Смекни!
smekni.com

Темы ов и сообщений тесты по отечественной истории (стр. 18 из 32)

С. Ф. Платонов относится к вершинным явлениям в российской историографии начала XX в. Он, крупный специалист по истории Смутного времени, широко известен как автор классических учебников по русской истории – университетских «Лекций по русской истории» и гимназического «Учебника по русской истории». Оба учебника в досоветское время неоднократно переиздавалась. В 1930 г. Платонов был арестован по сфабрикованному ОГПУ «делу академиков». Он умер в ссылке в 1933 г.

П. Н. Милюков всем известен как один из вождей российского либерального движения, теоретик и лидер партии кадетов. Ученик Ключевского, он блестяще начал научную карьеру, но политическая деятельность не позволила в полной мере раскрыться его исследовательскому таланту. Перу Милюкова принадлежат «Очерки по истории русской культуры» (3 тома), «История второй русской революции» (3 тома), «Воспоминания». В эмиграции Милюков двадцать лет редактировал самую популярную среди оказавшихся на чужбине россиян газету «Последние новости».

Одним из классиков отечественной исторической мысли XIX в. является Н. И. Костомаров (1817-1885). Стержневой задачей его творчества было освещение роли личности в истории. Он решал ее не в общетеоретическом плане, не путем создания специального трактата, а раскрывал роль личности на конкретном материале, показывал героев в судьбоносных событиях. Итогом его усилий стала большая серия биографий под общим названием «Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей». Четыре тома «Жизнеописаний» состояли из отдельных очерков, посвященных известным деятелям прошлого, начиная от Владимира I Святого и кончая царствованием Елизаветы Петровны.

На рубеже XIX - XX вв. российской историей плодотворно занимались Н. П. Павлов-Сильванский (исследования по истории средневековой России, реформы Петра Великого), А. А. Корнилов (автор университетского «Курса русской истории XIX в.»), Д. И. Иловайский (автор «Истории России» в 5 томах), А. А. Кизеветтер (труды по истории общественной мысли XVIII - XIX вв.; в 1922 г. он в числе многих представителей российской культуры был выслан большевиками за границу).

В XIX-начале XX вв. продуктивно разрабатывалась история Русской православной церкви. В середине XIX в. митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру М. П. Булгаков) написал фундаментальный труд «История русской церкви» (12 томов), который для историков русской церкви представлял такую же сокровищницу специального знания, какой являлась «История» Соловьева для общей истории России. Этот труд, так же как другие дореволюционные издания по истории русской церкви, в советское время был запрещен, а в качестве официального был изданный в 1931 г. учебник Н. М. Никольского «История русской церкви». В середине XX в. за границей были напечатаны «Очерки по истории русской церкви» (2 тома), автором которых был русский историк, с 1925 г. профессор Православного богословского университета в Париже А. В. Карташев.

Особым периодом в истории отечественной исторической науки были советские десятилетия. Это было время, во-первых, полного контроля советской номенклатуры духовной сферы, тотальной коммунистической пропаганды; во-вторых, особой политики советского руководства в отношении интеллигенции, которая сводилась к двум основным задачам: перевоспитание старой интеллигенции (ее называли либо «буржуазией», либо «мнимобеспартийной», либо «околокадетствующей») и воспитание новой («советской», «народной»); в-третьих, господства марксистско-ленинской идеологии, марксистской формационной концепции.

Родоначальником советских историков считается М. Н. Покровский, автор изданной еще до революции «Русской истории с древнейших времен» (5 томов) и послереволюционного двухтомника «Русская история в самом сжатом очерке» (1920г.). Этот труд получил высокую оценку В. И. Ленина. Покровский и его школа резко критиковали историков XIX в. - Карамзина («дворянский историк»), Соловьева («буржуазный историк») и др. Правда, это не спасло школу Покровского в начале 30-х гг. от разгрома.

В годы сталинского диктаторского режима советская историческая наука испытывала гнет «директивных указаний», была заключена в жесткие рамки «учения» Маркса – Энгельса – Ленина - Сталина. Были репрессированы видные историки – С. Ф. Платонов, Е. В. Тарле, Н. П. Лихачев, М. К. Любавский. Историческая наука, как и другие общественные науки, была полностью поставлена на службу идеологии и на четверть века утратила свои исследовательские функции.

