86. Офисы и дома правозащитниц становились объектом обысков, вторжений, налетов, их имущество конфисковывалось, уничтожалось или приводилось в негодность. Против них использовали клевету в попытке дискредитировать и унизить их и подорвать их авторитет в обществе.
87. Порою власти в попытке заставить правозащитниц отказаться от дальнейшей деятельности по отстаиванию прав человека прибегали к коварным приемам. Против них выдвигали обвинения в нарушении финансовых правил и даже в махинациях, за ними устанавливали постоянную полицейскую слежку в расчете запугать их.
88. Нередко, вопреки неоднократным просьбам, правозащитницам отказывали в охране или предлагали безнадежно слабые меры охраны, предоставляя им защищаться от угроз самостоятельно. Такие отказы или вялость реакции со стороны властей еще более повышают вероятность того, что правозащитницы сами окажутся жертвами нарушения прав человека, особенно со стороны негосударственных субъектов, которые воспринимают это бездействие как "добро" на нарушения.
89. Основываясь на поступившей информации, Специальный представитель пришла к следующему заключению: хотя правозащитницы ведут такую же неустанную работу по отстаиванию прав человека и прав жертв нарушений прав человека, как и их соратники-мужчины, есть некоторые особенности, которые свойственны их положению как женщин, борющихся за права человека. Нижеследующие пункты включены с целью осветить некоторые особенности, характерные для положения правозащитниц в различных странах мира.
90. Правозащитницы наравне со своими соратниками-мужчинами находятся на передовом крае борьбы за поощрение и защиту прав человека. Но при этом они как женщины подвергаются, в дополнение к тем опасностям, которые грозят мужчинам, еще и опасностям, специфичным для их пола.
E/CN.4/2002/106 page 31
91. Прежде, будучи женщинами, они больше выделяются. Другими словами, правозащитницы могут возбуждать в людях большую враждебность, чем их коллеги- мужчины, поскольку в роли правозащитниц они, возможно, выходят за грань культурных, религиозных и социальных представлений о месте и роли женщин в той или иной стране или в том или ином обществе. Соответственно, они могут стать жертвами нарушения прав человека не только в силу своей правозащитной деятельности, но и еще в большей степени из-за своего пола и того, что их деятельность может не укладываться в бытующие в обществе стереотипы относительно женской покорности или противоречить бытующим в обществе представлениям о месте женщины. Во-вторых, вовсе не исключена вероятность того, что и самим проявлениям враждебности, травле и репрессивным мерам против правозащитниц будет придана специфически гендерная форма - от, скажем, словесных оскорблений, направленных только против женщин по причине их пола, до сексуальных домогательств и изнасилования.
92. При этом, чтобы дискредитировать женщину и подорвать ее авторитет на работе и в обществе, могут использоваться такие применяемые сугубо в отношении женщин приемы, как, например, пресловутое высказывание под тем или иным предлогом сомнений в их добропорядочности - в тех случаях, например, когда женщины добиваются своего права на сексуальное и репродуктивное здоровье или на равноправие с мужчинами, в том числе на жизнь, свободную от дискриминации и насилия. Кроме того, против правозащитниц, например, возбуждалось судебное преследование на основании законов, относящих к числу уголовных преступлений действия, фактически означающие законное осуществление прав, охраняемых нормами международного права, по сфабрикованным обвинениям, которые на деле были мотивированы неприятием взглядов правозащитниц и их деятельности по защите прав женщин.
93. В-третьих, нарушения прав человека, совершаемые в отношении правозащитниц, в свою очередь могут приводить к последствиям, по своему характеру специфическим для женского пола. Например, сексуальное насилие в отношении правозащитницы во время содержания под стражей и ее изнасилование могут стать причиной беременности или вызвать заболевание, передающееся половым путем, включая СПИД.
94. Работа по поощрению и защите некоторых специфически женских прав ведется почти исключительно правозащитниками женского пола. Поощрение и защита прав женщин могут быть сопряжены с дополнительным риском, поскольку борьба за определенные права рассматривается как угроза патриархальному укладу и подрыв культурных, религиозных и других принятых в обществе моральных ценностей.
В некоторых странах отстаивание права женщин на жизнь и свободу кончалось
E/CN.4/2002/106 page 32
нарушением права на жизнь и свободу самих правозащитниц. А в случае одной видной правозащитницы ее протест против дискриминационной практики стал причиной судебного преследования по обвинению в измене.
