Если водитель с места происшествия скрылся и подвергнуть его медицинскому освидетельствованию не представилось возможным, факт нахождения водителя в состоянии опьянения может быть установлен путем допроса свидетелей об обстоятельствах употребления им спиртных напитков.
§ 2. Исходные следственные ситуации и их разрешение
Поиск рациональных путей расследования дорожно-транспортных преступлений позволил выявить зависимость его от складывающейся следственной ситуации. Особенно плодотворно осуществлялась разработка данной проблемы в 70-х годах. Появление ряда оригинальных работ позволило сформулировать четкое представление о следственной ситуации, определить ее роль в расследовании преступлений.
Сложившееся в настоящее время понятие следственной ситуации представляется как совокупность условий, в которых в данный момент осуществляется расследование. Эти условия могут складываться под воздействием различных факторов: отсутствие данных об отдельных обстоятельствах совершенного преступления (например, о личности совершившего преступление лица); противодействие подозреваемых следователю в установлении различных обстоятельств преступления; недостаток необходимых для качественного расследования сил, средств и т. д.
Основу классификации следственных ситуаций составляют этапы расследования. Они подразделяются на исходные, характерные для первоначального этапа расследования; промежуточные, возникающие на последующем этапе расследования; и конечные, характеризующие завершающий этап расследования, соответствующий окончанию предварительного расследования.
Каждая следственная ситуация в зависимости от полученной информации, отношений между участниками расследования и других обстоятельств может быть типичной или специфической, простой или сложной.
Обобщение практики расследования дорожно-транспортных происшествий позволяет выделить четыре группы типичных исходных следственных ситуаций.
Первая группа характеризуется тем, что водитель, транспортное средство и потерпевший находятся на месте происшествия, либо, если их по каким-то причинам (например, доставление водителем потерпевшего в лечебное учреждение) на месте происшествия нет, но о них имеются достоверные сведения.
Вторая группа ситуаций определяется тем, что на месте происшествия находится потерпевший, а водитель, транспортное средство отсутствуют и достоверных сведений о них не имеется.
Третья группа ситуаций характеризуется наличием па месте происшествия потерпевшего и транспортного средства, при отсутствии водителя транспортного средства.
К четвертой группе ситуаций следует отнести случаи отсутствия на месте происшествия водителя, транспортного средства и потерпевшего.
Для определения направления разрешения исходных следственных ситуаций первоочередное значение имеют сведения о месте и времени дорожно-транспортного происшествия, его последствиях.
Как показывает изучение следственной практики, основная масса происшествий совершается в городах (55%). В других населенных пунктах их число значительно меньше: в поселках городского типа—6%, в сельских населенных пунктах—8%. Более трети происшествий (13%) совершается вне населенных пунктов.
От числа всех совершаемых в населенных пунктах происшествий 85,4% происходит на улицах. Поэтому не случайно, что число свидетелей в этих случаях составляет 3—4 человека.
Знание времени и места совершения происшествия позволяет предположить наличие невыявленных свидетелей, а в некоторых случаях и характер криминалистически значимой информации.
Последствия, наступившие в результате дорожно-транспортных происшествий, можно условно разделить на три группы.
К первой группе следует отнести происшествия, в результате которых наступила смерть одного (28% от всех изученных уголовных дел) или нескольких человек (2%). Ко второй группе—в результате которых потерпевшим причинены тяжкие (22%), менее тяжкие (30%) или легкие (20%) телесные повреждения. К третьей группе — преступления, повлекшие причинение существенного материального ущерба.
Возможности получения криминалистически значимой информации неодинаковы. Так, при последствиях первой группы получение информации от одного из участников события исключается и поэтому необходим всесторонний анализ информации, полученной от других участников события. При последствиях второй группы потерпевший может давать показания, однако в силу внезапности и быстротечности события, а также ненаправленности внимания они могут содержать значительные искажения обстоятельств происшедшего. Вследствие этого показания потерпевших следует тщательно проверять. При последствиях третьей группы образуется большое число материальных следов, анализ которых, в основном, позволяет разрешить важные для расследования обстоятельства.
