Смекни!
smekni.com

Уфологическая психология (стр. 30 из 33)

· представление различных средств овладения контактерством;

· исследование различных возможностей с членами группы;

· обеспечение обратной связи и собирание сведений о том, насколько успешны отдельные стратегии адаптации;

· наблюдение за процессами в группе;

· сбор информации о феномене контактерства и распространение ее в группе;

· обеспечение людям чувства непринужденности и (с согласия тех, кого это касается) поддержание тесной связи с их психиатрами;

· обеспечение безопасности "арены": например, не позволять обсуждать темы, которые усиливают страх, к примеру суицид;

· ведение записи дискуссий;

· поддержание контакта с другими лидерами дискуссий и с другими организациями.

Роль психолога в экспертизе, психокоррекции и реабилитации

Среди задач, решаемых уфологической психологией,были обозначены задачи экспертизы, психокоррекции и реабилитации. В решении этих задач (так же, как и диагностических) психолог является одним из субъектов совместной деятельности со специалистами другого профиля. Именно в этом разделе работы медицинского психолога наиболее полно выступают мультидисциплинарность и комплексность в виде взаимодействия и взаимодополняемости клинического, инструментального и лабораторного подходов. Также для помощи людям попавших в контактную ситуацию.

При решении задач экспертизы (трудовой, медико-педагогической, военной) требуется оценка особенностей психики объекта экспертизы как в целом, так и в отношении отдельных психических процессов. При этом важно выявить не только актуальное состояние личности и различных составляющих психической деятельности, но спрогнозировать возможности взрослого, ребенка или юноши на будущее с учетом компенсаторных или декомпенсирующих проявлений.

При этом важно соотнесение дефицитарных феноменов психики и сохранных ее составляющих с требованиями профессионально-трудовой, учебной или военной сфер деятельности, а не их констатация. В свою очередь это требует знания психологии труда и психологических основ учебной деятельности на разных этапах онтогенеза в различных социально-закрепленных формах и на различных уровнях образования.

Задачи уфологической психологии в области психокоррекции и реабилитации можно было бы объединить под рубрикой "психологическая помощь контактанту". Независимо от конкретного обозначения (реабилитация, психологическая коррекция, психотерапия) можно сказать, что по своим целям эти задачи в значительной мере идентичны. Речь всегда идет о минимизации инвалидизирующих факторов в структуре психики, о предотвращении или уменьшении стойких психических последствий заболевания, о восстановлении прежнего или становлении нового социального, личностного и трудового статуса контактанта, о "встраивании" в психическую деятельность адекватных конструкции индивидуальности компенсаторных механизмов и стратегий адаптивного поведения, способствующих ауторегуляции контактантом своих отношений с окружающей средой и с самим собой.

В основе разработки программ психологической помощи контактанту и их осуществления лежат несколько основных требований. Во-первых, центральным звеном в этом разделе практической деятельности уфопсихолога остается клинико-психологическая диагностика как на констатирующем этапе, предшествующем началу психологической работы с больным, так и в ходе процесса взаимодействия с ним. Во-вторых, для полноценной и позитивно действующей психологической помощи требуется построение клинико-психологического синдрома с анализом дефицитарных и сохранных структур психики и определением ведущего фактора или факторов, формирующих весь комплекс негативных клинико-психологических феноменов. Более того, необходимо всестороннее изучение личности контактанта, в том числе и на уровне преморбида; системы отношений, мировоззрения, социальных и трудовых установок, ценностных ориентации и ведущих жизненных мотивов. Важным моментом являются такие фоновые характеристики деятельности, как уровень ее энергетического обеспечения, доминирующие формы эмоционального реагирования, возможности самоанализа, представления человека о качестве жизни, конвергенция или дивергенция "знаемых" и "реальных" мотивов и целей. В-третьих, выбор "мишени" психологического воздействия не только не исключает, но предполагает "в чувствование" уфопсихолога в тривиальную формулу, декларирующую целостность человека и его психики. Речь идет о том, что психологическое воздействие влечет за собой цепь перестроек и возможных личностных реакций в целостной психической деятельности. Возможно, последствия этих влияний и перестроек требуют прогнозирования результатов в более широком контексте личностных смыслов и переживаний объекта психологической помощи.