С. Последствия терактов 11 сентября для правозащитников
95. В качестве вводного замечания к нижеследующим положениям Специальный представитель хотела бы подчеркнуть, что, принимая во внимание террористические удары по Соединенным Штатам, совершенные 11 сентября 2001 года, она в полной мере понимает и признает, что международное сообщество и правительства всех стран мира стоят перед необходимостью и даже обязаны принять меры по восстановлению и поддержанию среди населения уверенности в том, что безопасность людей как на национальном, так и на международном уровне обеспечена. Наряду с этим Специальный представитель хотела бы также обратить внимание на не менее важное, на ее взгляд, требование, а именно о соблюдении государствами принципов, касающихся прав человека, и норм, зафиксированных в правовых актах и нормативных документах в этой области. Виновные в совершении терактов должны быть найдены и переданы в руки правосудия - но только в соответствии с международными нормами, касающимися справедливого судебного разбирательства, так чтобы задачи обеспечения мира и безопасности решались в увязке с выполнением обязательства относительно отправления правосудия и уважения прав человека и основных свобод.
96. Хотя настоящий доклад подготовлен в основном на основе сообщений, поступивших до трагических событий 11 сентября 2001 года, после этой даты Специальному представителю стала поступать информация, давшая ей основания для вывода о наличии реальной опасности того, что под воздействием терактов 11 сентября 2001 года некоторые правительства, возможно, используют глобальную войну против терроризма в качестве предлога для ущемления прав человека и подавления правозащитников. Неправительственные организации в различных регионах мира, в частности, поделились со Специальным представителем своей обеспокоенностью возрастанием опасности для правозащитников в условиях, которые после 11 сентября 2001 года становятся, на их взгляд, все более грозными.
97. Повсюду в мире существует опасность того, что под прикрытием борьбы с терроризмом некоторые правительства могут активизировать свои усилия по подавлению мирного инакомыслия и оппозиции. В нынешней ситуации те, кто ставят под сомнение законность некоторых из так называемых контртеррористических мер, принятых после
E/CN.4/2002/106 page 33
11 сентября, или просто те, кто в социальном отношении выходят за обычные рамки, - будь то мигранты, беженцы, просители убежища, члены религиозных или иных меньшинств или просто люди, отброшенные на обочину общества, - могут быть названы террористами и в конечном счете могут попасть в жернова репрессий и насилия.
98. В свете вышеуказанного Специальный представитель пришла к выводу о серьезном изменении контекста и обстановки, в которых она выполняет свой мандат по поощрению и защите прав правозащитников, под воздействием трагических событий в Соединенных Штатах, имевших место 11 сентября 2001 года.
99. К сожалению, меры, ставящие целью подавить мирное инакомыслие и заставить замолчать законную оппозицию, во многих случаях были той реальностью, с которой правозащитникам приходилось иметь дело задолго до терактов 11 сентября. Однако порожденное терактами всепроникающее чувство незащищенности и страха, возникшее как в международном сообществе, так и в самих странах, по всей видимости, дало толчок формированию климата, в котором законодательные органы, суды и широкая общественность проявляют все меньше бдительности в отношении действий или бездействия исполнительной власти в своих странах.
100. Правительства некоторых стран фактически присвоили себе "карт-бланш" в отношении строгости и охвата мер, принимаемых ими якобы в порядке реакции на события 11 сентября 2001 года. В Соединенных Штатах, например, о чем уже с прискорбием сообщалось Специальным докладчиком по вопросу о независимости судей и адвокатов 16 ноября 2001 года, исполнительные органы могут отныне дать распоряжение о передаче дел о лицах, не являющихся гражданами США, на рассмотрение в военные комиссии, формируемые в порядке, дающем основание говорить о серьезном нарушении прав человека и верховенства закона. В Соединенном Королевстве иностранцы теперь могут быть задержаны на неопределенный срок без суда. В ряде других стран, включая Австралию, Канаду, Индию, Непал, Пакистан, Россию, Таиланд и Южно-Африканскую Республику, в последнее время в законодательном порядке были приняты или рассматриваются на предмет принятия новые контртеррористические меры. Высказывались опасения, что во многих отношениях эти меры будут представлять собой прямое нарушение прав человека или вести к созданию климата, в котором вероятность нарушения прав человека возрастает.