56. Производились обыски, вторжения, ограбления и налеты в офисах и домах правозащитников. Помещения, откуда они действуют, опечатывались, их счета в банке арестовывались, чтобы помешать их дальнейшей работе. Их имущество, в том числе документы, фотографии, дискеты, компьютеры и файлы, конфисковывалось, после чего власти отказывались возвращать его правозащитникам.
57. Правозащитники подвергались травле в административном порядке, когда на них налагали крупные штрафы за приписываемые им нарушения законодательства, определяющего порядок финансирования НПО, и становились жертвами попыток вымогательства, в частности, в виде требования выплаты крупных сумм в обмен на освобождение коллег, друзей и родственников из-под стражи.
58. Для травли, запугивания и угроз в адрес правозащитников использовались все средства, например принятие и применение законов, ограничивающих законное осуществление права на свободу убеждений и их выражения, свободу религиозных убеждений, свободу ассоциации и передвижения, таких, как законы о регистрации и регулировании деятельности НПО или законы, запрещающие или препятствующие получению средств на нужды правозащитной деятельности из зарубежных источников.
E/CN.4/2002/106 page 23
Аресты, задержания, уголовное преследование и заключение в тюрьму правозащитников
59. Как следует из сообщений, направленных правительствам, среди нарушений прав человека, с которыми правозащитникам приходится сталкиваться ежедневно, с поистине поразительным постоянством фигурируют произвольные аресты и задержания. Среди разных видов нарушения прав, которым подвергаются правозащитники, случаи ареста, задержания (81) - как с выдвижением обвинений, так и без, - возбуждения судебного преследования, вынесения судебного приговора и тюремного заключения по абсолютно ложным обвинениям в количественном выражении уступают лишь кампаниям запугивания и травли. В докладах других тематических механизмов за 2001 год также сообщается о большом числе (19) случаев ареста и задержания правозащитников.
60. Участие в митинге активистов, отстаивающих права коренного населения, может стать поводом для предъявления обвинений в нарушении общественного порядка. Участие в мирном пикете против исчезновения людей или всего лишь выполнение профессиональных обязанностей юриста может повлечь за собой уголовное преследование. За публичными критическими высказываниями в адрес властей может последовать обвинение во взяточничестве и длительный тюремный срок. Известны случаи, когда обращение к властям с законным требованием вернуть конфискованное оборудование было сочтено достаточным поводом для задержания правозащитников. Против правозащитников, пытавшихся в официальном порядке обратиться с жалобой на грубое обращение со стороны полиции, выдвигались обвинения в хулиганстве, влекущие за собой длительный срок тюремного заключения в случае вынесения обвинительного приговора. Обычным явлением являются не подкрепленные ордером аресты тех, кто требует более полной свободы убеждений и выражения своего мнения. Развертывание транспаранта в память о жертвах нарушения прав человека оканчивалось тем, что активистов насильно помещали в психиатрические заведения. Уделом тех, кто выступал с разоблачениями по факту гибели людей от пыток, было "трудовое перевоспитание". Попытки использовать средства правовой защиты в интересах пострадавших от нарушения прав человека оканчивались для правозащитников тюрьмой. Активистов правозащитного движения преследовали в судебном порядке, мотивируя это туманно сформулированными соображениями "национальной безопасности", помещали под домашний арест, задерживали на неопределенное время в административном порядке и отправляли на каторгу.
61. Против правозащитников применялись аресты, задержания, обвинения, судебное преследование, им выносились судебные приговоры - порою к длительным срокам тюремного заключения или даже к каторге - за участие в различных видах деятельности
E/CN.4/2002/106 page 24
по поощрению и защите прав человека, включая: участие в кампаниях за пресечение пыток и за гуманные условия содержания в тюрьмах; выступления с требованием провести официальное расследование в случаях похищения и исчезновения людей; участие в международных правозащитных конференциях и форумах; выступления с призывом к освобождению политических заключенных; расследование случаев коррупции со стороны должностных лиц и соучастия в нарушениях прав человека, совершаемых военизированными группами; сбор документальных материалов о зверствах и оказание помощи жертвам нарушения прав человека и их семьям; представление интересов беженцев, просителей убежища и внутренне перемещенных лиц; участие в кампаниях в защиту прав рабочих и за введение минимальных трудовых норм; мирные выступления за независимость; протесты против введения закона о чрезвычайном положении; выступления с требованием более бережного отношения к окружающей среде; выступления с разоблачением коррупции в судебных органах; выступления в поддержку права на отказ от военной службы по соображениям совести; публикацию переводов Всеобщей декларации прав человека; участие в кампании за более эффективное применение законов в случаях насилия в отношении женщин; выступления за права религиозных, этнических и сексуальных меньшинств; выступления за права на земельную собственность и права коренных народов; и выступления с разоблачением разворовывания средств должностными лицами.