Представляется, что важной основой выполнения перечисленных требований является не только осмысленный и личностно-проработанный профессионализм уфопсихолога.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий существенно выше при наличии организационно-структурированной медико-психологической службы, партнерских взаимодействий между врачом, психологом и другими специалистами. Это позволяет реализовать на деле принцип взаимной дополнительности (комплементарности) в совместном взгляде на "целостность" больного человека при специфическом вкладе каждого из сотрудничающих специалистов в осуществление лечебно-терапевтических программ.

В помощь уфологу - исследователю контактантов.

Галлюцинации

Высказывания или поведение, указывающие на восприятие без соответствующего внешнего раздражителя. Патологическое восприятие может иметь место в слуховой, зрительной, обонятельной или соматической сферах. Выраженность оценивается по устным сообщениям или внешним проявлениям во время беседы, а также по сведениям, полученным от медицинского персонала или родственников.

1. Отсутствует: состояние человека не соответствует определению расстройства.

2. Очень слабая выраженность: сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.

3. Слабая выраженность: одна или две редкие, но отчетливые галлюцинации или несколько смутных патологических восприятий, не сказывающихся на мышлении или поведении человека.

4. Умеренная выраженность: частые, но не постоянные галлюцинации, мышление и поведение больного нарушено незначительно.

5. Сильная выраженность: частые галлюцинации, затрагивающие иногда более одной чувственной сферы и заметно нарушающие мышление и/или поведение. Возможна бредовая интерпретация галлюцинаторных переживаний с соответствующим эмоциональным и вербальным сопровождением.

6. Очень сильная выраженность: практически непрерывные галлюцинации, существенно нарушающие мышление и поведение контактанта, расстройства восприятия переживаются как реально происходящие события с соответствующими эмоциональными и вербальными реакциями, резко затрудняющими адаптационные возможности контактанта.

7. Крайняя степень выраженности: личность контактанта практически полностью охвачена галлюцинациями, которые по сути определяют направления его мышления и поведение. Галлюцинации сопровождаются устойчивой бредовой интерпретацией, вербальными и поведенческими реакциями, что подразумевает в том числе и полное подчинение императивным галлюцинациям.

***

В этой работе рассмотрен метод диагностического и психотерапевтического интервью с контактантами. Первая часть работы посвящена рассмотрению общих вопросов о проблеме общения и технике проведения беседы.

Во второй части рассматриваются различные авторские подходы к методу беседы. Во-первых, Б.В.Зейгарник. Она рассматривает беседу с клиентом двух сторон: во время выполнения диагностических методик и обычная беседа вне патопсихологического эксперимента. Она подчеркивает, что исследователь обязательно должна быть поставлена цель исследования, а также изучена история контактной ситуации. В процессе беседы исследователь должен обращать внимание на все возможные проявления контактанта: что он говорит, как двигается, как относится к ошибкам и т.д. проведение такой беседы требует от исследователя большого опыта, смекалки и умения обращать внимание на важные аспекты поведения пациента.

Структурное интервью О.Кернберга используется для диагностики пограничных состояний. Оно имеет циклическую природу. С одной стороны, движение по кругу позволяет несколько раз возвращаться к тем проблемам, с которыми не удалось разобраться с первого раза. С другой стороны, процедура проведения структурного интервью является слишком «жесткой». Автор уделяет мало внимания вопросу о налаживании контакта между уфологом-исследователем и контактантом.

Человекоцентрированный подход К. Роджерса (в противовес структурному интервью О.Кернберга) основное внимание уделяет процессам эмпатии, конгруэнтности и принятия. Исследователь в этом случае выступает как помощник, ведомый клиентом. Роджерс считает, что в каждом человеке заложено стремление к росту и развитию, поэтому основная задача исследователя помочь клиенту «распознать» это стремление.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЦЕНТР УФОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

В 2008 году я создал Центр уфологической психологии, более подробно можно узнать на сайте: http://ufopsychologia.narod.ru

Уфологическую психологию я начал разрабатывать еще в 2005 году. С этого времени она ушла далеко вперед.
Наш центр занимается просвещением проблем связанных контактерством и негативной его стороной, и возможных последствиях. В настоящее время большинство людей попавших в зависимость от негативного контакта с НЛО или с астральными сущностями, не могут оценить всю масштабность проблемы в которую они попали.