Смекни!
smekni.com

Уфологическая психология (стр. 21 из 33)

Метод беседы и проблема общения с контактантом.

Процесс общения, интервьюирования, беседы обычно рассматривается как процесс интеракции, или взаимодействия, как процесс коммуникации и социальной перцепции, или социального восприятия.

С одной стороны, процесс общения описывается в системе отношений «субъект-субъект», то есть подчеркивается взаимность этого процесса, когда каждый из участников относится к своему партнеру как к субъекту, обладающему, как и он, сознанием. И. Н. Калинаускас пишет, что у другого человека есть самосознание, если он нас понял, то есть дал ответ; следовательно, «диалог – метод обнаружения в мире другого самосознания»[6].

С другой стороны, необходимо подчеркнуть опосредованность процессов общения деятельностью участников, то есть процесс общения осуществляется в ходе совместной деятельности участников по решению той или иной задачи или проблемы ( в данный момент выяснения контактной ситуации). У участников беседы есть общий мотив деятельности, следовательно, партнеры в диалогическом общении – это «партнеры в собственном смысле слова, не соглядатаи, а собеседники, объединенные общностью действительного мотива и связанные отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи»[7]. В результате процесс общения становится совместной деятельностью, позволяя сосредоточиться на предмете диалога.

Таким образом, в отличие от большинства методов психодиагностики при использовании интервью сам исследователь становится составной частью диагностической ситуации, будучи «диагностическим инструментом»[8] и оценивателем одновременно. Все это означает, что уфологу-исследователю в ситуации проведения беседы приходится не просто регистрировать реакции клиента, но и реагировать на всю внешнюю картину ситуации.

Ситуация проведения беседы.

Выше было сказано, что метод беседы служит задаче получения объективных данных, поэтому для того, чтобы уменьшить субъективность результатов, вводимую участниками интервью, предлагается ряд правил и процедур проведения беседы.

Беседа между обследуемым и уфологом-исследовотелем проходит в определенной ситуации. Прежде всего необходимо выяснить, что включает в себя понятие «ситуация проведения беседы».

Во-первых, это обстановка проведения беседы, её пространственная организация и внешнее оформление.

Во-вторых, это система или совокупность социальных значений тех моментов, которые её составляют.

В-третьих, это правила и нормы поведения, социальное значение и статус данной ситуации.

В-четвертых, это психологическая ситуация, не сводимая ни к среде и обстановке, ни к социальной ситуации, то есть правилам и нормам поведения. Психологическая ситуация представляет собой позицию отдельно взятой личности, «это социальная ситуация в её субъективных координатах, отражающих тот индивидуальный смысл и значение, которые имеют для человека как окружающие его предметы, так и принятые в данных обстоятельствах нормы и правила поведения»[9].

Таким образом, понятие «ситуация проведения беседы» включает в себя объективные условия – требования, предъявляемые к деятельности человека в беседе (социальная ситуация), его субъективное «восприятие» этих условий, его субъективную позицию и задачи в беседе, а также предполагает анализ процесса перехода от «объективной» ситуации к «субъективной», или иначе – процесса включения человека в предлагаемую ему социальную ситуацию и способов, приемов этого включения.

Проводя нормативный анализ ситуации проведения беседы контактантом с одной стороны, необходимо учитывать, что беседа «всегда проводится той или иной организацией и исследователь выступает как представитель и от лица данной организации»[10], а с другой стороны, психологическая беседа должна быть «выключена» из системы социальных связей человека.

Существует несколько способов изоляции беседы от социальной жизни. Во-первых, это заверения уфолога-исследовотеля и тем самым учреждением, организацией (например Космопоиск, АИПУФО.), которые он представляет, в соблюдении профессиональной тайны (и действительным её соблюдением). При этом беседа не должна проводиться в присутствии третьих лиц, не должно существовать возможности подслушать её или случайно услышать. Соблюдение принципов анонимности и конфиденциальности очень важно для того, чтобы беседа была свободной и откровенной. Если клиент соглашается, чтобы во время проведения беседы его называли его собственным именем, то «вместе с тем следует гарантировать не использовать его имени вне ситуации эксперимента или консультации»[11].