62. Обвинения, служащие основанием для вынесения приговоров правозащитникам, также весьма разнообразны; здесь и посягательство на жизнь сотрудников полиции, и поджог, и сговор с целью совершения противоестественных актов, и связи и контакты с зарубежными организациями, и подстрекательство к мятежу, и диффамация, и клевета в печати, и незаконное осуществление профессиональной деятельности, и неуважение к суду, и распространение ложных сведений, могущих создавать угрозу общественному порядку, и контакты с действующими без разрешения или запрещенными организациями, и нарушение законов о публичных демонстрациях, и измена, и оскорбление религиозных догм, властей, вооруженных сил и сил безопасности государства, и помощь террористам или их поощрение, и "распространение пропагандистских материалов, которые по своему характеру способны нанести ущерб жизненно важным интересам государства и нации", и пропаганда ненависти и подрыв демократически избранных государственных институтов, и сотрудничество с врагами, и получение средств из зарубежных источников без разрешения правительства, и подстрекательство к насилию, и обнародование государственных секретов.
E/CN.4/2002/106 page 25
63. Во многих случаях, несмотря на серьезность выдвинутых против правозащитников обвинений и вероятность вынесения суровых приговоров, предусматривающих тюремное заключение в случае признания их виновными, правозащитников лишали доступа к адвокатской помощи в течение всего срока предварительного заключения, а иногда и в ходе самого судебного процесса.
Нарушение права правозащитников на жизнь и психическую и физическую неприкосновенность
64. Поразительно, что среди наиболее часто встречаемых форм нарушения прав правозащитников третье место в совокупном количественном выражении - сразу после кампаний запугивания и травли, а также арестов и задержаний, о которых подробно говорилось выше, - занимают убийства правозащитников (34), покушения на их жизнь (8), исчезновения (10) и пытки или жестокое обращение в иных формах (7). Еще одним фактором, подтверждающим опасения относительно возникновения этой печальной тенденции, являются случаи убийства, покушения, исчезновения, пыток или жестокого обращения с правозащитниками, о которых сообщается в различных докладах тематических механизмов за 2001 год (в общей сложности - 38).
65. Эти цифры представляются Специальному представителю весьма тревожными. Высокая вероятность того, что правозащитники могут стать жертвами угроз физическим насилием или даже получить увечья, иногда со смертельными последствиями, о чем свидетельствуют проведенные ею исследования, - это, вне всякого сомнения, наиболее тревожная из тенденций, выявленных Специальным представителем.
66. Наибольшее беспокойство вызывает такая тенденция в регионе Латинской Америки, т.е. в том регионе мира, на который приходится большинство случаев убийства правозащитников, имевших место в рассматриваемый период, а именно 30 из 34, или около 90% от общего числа погибших от рук убийц правозащитников.
67. Полицейские открыли огонь и застрелили несколько активисток-правозащитниц, участвовавших в марше в рамках борьбы с изнасилованиями. Сотрудники сил безопасности остановили правозащитников под угрозой применения оружия, выстроили их у стены и расстреляли. Известен случай, когда полицейские в штатском силой похитили правозащитников, которые затем бесследно пропали, просто за принадлежность к правозащитным НПО. Некоторые правозащитники серьезно пострадали и нуждались в госпитализации и хирургической операции в результате покушений на их жизнь, в том числе при ночных поджогах их домов. Сотрудники вооруженных сил, полиции и сил безопасности зверски избивали правозащитников, стремясь пытками добиться от них
E/CN.4/2002/106 page 26
ложных признаний или просто в порядке наказания за попытки последних предать гласности ставшую обычной практику пыток при официальном содержании под стражей. Ответом на отважные попытки провести расследование в отношении армейских офицеров, открывших огонь по толпе невооруженных гражданских лиц, в результате чего несколько человек погибло, стали угрозы смертью и пытки во время содержания под стражей.
68. Призывы к властям провести независимое и беспристрастное расследование по случаям исчезновения нескольких человек стали поводом для применения физической силы и побоев с нанесением ударов кулаками и ногами и последующего отказа в медицинской помощи.