В годы хрущевской «оттепели» робко началось переосмысление истории Отечества, особенно истории ХХ в. В полную меру этот процесс развернулся на рубеже 80-90-х годов и продолжается и поныне. За последние полвека появились работы, в которых глубоко исследовались важные периоды российской истории: возникновение и первые века русского государства (Б. А. Рыбаков, А. П. Новосельцев, И. Я. Фроянов, Л. Н. Гумилев); средневековая Россия (А. А. Зимин, В. Б. Кобрин, Р. Г. Скрынников); Россия нового времени (Н. И. Павленко, В. И. Буганов); история русской культуры (Д. С. Лихачев, М. Н. Тихомиров, А. Н. Сахаров). Но до сих пор нет фундаментального, взвешенного труда по отечественной истории ХХ в. Историки все еще находятся под воздействием тенденции, связанной с политизацией истории прошлого века. Порой, достаточно прочитать несколько страниц, чтобы понять, какой политической ориентации придерживается тот или иной автор. И все же успешные попытки осмысления истории ХХ в. имеются: Д. А. Волкогонов (политические портреты коммунистических вождей), Е. Г. Гимпельсон (экономические и политические процессы в 1920-е гг.), В. П. Данилов (аграрная история России), А. А. Искендеров (политическая история первых десятилетий ХХ в.).

В ХХ в. русская история изучалась нашими соотечественниками за рубежом. В 1924 г. в Берлине была издана книга С. П. Мельгунова «Красный террор в России (1918-1923)»; в 1939 г. в Белграде издан труд С. С. Ольденбурга «Царствование императора Николая II» (2 тома). В престижных американских университетах русскую историю преподавали М. М. Карпович (основатель научной школы «Интеллектуальная история» в Гарвардском университете); М. Т. Флоринский (автор популярного учебника, по которому несколько десятилетий учились американские студенты – «Россия: история и интерпретация» , 2 тома);

Г. В. Вернадский (один из создателей «евразийской теории», автор «Истории России» в 5 томах). В 1953 г. С. Г. Пушкарев опубликовал в Нью-Йорке в русском издательстве им. Чехова «Обзор русской истории», охватывающий время от образования Киевской Руси до 1917 г. «Обзор» в конце ХХ в. несколько раз издавался в России. Учебник Пушкарева - свидетельство высокого уровня развития отечественной исторической науки за рубежом.

6. ИСТОЧНИКИ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Основу любого исторического исследования составляют исторические источники. Без их изучения невозможно научное познание истории. Количество источников безгранично, но количество сохранившихся от различных периодов источников, от чего непосредственно зависят полнота и точность познания, крайне неодинаково. Чем дальше в глубь веков проникает исследователь, тем меньше он встречает остатков, связанных с деятельностью людей.

Исторические источники - это все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества, т. е. все, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, нравов, обычаев, языка и др.

Все исторические источники можно разделить на:

- письменные,

- вещественные,

- этнографические,

- фольклорные,

- лингвистические,

- кино,фото – и фонодокументов.

Наиболее массовую группу исторических источников составляют письменные источники. Их общий «недостаток»- они почти не содержат сведений о бесписьменной эпохе, составляющую львиную долю в истории человечества. Надо также иметь в виду, что в узком смысле слова под историческими источниками подразумевается лишь источник письменный.

Существует несколько способов деления письменных источников: рукописные-печатные; документальные-интерпретированные; выполненные на бумаге - надписи на камне, керамике, папирусе, бересте; опубликованные –неопубликованные. На наш взгляд, все письменные памятники по содержанию, назначению и происхождению целесообразно разделить: на древние надписи, повествовательные источники, документальные источники, материалы личного происхождения, материалы периодической печати.

Письменность зародилась около пяти тысяч лет назад. От древних цивилизаций до нас дошли иероглифические надписи, выполненные на камне, глине, папирусе. В середине II тыс. до н.э. на Ближнем Востоке возникло алфавитное письмо, сначала угаритское, потом финикийское, которое легло в основу греческого, а греческий алфавит стал основой всех европейских систем письма. Считается, что у восточных славян в дохристианский период существовало примитивное письмо – «протокириллица». В IX в., по официальной версии в 863 г., просветители из греческого города Солунь Кирилл и его брат Мефодий (отсюда – «солунские братья») создали славянскую азбуку в двух вариантах: глаголица и кириллица. Кириллические буквы отличались геометрической простотой, четкостью, удобством для письма. Этот вариант получил распространение на Руси.

В 1949 г. под Смоленском был найден глиняный сосуд, относящийся к началу Х в., на котором сохранилась надпись, читаемая как «гороухша» или «горушна» (т. е. «горчичное зерно» или «пряность»). Это древнейший из обнаруженных памятников славянской письменности в Поднепровье. К первым свидетельствам распространения кириллического письма также относятся: найденные в Новгороде краткие буквенные записи на деревянных цилиндриках, изготовляемых для запирания мешков; тексты на монетах и печатях (так, «Повесть временных лет» содержит текст договора 944 г. князя Игоря с византийцами, в котором содержались слова: «ношаху сли печати злати, а гости сребрени»); граффити - записи, выцарапанные на стенах сооружений (как правило, они начинались словами: «Господи, помози…»).