Свержение монархии заняло менее десяти дней. 27 февраля началось восстание в Петрограде. 2 марта сформировалось Временное правительство. Вечером этого дня Николай II отрекся от престола. В марте власть Временного правительства признали фронт и вся страна. Медлительность и непоследовательность действий Временного правительства в решении рабочего, аграрного, национального вопросов, затягивание выборов в Учредительное собрание, продолжавшееся участие России в мировой войне - все это привело к углублению общенационального кризиса и создало предпосылки для усиления леворадикальных партий, прежде всего, большевистской, провозгласившей курс на социалистическую революцию, которую большевики считали началом мировой революции. Большевики спекулировали на требованиях и нуждах народа; их обещания («Мир - народам», «Земля - крестьянам», «Фабрики - рабочим» и др.) и кажущаяся простота решения общественных проблем оказались слишком соблазнительными для всё более озлобляющихся и радикализирующихся масс. 25 октября (7 ноября по новому стилю) большевики захватили под советским флагом власть в Петрограде. Взятие власти в столице стало исходным пунктом Октябрьской революции. Россия вступила в период осуществления идеологической доктрины большевиков.
4. 8. Советский период. 1917-1991 гг.
Октябрь 1917 г. прервал естественное движение России по пути модернизации, перевернул социально-экономические, политические, культурные устои страны, потряс весь мир. Советская Россия свернула на альтернативный индустриальному обществу путь развития. В XX в. Россия прошла через три периода, стержневым периодом был советский (рис. 4).
Советский период
1901 г. 1917 г. 1991 г. 2000 г.
Рис. 4. Место советского периода в истории XX в.
После октября 1917 г. начался принципиально новый период в многовековой истории России. 1917 – 1991 – это годы коммунистического тоталитаризма, полного контроля советской номенклатуры всех сфер жизни общества и каждого человека, фактической ликвидации прав и свобод людей, массовых репрессий. В эти 70 с лишним лет советской истории были тесно вплетены трагизм и самоотверженность, директивная экономика и внушительные достижения в развитии отраслей тяжелой индустрии, в том числе многих отраслей горного производства, чудовищные репрессии и вера трех поколений людей в то, что они созидают строй социальной справедливости.
Советский период целесообразно разделить на восемь этапов.
Первый этап (октябрь 1917-1920) - время первых мер советской власти в политической, социально-экономической сферах и на международной арене, расколовших страну на сторонников и противников большевиков и неизбежно подталкивавших россиян к братоубийственной войне, и годы гражданской войны - общенационального вооруженного противостояния. Большевики победили на фронтах гражданской войны. Им удалось политикой «военного коммунизма» мобилизовать все ресурсы советской России и превратить ее в единый военный лагерь. Большевистское руководство создало политизированную Красную Армию, готовую защищать советскую власть. Различные социальные группы были привлечены громкими революционными лозунгами, обещаниями социальной и национальной справедливости. Руководство большевиков сумело представить себя защитниками Отечества и обвинить своих противников в предательстве национальных интересов. Противникам большевиков (белому движению) не удалось договориться о единой программе и едином лидере движения. Их действия были плохо согласованы.
Гражданская война явилась страшным бедствием для России. От голода, болезней, террора и в боях погибло, по различным данным, от 8 до 15 млн. человек, почти 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Материальный ущерб составил около 50 млрд. золотых рублей, промышленное производство сократилось в 1920 году по сравнению с 1913 г. в 7 раз, сельскохозяйственное – почти вдвое. В годы гражданской войны в советской России сложились однопартийная большевистская диктатура и бюрократическая система, на порядок более мощная, чем в царской России.
Второй этап (1921 – 1929) – неполное нэповское десятилетие. Новая экономическая политика была провозглашена весной 1921 г. на Х съезде РКП(б) в обстановке массового недовольства населения политикой «военного коммунизма» (продразверсткой, запретом торговли, мобилизациями, произволом чиновников). Новая экономическая политика включала: замену продразверстки продналогом; аренду земли и использование наемного труда в деревне; разрешение частной торговли, особенно розничной; сдачу в аренду мелких, а в ряде случаев средних предприятий частным лицам или кооперативам; трестирование государственных предприятий и перевод их на хозрасчет; привлечение иностранного капитала (концессии) и ряд других мер. Нэповская экономика оценивается как административно-рыночная. Не отказываясь от конечной цели – создание нерыночной социалистической экономики, большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при сохранении в руках государства «командных высот»: крупных и средних предприятий, транспорта, внешней торговли, банков. С точки зрения В.И. Ленина, нэп являлся «обходным», опосредованным путем к социализму. Даже в условиях относительной хозяйственной самостоятельности населения в 1927 г. в СССР (был образован в декабре 1922 г.) был достигнут уровень 1913 г. по многим показателям промышленности, сельского хозяйства и уровня жизни народа.