Во-вторых, «выход» из обычной системы связей человека подчеркивается специальными приемами. Для проведения беседы желательно выбирать нейтральные помещения, не связанные с местом работы, учебы, семейной жизнью. Особую роль играет атрибутика помещения. Отсутствие знаков традиционных официальных учреждений должно сочетаться с собственной символикой, ассоциирующейся с безопасностью, удобством, терпимостью и свободой поведения. Так, например, плотные шторы и приглушенный свет вместе с удобной, не кабинетной мебелью, являются знаком безопасности и изоляции.

Выделяют следующие правила поведения в ситуации беседы:

установка на искренность и установка на открытость;

гарантия защищенности или безопасности ситуации;

доверие к исследователю (основанное на том, что исследователь не может нанести вреда, преследовать личные корыстные цели или быть некомпетентным) и обоюдное доверие друг к другу;

- наличие исследовательской задачи, достижение тех ил иных целей исследования.

В процессе беседы роли её участников (исследователя и клиента) не симметричны, хотя и направлены на решение одной задачи – исследование тех или иных психических явлений (в данном случае контактной ситуации). Эти роли различны по своему отношению к задаче беседы: исследователь-уфолог является носителем исследовательской задачи и цели, а клиент находится в более неопределенной ситуации, он может принимать эту цель или не принимать. Следовательно, разные варианты отношений участников к задаче беседы представляют собой психологически разные ситуации и требуют различного включения в эти ситуации и различные тактики и формы ведения беседы. Таким образом, можно различать беседу исключительно исследовательскую и беседу диагностическую, а также беседу психотерапевтическую реализующую и задачи исследования (в данный момент для исследования контактной ситуации используется беседа психотерапевтическая).

Соблюдение правил и норм поведения в психологической беседе помогает избежать «выпадения» из ситуации беседы, то есть исчезновения интереса к беседе, желания побыстрее закончить обследование, пассивности и формальности. Нарушение изоляции данной социально-психологической зоны, такое как неожиданный телефонный звонок, может привести к разрушению ситуации проведения беседы.

Также необходимо отметить, что изменение смысла ситуации, когда, в ней находятся признаки другой ситуации (с другой системой норм), происходит её трансформация, например, если обращаться к собеседнику на «ты», то ситуация психологического исследования может превратиться в интимную беседу.

Техника проведения беседы.

Типы бесед

Практическое применение метода беседы связано с выбором типа беседы: либо полностью контролируемой, либо практически свободной.

Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программы и стратегии приложение 2) и характер стандартизации беседы, то есть её тактика. Под «программой и стратегией», как правило, подразумевают составленный исследователем в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем, в которых проявится необходимое психическое содержание, и последовательность движения между ними. Под понятием «тактика» обычно подразумевают то конкретное поведение в беседе, которое будет осуществляться. Чем выше стандартизация беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов уфолога-исследователь в ней, то есть тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону исследователя, задающего вопросы.

Таким образом, если беседа полностью контролируемая, то она предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, если же беседа является практически свободной, то она предполагает отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится.

Выделяют следующие основные типы бесед:

стандартизованная беседа – стойкие программа, стратегия и тактика (предлагается для исследования контактной ситуации) ;

частично стандартизированная – стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная (позволяется для исследования контактной ситуации);

свободная – программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

Стандартизированные беседы позволяют сравнивать разных людей; для их проведения необходимо достаточно много времени, они могут опираться на меньший клинический опыт исследователя и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако стандартизованные беседы обладают большим недостатком - «они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы»[12]. В основном, этот тип беседы используют в тех случаях, когда уфологом-исследователем уже установлено сотрудничество с собеседником, а так же если исследуемая проблема несложна и носит частичный характер.