Позиция США по отношению к карабахской проблеме определяется несколькими обстоятельствами. Первое - наличие многочисленной и политически активной армянской общины в США. В ее поддержке заинтересованы все кандидаты на федеральном и местном уровне. Второе - заинтересованностью в наращивании своего политического, экономического и военного присутствия на Южном Кавказе. Третье – особой ценностью Турции как регионального союзника США. Необходимо также отметить, что периодическая активизация со стороны Запада вопросов, связанных с карабахским урегулированием, также имеет цель вытеснить Россию из политической орбиты Армении. Очевидно, что эти базовые факторы оказывают разнонаправленное влияние на политику администрации США независимо от того, какая партия победила на президентских выборах и кто в данный момент возглавляет Белый дом.
В наступившем десятилетии речь идет о том, сумеют ли Азербайджан и Армения сохраниться в качестве независимых субъектов международных отношений или их суверенитет будет сильно ограничен. Причем, очень возможно, что без какого-либо выигрыша в виде решения карабахской проблемы, улучшения социально-экономической ситуации, демократизации общества и т.п. В этой ситуации интересы Азербайджана и Армении могут совпадать, ведь обе страны в одинаковой степени заинтересованы в том, чтобы не превратиться в игрушку в руках внешних сил, в сохранении собственной независимости и суверенитета.
Самым действенным путем решения карабахской проблемы был бы серьезный и систематический диалог между Азербайджаном и Арменией с целью поиска взаимоприемлемого компромисса. Такой компромисс потребует взаимных уступок, долгой и упорной работы по улучшению социально-экономической ситуации и по изменению общественных настроений. Только это позволит подготовить стороны (элиту и население) к компромиссу, создаст атмосферу взаимной терпимости и доверия. И, конечно, необходимо желание сторон выработать взаимоприемлемый и взаимовыгодный компромисс на основе понимания их общих интересов. А такие интересы есть, они имеют объективный характер, ведь Баку и Ереван в равной мере заинтересованы в том, чтобы Азербайджан и Армения сохранились в качестве независимых государств, сумев адекватно ответить на вызовы, создаваемые как возрастающими сложностями геополитического характера, так и глобальными экономическими трендами.
* * *
Тенденции, наблюдаемые в процессе становления новой системы международных отношений, свидетельствуют о том, что военное сотрудничество продолжает оставаться важным инструментом обеспечения безопасности государств. Краеугольным камнем для стабильности и безопасности на Южном Кавказе является развитие добрососедских отношений государств данного региона с Россией. Россия и Армения продолжают развивать многосторонние и двусторонние связи в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и в Евразийском экономическом сообществе (в этой организации РА имеет статус наблюдателя). Резкая критика со стороны отдельных представителей армянской оппозиции нынешнего двустороннего сотрудничества направлена в первую очередь не против России, а против президента и правительства Армении. Таким путем оппозиционеры стремятся получить финансовую поддержку Запада и убедить местное население, что только их приход к власти может обеспечить подлинную независимость и успешное развитие армянского государства.
В отличие от оппозиции, большинство населения Армении склонно связывать свои надежды на гарантированную безопасность и улучшение социально-экономического положения с дальнейшим развитием российско-армянского сотрудничества. Возможно, что на массовом уровне оценка экономического потенциала России даже превосходит ее реальные возможности. Подобные слишком завышенные ожидания сами по себе чреваты опасностью разочарований.
Развивая сотрудничество с другими государствами и военно-политическими блоками, в Армении не могут не учитывать широкого спектра российских интересов, в том числе связанных с усилением влияния третьих сил на региональные процессы. В этой связи важно подчеркнуть регулярный и системный характер выработанных Москвой и Ереваном механизмов координации внешнеполитической деятельности. Механизмы, формы и конкретные методы реализации российских интересов не могут не соответствовать долгосрочным национальным интересам России, направленных на формирование «пояса добрососедства» по периметру российских границ.
