Смекни!
smekni.com

Темы ов и сообщений тесты по отечественной истории (стр. 2 из 32)

В Древнем Египте был создан солнечный календарь. В нем было 12 месяцев по 30 суток в каждом, плюс еще 5 дополнительных дней, которые египтяне посвящали покаяниям и памяти умерших сородичей. Всего в египетском календаре было 365 дней. Солнечный календарь был распространен также в Индии и Центральной Америке.

В Древнем Риме c VII в. до н. э употреблялся лунно-солнечный календарь, в котором было 12 месяцев по 29 и 31 суток (всего 355 дней). Раз в два года вводили дополнительный месяц - марцедоний (от лат. слова «марцес» - плата), равный первоначально 20 суткам, затем – 21, 22, 23 дополнительным дням.

В этом месяце должны были оканчиваться все денежные расчеты прошедшего года. Новый год начинался 1 марта.

Как видим, год в любом календаре содержит целое число суток, что не возможно точно связать с продолжительностью астрономического года или с периодом обращения Луны вокруг Земли. Люди достигали лишь той или иной точности приближения к астрономическим факторам.

Важным достижением человечества стал юлианский календарь. Этот солнечный календарь был разработан по инициативе Юлия Цезаря (отсюда название) и введен в Древнем Риме с 1 января 45 г. до н.э. В юлианском календаре 3 года подряд содержат по 365 суток, а четвертый (високосный) - 366 суток; дополнительный день стали прибавлять к февралю, имевшему 28 дней. Високосными являлись все годы, порядковые номера которых делятся на 4. Началом года стало 1 января. В связи с этим потеряли смысл порядковые названия некоторых месяцев, например десятый месяц в прежнем календаре стал двенадцатым («децембер» - декабрь).

В 325 г. первый вселенский Никейский собор постановил считать юлианский календарь обязательным для всех христианских стран. Юлианский календарь лежит в основе календарной системы, которой пользуются сейчас большинство стран мира.

В юлианском календаре средняя продолжительность года равна 365 суткам и 6 часам, следовательно, он больше астрономического года на 11 минут 14 секунд. Эта разница, ежегодно накапливаясь, привела через 128 лет к ошибке в одни сутки, а через 1280 лет уже в 10 суток.

Созданный в 1582 г. григорианский календарь стал уточнением юлианского календаря. Реформа была проведена папой Римским Григорием XIII (отсюда название). Реформой решались две задачи: во-первых, ликвидировалась накопившаяся разница в 10 суток между календарным и астрономическим годами, для чего папской буллой было предписано католикам 5 октября 1582 г. считать 15 октября (т. е. из календаря выбросили 10 суток); во-вторых, в целях максимального приближения календарного года к астрономическому в каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 дня в високосные годы: 1700, 1800 и 1900 годы становились простыми (365 дней). В григорианском календаре ошибка в одни сутки накапливалась не за 128 лет, как в юлианском календаре, а за 3323 года.

В любом календаре есть начальная точка отсчета времени. Исходный момент летосчисления называется эрой (от лат. «эра» - исходное число). В зависимости от того, какое событие принимается за точку отсчета, различают эры реальные и легендарные.

В реальных эрах за точку отсчета времени принимается историческое событие, реальное, а не мифическое, вымышленное. В Древней Греции, например, счет лет велся от первых Олимпийских игр, действительно состоявшихся в 776 г. до н. э. (Олимпийская эра). В Древнем Риме исходной точкой летосчисления был 754 г. до н. э. - год основания Рима.

Наиболее известные легендарные эры - от сотворения мира, хиджра, христианская.

Различные эры от сотворения мира по-разному датировали сотворение мира; полярными датами являются 6984 и 3483 годы до н. э. Наибольшее распространение получила византийская (константинопольская или древнерусская) версия - мир сотворен в 5508 г. до н. э.

Мусульманская эра Хиджра (от араб. - переселение) счет годов ведет от даты переезда пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, по мусульманской традиции, в 622 г.

Христианская эра была создана папским архивариусом Дионисием Малым. При составлении пасхалий (таблиц для исчисления дня Пасхи) Дионисий высчитал год рождения Иисуса Христа - 754 год от основания Рима. Эра от Рождества Христова в современном мире является международной. В литературе она обозначается: до Р. Х., после Р. Х., до и после нашей или новой эры. Иисус Христос родился в 754 г. от основания Рима или в 1 г. до н. э.; 755 г. от основания Рима является первым годом Христианской (новой, нашей) эры (рис. 1).

