподобный Лаврентий Черниговский
(1868−1950 гг.)
Схиархимандрит Лаврентий (Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 году в селе Карильское Черниговской области. Благочестивые родители Луки, Евсевий и Христина, воспитывали семерых детей в любви к Богу. Детство Луки было тяжёлым, отец умер рано, мать тяжело болела, приходилось выполнять всю работу по дому, пасти лошадей, ухаживать за коровой, стирать и портняжничать. Лука имел прекрасный слух, пел в церковном хоре, рано научился играть на скрипке.В четырнадцатилетнем возрасте уже руководил церковным хором. После смерти матери, Лука недолго оставался дома, отказавшись от наследства, ушёл в монастырь, находившийся недалеко от села.
С 1891 года Лука нёс послушание регента монастырского хора. Вскоре о способном регенте узнали в Черниговском Троицком мужском монастыре и пригласили в монастырь, управлять хором. В Троицком монастыре Луку постригли в мантию и дали имя Лаврентий, в 1895 году рукоположили в иеромонаха. (По другим источникам Лука был пострижен в монашество в 1912 году, через два года был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году - в иеромонаха). В 1923 году в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом.
В 1928 году по определению экзарха, Украины митрополита Михаила, возведен в сан архимандрита.
В 1930 году, после того как монастырь закрыли, отец Лаврентий был вынужден ютиться в небольшой комнате в маленьком доме своей духовной дочери Елены, днём он усиленно молился, а под покровом ночи тайно принимал духовных чад.
Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Чернигова, было разрешено открыть Троицкую обитель.
Из воспоминаний духовных детей старца Лаврентия:
- Когда закрывали церковь, Батюшка говорил: «Храните книги, они нужны будут. Ещё будут и монастыри, и архиереи, и все нужно будет». Перед войной он предсказал бедствия народа. Молился и плакал, что много крови прольётся.
Когда началась война 1941 года, Батюшка своими усилиями собрал своих монашествующих чад и устроил женский Троицкий монастырь, а потом и Домницкий монастырь...
Батюшка торопился скорее занять Троицкий, говорил, что так указала Матерь Божия...
У Батюшки была любовь к всякому делу. Когда делали ремонт во всём корпусе, Батюшка везде участвовал. Приходилось работать в холодное время года, когда замерзали материал и вода. Однажды дело не ладилось, пригласили одного старика на помощь. Он говорит, что здесь сила нужна. А Батюшка подошёл с любовью перекрестил, и материал стал мягким, и дело пошло, как следует. Это всё по молитвам великого старца Лаврентия.
21 ноября 1941 года состоялось первое богослужение в церкви Феодосия, а в 1942 году был освящен и главный престол Троицкого собора. На хоры поднялся дивный старец, и величественный храм огласился стройным пением.
Люди тянулись к доброму старцу, все от него уходили согретые христианской любовью, ободренные.
Из воспоминаний инокини Анны:
-У Батюшки была безграничная любовь к людям. Был такой обычай у нас в монастыре: именинницы в день своего ангела причащались святых тайн, потом, брали просфору и шли к Батюшке. Он отламывал маленький кусочек и поздравлял с днём Ангела. Часто оставлял именинниц разделить трапезу. И вот один раз мне пришлось быть на этой трапезе... Батюшка кушал из маленького горшочка деревянной ложкой... Вдруг поднимает голову и говорит матушке келейнице П.:
- Пойди, посмотри, там кто-то пришёл, пусть зайдёт сюда.
Матушка П. посмотрела, увидела женщину, которая стояла и сильно плакала, просила пропустить к Батюшке. Матушка, жалея старца, сказала:
- Когда Батюшка покушает, тогда пройдёте.
А Батюшке: «Обедайте, Батюшка, там никого нет».
Отец Лаврентий взял несколько ложек своей похлёбки, повернул голову и опять говорит:
- Я тебе говорю, что там стоит женщина и плачет.
И сам приподнялся с места...
Вскоре перед нами появилась женщина средних лет, которая сильно плакала. Батюшка провёл её в свою келию... Минут через десять женщина вышла совсем другой, с улыбкой радостно поклонилась и ушла. А Батюшка сел за стол и говорит матушке П.:
- Если ты видела, что человек плачет, как ты могла кушать?
Из воспоминаний духовных старца Лаврентия:
-У Батюшки было любвеобильное сердце. Он говорил: « Как можно давать эпитимии?
Ведь и так все в скорби. Нужно всех любить, жалеть, прощать, молиться. Я никому не давал эпитимии».
- Батюшка всех любил, всех уважал, призывал всех своих чад к миру, говорил: «Если которая сестра «горячая», вспыльчивая характером и не может сдержаться в слове, то прежде чем подымать скандал, сними с себя подрясник, положи чётки и тогда начинай доказывать свою правоту. Если так будете поступать, никогда не будете ругаться...
Если кто в течение дня не сдержал себя в мире и любви к ближнему и поссорился с кем–либо и имеет на кого неприятное чувство, до заката солнца должен обязательно примириться, то есть попросить прощение».