В настоящее время в Армении отсутствуют предпосылки для изменения характера сложившихся отношений с Россией. Вместе с тем, необходимо учитывать, что нынешняя пророссийская ориентация Армении не является раз и навсегда заданной и имеется ряд факторов, которые могут привести к уменьшению симпатий к России на массовом уровне и в среде политической элиты. В этих условиях российской дипломатии необходимо уделять особое внимание тому, чтобы отвечающее российским интересам успешное развитие отношений с Азербайджаном и Турцией проходило одновременно с наращиванием связей с Арменией и таким образом не превратилось в фактор, который может осложнить союзные отношения между Россией и Арменией.
Раздел 2.
РОССИЙСКО-АРМЯНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
За последние 20 лет двусторонние взаимосвязи в экономической сфере проделали непростой путь. Постепенно складываются более оптимальные формы российско-армянских экономических контактов, способствующих, которые, с одной стороны, способствуют усилению экономических позиций Республики Армения, что весьма важно для сохранения регионального баланса сил, а с другой стороны, способствуют продвижению интересов крупных российских компаний на рынки Ближнего и Среднего Востока.
Трудный путь к новому формату экономических отношений
В Программе эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации применительно к российско-армянскому сотрудничеству предполагаются следующие направления совместной деятельности:
- углубление вовлеченности Армении в интеграционные и военно-политические структуры с участием России - СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз;
- содействие использованию опыта и наработок технического, технологического и организационного характера, вытекающих из участия Армении в реализации планов партнерства с ЕС и НАТО;
- учет готовности армянской стороны к углубленному информационному, в том числе доверительному, обмену с Россией, максимальное использование потенциал и каналы получения армянскими партнерами важной западной технической и технологической информации;
- создание российско-армянского центра передачи технологий с постепенным приданием ему многостороннего статуса[10].
Успешная деятельность по решению преимущественно экономических задач, тесно увязанных с комплексом вопросов военно-политического и гуманитарного характера, подразумевает совершенствование механизмов двустороннего взаимодействия с учетом как специализации Армянской ССР в рамках единого хозяйственного комплекса СССР, так и глубины последующих трансформаций.
К концу 1980-х годов Армянская ССР обладала одним из наиболее высоких весов участия (по совокупности) во внутрисоюзном и международном разделении труда (по отношению к общему объему производства) – 26 % по вывозу и экспорту, 31 % к объему потребления по ввозу и импорту[11]. Не менее красноречивы и данные, касающиеся внешнеторгового оборота.
Торговля республик СССР друг с другом и с остальным миром (данные 1988 г.), %[12]
Республика | Импорт | Экспорт | ||
Между Республиками | С остальным миром | Между Республиками | С остальным миром | |
Армения | 81,6 | 18,4 | 97,4 | 2,6 |
Азербайджан | 75,4 | 24,6 | 94,1 | 5,9 |
Грузия | 80,1 | 19,9 | 93,2 | 6,8 |
РСФСР | 50,8 | 49,2 | 67,5 | 32,5 |
Распад СССР привел к распаду внутрисоюзной системы разделения труда, серьезные позиции в которой занимали химическая промышленность, цветная металлургия Армении, некоторые отрасли машиностроения, энергетика, тесктильно-трикотажное производство, промышленность переработки продуктов сельскохозяйственного производства. Другим характерным трендом данного периода было снижение товарооборота со странами СНГ. Попытки переориентировать экспортные потоки на страны дальнего зарубежья при отсутствии необходимой научно-технической и правовой базы и при активном противодействии зарубежных конкурентов закономерным образом привели к ухудшению их товарной структуры (значительное снижение удельного веса машиностроения, особенно – наукоемких отраслей). В свою очередь, разрыв интеграционных и кооперационных связей с республиками СНГ стал одной из причин сохраняющейся моноэкспортной внешнеэкономической специализации России (доля топлива, сырья и полуфабрикатов составляет более 90% экспорта при отсутствии тенденции к снижению)[13].