Годы христианской 2 г. до 1 г. до

эры н. э. н. э. 1 г. н. э 2 г. н. э 3 г. н. э

Годы от основания 753 754 755 756 757

Рима

Рис. 1. Годы христианской эры и эры от основания Рима

В России до 1700 г. счёт лет вёлся от сотворения мира (византийский вариант). Вместе с христианством на Руси распространились юлианский календарь и римские названия месяцев. Но долго сохранялись и древнерусские названия: просинец (январь), сечень (февраль), сухой (март), березень (апрель), травень (май), изок (июнь), серпень (июль), зарев (август), вересень (сентябрь), листопад (октябрь), грудень (ноябрь), студень (декабрь). Древнерусские названия месяцев были неразрывно связаны с природой. Например, название января – просинец – происходило от слова «просинь» (синеватый цвет) и указывало на то, что в этом месяце заметно увеличивалась светлая часть суток, становилось светлее.

В Древней Руси был известен счёт времени неделями, по семи суток в каждой. Отсюда произошло древнерусское название недели «седмица». А названия дней отражали их порядковое положение относительно воскресенья, называвшегося «неделя» (от «не делать» - не работать, отдыхать). Следующий день понедельник (после недели), далее – вторник (второй день после недели), среда (середина недели), четверг (четвёртый), пятница (пятый день). Суббота, по мнению многих исследователей, получила своё название от древнееврейского слова «саббат» (шабат), означавшего отдых.

Пётр I изменил способ летосчисления. Он предписал 1 января 7208 года от сотворения мира отпраздновать как Новый год и этот январь считать первым месяцем 1700 г. Кстати, царь совершил распространённую ошибку, заявив, что с 1 января 1700 г. начинается новый век. Нет, новый XVIII в. наступил с 1 января 1701 г. Подобные ошибки допускали многие известные люди – Вильгельм II, Зигмунд Фрейд, Борис Ельцин и др.

Изменяя традиционное летосчисление, устанавливая эру от Рождества Христова, Петр I опирался на пример православных славян и греков. Правитель православной страны не мог принять реформу, осуществлённую главой католической церкви Григорием XIII. Был выбран старый стиль (счёт времени до 1582 г.) Разница между старым стилем (юлианским календарём) и новым стилем (григорианским календарём) составляла в XVIII в. 11 суток; в XIX в. она составила 12 суток, а в начале XX в. –13 суток.

В начале 1918 г. советская Россия перешла на григорианский календарь (новый стиль); 1 февраля было предписано считать 14 февраля. Русская православная церковь не могла принять введённое коммунистами новшество.

Историческая хронология не только уточняет и проверяет даты источников, проверяет их соответствие с современными системами счёта времени, но имеет вполне самостоятельное значение в исследовании общих вопросов исторического процесса. Выше мы указали, что 1 января 1 г. н. э. начался первый век от Рождества Христова, который закончился 31 декабря 100 г., 31 декабря 2000 г. завершился XX в., а 1 января 2001 г. начался XXI в., III тысячелетие от Рождества Христова.

2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Современная российская историческая наука характеризуется многообразием оценок и выводов, значительной поляризацией взглядов. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Такое положение рождает у скептиков недоверие к исторической науке, её способности реконструировать и объяснить прошлое. Другая часть россиян испытывает тоску по тем временам, когда всё было однозначно и прочно, когда история казалась простой, понятной и вызывала чувство гордости за страну, сумевшую, несмотря на происки столь многочисленных врагов, стремительно подняться к «вершинам социального прогресса».

История, если это наука, а не набор мифов, способна сказать нам правду о нас самих, о нашем прошлом и настоящем. В этом смысле история – наука достаточно беспощадная, т. к. правду о себе мало любят и отдельные люди, и общества в целом.

Всё многообразие взглядов на исторический процесс, как правило, сводят к нескольким концепциям (направлениям, подходам, парадигмам). На наш взгляд, целесообразно выделить две основные концепции – линейную и цивилизационную.

Наиболее известными представителями линейной концепции (её разновидностей – христианской, формационной) были Августин Блаженный, Георг Гегель, Карл Маркс, Уолт Ростоу. Исторический процесс рассматривается сторонниками этого направления как поступательное движение от низших форм организации общества к более совершенным; народы, согласно этому подходу, проходят в целом одинаковый исторически прогрессивный путь.

Августин (354 – 430) – один из наиболее видных отцов христианского вероучения. В труде «О граде Божием» он разработал христианскую философию всемирной истории, согласно которой каждая ступень развития человечества лучше предыдущей, т. к. приближает земной град, в котором много войн, насилия, пороков, к граду Божьему; достигнув града Божьего, люди там и останутся.

Г. Гегель (1770 -1831) – знаменитый немецкий философ – рассматривал историю как «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Мировую историю Гегель разделил на 3 эпохи: восточная (азиатская), в которой все несвободны, т. к. не осознали, что свобода составляет их сущность; греко-римская (античная), в которой свободны те, кто осознали, что свобода образует их сущность; германская (христианская), в которой все сознают свою духовную сущность и поэтому здесь все свободны.