Дорожно-транспортные происшествия совершаются, в основном, лицами в возрасте от 24 до 40 лет (62,9%). Лица моложе этой группы (от 18 до 24 лет) совершают 25,8%, а старше 40 лет— 11,8% происшествий. В подавляющем большинстве все они имеют среднее образование (66,1%). Доля лиц, имеющих среднетехническое и высшее образование, составляет соответственно 12,2% и 8%. Остальные 13,7% имеют неполное среднее образование. В зависимости от характера трудовой деятельности 77,4% происшествий совершают рабочие, 19,3%—служащие, 3,3% — пенсионеры, студенты и др. Уровень прежней судимости невысок и составляет 6,4%. Вместе с тем велико число происшествий, совершаемых в состоянии опьянения. Оно составляет 29%.
Первая группа ситуаций является самой распространенной и возникает, в основном, при столкновениях транспортных средств. Она содержит весьма обширную информацию об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия вследствие того, что участники события находятся на месте происшествия. Кроме того, о самом происшествии быстро становится известно органам внутренних дел, поэтому около 50% мест происшествий осматривается в срок до 1 часа с момента их совершения. Это в значительной мере определяет характер и последовательность следственных действий по разрешению ситуаций. Арсенал следственных действий по разрешению подобной ситуации невелик: осмотр места происшествия, допрос свидетелей, назначение судебно-медицинской экспертизы, допрос потерпевшего, допрос водителя в качестве свидетеля или подозреваемого.
Вторая группа ситуаций определяется сведениями о времени, месте совершения происшествия, его последствиях, но отсутствием информации о водителе и транспортном средстве.
Характер и последовательность следственных действий, направленных на разрешение ситуации, имеет свои особенности. Непосредственно после осмотра места происшествия целесообразно допросить потерпевшего, а затем свидетелей. Одновременно целесообразно назначить экспертизы (судебно-медицинскую, криминалистическую). После допроса установленного водителя необходимо предъявить его для опознания потерпевшему, свидетелям-очевидцам и при необходимости провести очные ставки.
Так, Д., управляя автомобилем марки ГАЗ-24, ночью на одной из улиц Москвы совершил наезд на С., причинив ему тяжкие телесные повреждения, и с места происшествия скрылся. К началу расследования следователь располагал сведениями, полученными при осмотре места происшествия, о месте совершения преступления, типе автомобиля. По характеру эта ситуация оказалась сложной, так как неизвестно было совершившее преступление лицо, а также транспортное средство. Однако информированность следователя об этих обстоятельствах получила определенную направленность после допроса потерпевшего, который назвал марку автомобиля и его цвет.
Допрос свидетелей еще более конкретизировал эту информацию—были установлены две цифры и серия государственного номера автомобиля, а также некоторые приметы водителя. В процессе розыскных мероприятий, основанных на полученной при расследовании информации, А. был установлен и опознан свидетелями. Кроме того, факт нахождения автомобиля на месте происшествия был подтвержден криминалистическими исследованиями следов колес автомобиля, обнаруженных на месте преступления.
В ситуации третьей группы известны время, место совершенного происшествия, последствия, транспортное средство, но не имеется сведений о лице, его совершившем. В таких ситуациях потерпевший и свидетели могут наблюдать водителя, скрывающегося с места происшествия. Поэтому уже в ходе осмотра места происшествия необходимо принять меры по розыску владельца транспортного средства, а после окончания осмотра допросить его (или лицо, им названное, управляющее транспортным средством) об обстоятельствах совершения происшествия. Затем допросить потерпевшего, свидетелей, предъявить установленного водителя для опознания. При назначении судебно-медицинской экспертизы необходимо иметь в виду, что в некоторых случаях (например, при столкновении транспортных средств) она может быть назначена в отношении подозреваемого водителя с целью установления характера телесных повреждений, возникающих при ударе об отдельные части автомобиля, и определения конкретного лица, управлявшего транспортным средством.
В таких случаях часто инсценируется угон транспортного средства с целью создания ложного алиби. Например, Л., управляя автомобилем марки “Москвич”, совершил столкновение со следовавшим впереди легковым автомобилем, а затем с места ДТП скрылся, оставив автомобиль на месте происшествия. В результате владельцу автомобиля, с которым Л. совершил столкновение, был причинен существенный материальный ущерб. На другой день рано утром Л. заявил в органы милиции об угоне автомобиля. Во время допроса Л. отрицал свою причастность к совершению преступления, ссылаясь на то, что автомобиль вечером оставил около дома, откуда он был угнан неизвестным лицом. Угон автомобиля им был обнаружен утром следующего дня. В этих условиях следователь обоснованно сразу же после допроса Л., потерпевшего и свидетелей предъявил его этим лицам для опознания. После опознания Л. дал правдивые показания и пояснил, что сделанное им заявление об угоне автомашины является ложным.