Тем не менее, в конце 1920-х годов нэп был свернут. Прежде всего это было связано с победой в большевистском руководстве И. В. Сталина и его ближайшего окружения – В. М. Молотова, К. Е. Ворошилова, С. М. Кирова, В. В. Куйбышева, Г. К. Орджоникидзе, Л. М. Кагановича, М. И. Калинина. Были ликвидированы частные промышленные и торговые предприятия, концессии, ярмарки, акционерные общества, покончено с самостоятельностью трестов, задушена кооперация. Сталин и его сподвижники упразднили нэп, так как он мешал форсированному строительству социализма. С рубежа 1920-1930-х годов начался отсчет нового времени – сталинского диктаторского режима, существовавшего до весны 1953 г.
Третий этап (1930-е годы) – десятилетие форсированного строительства социализма, первое десятилетие сталинского диктаторского режима. Коммунистическое руководство в эти годы решало четыре взаимосвязанных задачи – индустриализация, коллективизация, преобразования в области культуры, укрепление тоталитарного режима.
Индустриальное преобразование России было прервано событиями 1917 г. В декабре 1925 г. на XIV съезда ВКП (б) был провозглашен курс на социалистическую индустриализацию. При этом был сразу сделан акцент на необходимость высоких темпов развития прежде всего тяжелой индустрии, поиск «социалистических источников» средств для промышленного строительства. С середины 1929 г. индустриализация стала осуществляться форсированными темпами. За годы трех довоенных пятилеток (1928-1940) было построено почти 9 тысяч промышленных предприятий, в том числе десятки крупнейших – УЗТМ, ЧТЗ, Магнитогорский металлургический комбинат, Соликамский калийный комбинат и др.; были созданы новые отрасли, способные производить любые машины и оборудование, известные в то время в мире; к концу 30-х годов СССР по объему промышленного производства вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. – пятое место).
Индустриальный скачок был достигнут очень высокой ценой. Была разорена деревня. Существенно отставали отрасли, производящие товары для народа. Промышленное производство развивалось преимущественно экстенсивно. Индустриализация не сопровождалась сколько-нибудь заметным улучшением жизни людей. Промышленное развитие осуществлялось не только сверхнапряженным трудом рабочих и специалистов, но и широким использованием принудительного труда, «спецкадров» (жертв массовых репрессий). Наконец, в 30-е годы сформировалась административно-командная система управления экономикой, для которой были характерны жесткий централизм, узковедомственный подход, директивное планирование.
Сплошная коллективизация осуществлялась с зимы 1929-30 гг. Она проводилась, как и индустриализация, форсированными темпами, методами административного нажима, угроз, демагогических обещаний. Усилился антицерковный террор, было закрыто 4/5 сельских храмов. Одновременно шло «раскулачивание», то есть лишение всех зажиточных, многих средних и даже части бедных крестьян земли, орудий труда, скота, жилищ, бытовых предметов и высылка из деревни либо в другие районы своей области, либо в районы Европейского Севера, Урала, Сибири, Казахстана. Было разорено 2 - 3 млн. крестьянских хозяйств, репрессировано 10 - 15 млн. крестьян. В середине 30-х годов было официально заявлено о «победе колхозного строя в СССР».
Коллективизация создала условия для гигантского индустриального скачка. Через обязательные госпоставки сельскохозяйственной продукции по номинальным (зачастую – символическим) ценам, многочисленные налоги, мобилизации колхозников на промышленные предприятия осуществлялась перекачка финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. Главным источником доходов сельских жителей стало не общественное, а личное подсобное хозяйство. Деградация деревни была оборотной стороной развития тяжелой промышленности.
Преобразования в области культуры официально именовались «культурная революция». Новая социалистическая культура была призвана выполнять социальный заказ советского руководства - насаждать в обществе единомыслие и мобилизовать население на строительство «светлого будущего». Тотальный характер приобрела идеологическая обработка населения («коммунистическое воспитание трудящихся»). Одних деятелей науки и культуры приближали к властному «олимпу» и создавали им комфортные условия жизни; к другим, их было большинство, относились внешне безразлично, но жестко контролировали; третьи были обвинены в антисоветской деятельности и репрессированы (С. Ф. Платонов, Н. И. Вавилов, Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель, Б. Ясенский, О. Ф. Берггольц, В. Э. Мейерхольд и др.).