Батюшка всегда советовал: «Занимайтесь больше молитвой Иисусовой!», очень уважал Домницкую матушку игуменью, говорил, что у неё идет молитва непрестанно: «Она чаёк пьёт, а молитва в сердце бьёт».
Батюшка любил точность и аккуратность в церковной службе, был недоволен, когда не вычитывали кафизмы. Говорил: «Лучше солнцу перестать светить, чем кафизмы перестать читать»...
Батюшка часто повторял: «Счастливы те, которые записаны в «Книге Жизни».
А на вопрос сестёр, кто же записан в «Книге Жизни», отвечал:
-У кого влечение к церкви, тот записан.
Когда его одна женщина спросила, что нужно делать, чтобы быть записанным в «Книгу Жизни», отвечал: «Нужно читать молитву Иоанна Златоуста «Господи, не лиши мя небесных Твоих благ»..., ежедневно утром и вечером ходить в церковь, и Господь спасёт, если будешь умом беседовать с Ним».
А другой женщине на вопрос: «Как, Батюшка, спастись?», ответил:
- Ходи да пой: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Нужно, чтобы в душе был мир. Спасение тяжёлое, но мудрое. При этом времени нужно быть мудрым, и спасёшься.
Одна девушка пришла к Батюшке за благословением в монастырь. Но старец сказал:
- Нет, твой путь в мире жить и чад растить. Не все спасутся в монастыре, и не все в мире погибнут. Живи в мире благочестиво, и Матерь Божия поможет спастись.
Батюшка часто повторял:
- Жалко неопытных священников, потому что у них времени не хватает вычитывать всё. Записки не читают на проскомидии, а в будущей жизни будут за спиной носить. Если бы были опытны, то непрочитанные записки аккуратно сложили бы в столбики, да со страхом перекрестились бы: «Помяни, Господи, всех написанных и не прочитанных по немощи человеческого естества», и они бы не отвечали по человеколюбивому Богу нашему. А они не опытны, частицы вынут, а записки везде валяются по окнам. А за это будут нести ответ.
Батюшка предостерегал: «Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш... А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве».
Старец как-то за обедом монахине Афанасии надел большой крест и предсказал: «Вот будешь регент». Впоследствии предсказание сбылось, регентша была награждена крестом.
Из воспоминаний монахини Е.:
- Однажды во время войны многие сёстры стояли около бани... Батюшка шёл мимо да как закричит: «Убегайте, а то сейчас снаряд прилетит». Так и было. Только отскочили, и сразу снаряд ударил.
Как-то летом на капусту, посаженную монахинями «напала гусеница», обратились за помощью к старцу. Батюшка помолился, и «вся гусеница вползла во вблизи находящееся озеро».
Однажды в монастырь к старцу Лаврентию приехала из соседнего села девушка, испросить благословение выйти замуж, старец спросил: не больна ли она. Девушка ответила, что здорова. В ответ старец попросил не торопиться с замужеством, а подождать. Через год девушка умерла.
Одну благочестивую женщину, он усадил обедать. Когда женщина стала объяснять, что боится, что опоздает на поезд, старец посоветовал поехать на следующий день. Позже стало известно о крушение поезда, на котором женщина собиралась уехать. На следующий день, благодарная женщина славила Господа и благодарила прозорливого старца.
Из рассказа схимонахини Святославы (г. Киев):
- Когда я работала проводником, то топлива не давали: будешь уголь сама брать отапливать вагоны – тюрьма, или вода в трубах замёрзнет – тоже тюрьма. И я в таком тяжёлом положении – таскать уголь в вагон. Тут появился милиционер и давай тащить меня с собой. Я по рассказам верующих в поезде много раз слышала о Черниговском о. Лаврентии, и тут же вспомнила... Милиционер меня тащит, ногами толкает и бьёт, а я про себя молюсь: «Мати Божия, отец Лаврентий и вси Святии заступитесь за меня грешную». И он сразу тут же, как окаменел, а пассажиры все на него кричать... Он меня в тяжёлом состоянии бросил. Меня подобрали пассажиры, ввели в вагон и начали успокаивать. Сердце моё билось, дышать было тяжело... Вдруг передо мной явился неизвестный мне схимник, перекрестил меня и стал невидим. Я тут же встала вполне здоровая и спрашиваю: «А где сидит Батюшка?»
Мне отвечают: «Какой? Никакого здесь Батюшки нет и не было».
В шестидесятые годы я поехала в Чернигов и увидела фото отца Лаврентия, и каково было моё удивление, ибо я узнала в нём явившегося мне схимника, оказавшего мне защиту и даровавшего мне исцеление Черниговского старца схиархимандрита Лаврентия.
Из воспоминаний духовной дочери старца Лаврентия:
- Батюшка предсказал свою кончину ещё, когда переходил в монастырь, за 8 лет. Сказал: «Ну, здесь кто поживёт 8, а кто и больше»... За полгода до смерти о. Лаврентий перестал есть хлеб, питался одними овощами... За полгода также сказал: «От этого дня я проживу ровно полгода», что и исполнилось...