Несомненную ценность представляют памятники этнографические (сохранившиеся остатки древнего и средневекового быта, черты повседневной культуры народов прошлых веков); фольклорные (устного народного творчества - предания, песни, сказки, пословицы, поговорки); лингвистические (географические названия, личные имена). Например, вполне очевидно, что названия улиц в наших городах указывают на прошедшую советскую эпоху, ее идеологию, а географические названия - Урал, Пышма, Уктус, Исеть, Уфалей, Балтым, Шарташ - на неславянское происхождение коренных жителей Среднего Урала.
Последняя группа исторических источников – кино-, фото и фонодокументы - появилась около 150 лет назад. Изучение фотографий, кадров кинохроники, звуковых записей в совокупности с другими историческими источниками помогает исследователю воссоздать достаточно выразительную, достоверную, но всегда лишь относительно полную картину прошлой жизни.
7. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ИСТОРИИ
Российская история - неотъемлемая часть всемирной истории. В прошлом и настоящем нашего Отечества проявляются общемировые закономерности, тенденции и черты. Для мирового исторического процесса, в том числе для России, характерны: неизбежное образование на определенном историческом этапе государства, приобщение к одной из мировых религий, политическая раздробленность и «собирание земель» старым или новым политическим центром, закрепощение сословий, складывание общенационального рынка, зарождение мануфактурного производства и промышленный переворот, революционные потрясения и живительные реформы и т. д.
Российская история – своеобразная часть всемирной истории, её неповторимый фрагмент. Конечно, у каждого народа свой жизненный путь из глубокой древности до наших дней, у каждого свой уровень развития, свой характер, свои обычаи. Однако понимание особенностей именно русского варианта пути развития мировой цивилизации, самобытности России важно как для осмысления пути, пройденного человечеством, так и для уяснения места и роли России в общемировом историческом процессе.
Российская цивилизация не относится к древним. Её возраст не превышает 12 столетий. На рубеже 1830 – 40-х гг. представители российской интеллигенции поставили вопросы: что есть Россия?, куда мы идём?, к какому типу цивилизаций относится российская? Напомним, что деление цивилизаций на Запад и Восток утвердилось в начале XIX в. Споры вокруг этих вопросов способствовали формированию двух мировоззренческих течений – славянофилов и западников.
Толчком к этому послужило опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп» «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Автор считал проблематичным возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. Он утверждал: «Пробегите взором все века, нами прожитые, всё пространство земли, нами занимаемое - вы не найдёте ни одного воспоминания, которое бы вас остановило, ни одного памятника, который бы высказал вам протекшее живо, сильно, картинно… Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода». На это утверждение тогда же откликнулся Пушкин: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. А Пётр Великий, который один есть целая всемирная история». По мнению Чаадаева, причины отсталости России – православие, крепостничество, самодержавие. Спасение России, её прогресс он видел в использовании европейского опыта.
Славянофилы выступали с обоснованием особого, отличного от западного пути исторического развития России, усматривая её самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Они выступали за отмену крепостного права, ограничение самодержавия, за свободу печати. Главные представители – А. С. Хомяков, И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин. Близки к славянофилам были В. И Даль, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма.
Западники считали историю России частью общемирового исторического процесса; выступали за развитие страны по западному пути. Они критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землёй и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители – Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н Чичерин, С. М. Соловьёв. Западником был П. Я. Чаадаев, а также, до конца 1840-х гг., радикальные мыслители – А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарёв.
Славянофилы и западники по-разному относились как к прошлому России, так и к Западу. Но и те, и другие выступали за ограничение самодержавия, отмену крепостничества. Не случайно поэтому славянофилы и западники заложили основу либерального направления в российском общественном движении.
В конце XIX в. в России чётко обознались три общественно–политических течения; консервативное, либеральное, революционное; каждое из них по-своему смотрело на пройденный Россией исторический путь, на её проблемы и на будущее страны. В советские десятилетия подобный спор по мотивам, о которых мы уже неоднократно говорили, был бессмысленным. Он возобновился в конце XX в. Сложный, противоречивый путь, пройденный Россией в XX в., придаёт сегодня спорам, возникшим более 150 лет назад, характер таких же жарких дискуссий, как во времена Герцена, Грановского, Хомякова.
На протяжении более чем тысячелетия истории России многие обстоятельства, различные факторы оказывали своё воздействие на страну. Причём их действие было и одновременным, и разновременным, более активным и менее активным. Одни факторы, оказав своё воздействие, сходили с исторической арены, а им на смену приходили другие. И все они определяли «индивидуальную физиономию» российской истории. В данном пособии особенности российского исторического процесса рассматриваются в проблемно-историческом аспекте.
Огромную роль в истории России играли факторы естественноисторические – природно-климатический, географический, геополитический. Фундаментом этих факторов была территория, на которой разместились наши предки и где сложилось древнерусское государство. Это Восточно – Европейская (Русская) равнина, одна из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Восточной Европы. Она раскинулась на тысячи километров, не прерываемая ни морями, ни горными хребтами. Её естественными границами являются Ледовитый океан на севере, Кавказский хребет, Чёрное и Каспийское моря на юге, Уральские горы на востоке, Карпатские горы на западе. Воздействие естественно-исторических факторов было особенно сильным в первые века российской цивилизации.
Природно-климатический фактор включает три стихии – климат, лес, реки. «Колыбелью каждого народа, - отмечал Ключевский, - является природа его страны». Если для европейца природа была матерью, то для русского человека, по меткому замечанию Соловьёва, - «мачехой». Действительно, континентальный климат Поднепровья, и особенно междуречья Оки и Волги, характеризуется жарким, но сравнительно коротким летом, с непродолжительным растительным периодом и долгой холодной зимой. Даже в южных частях страны снег лежит по три месяца, чего не знает почти ни одна страна Западной Европы, Арктические ветры, не встречая сопротивления в виде горных хребтов, временами продувают страну насквозь, добираются до самых южных её частей. Если в Европе пригодны для сельскохозяйственных работ 8 – 10 месяцев, то в России 5 – 6 месяцев в году. Поэтому русский крестьянин «приучился к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил и привыкал работать скоро, лихорадочно и споро» (Ключевский). Вспомним выражение из стихотворения Н. А. Некрасова – «страда деревенская». «Страда, - по словарю В. И. Даля, - тяжёлая ломовая работа, натужные труды».
Реки и леса играли важную роль в жизни народа и оказывали разностороннее влияние на ход русской жизни. Лес был многовековой обстановкой русской жизни, оказывал русскому человеку множество услуг: защищал от врагов, давал питание, обеспечивал строительными материалами, он согревал, одевал, обувал. Однако не легка и не безопасна была жизнь русского человека в этом море лесов. От него требовалась тяжёлая и напряжённая работа для расчистки леса под пашню, а оставленное без обработки пространство быстро снова покрывалось лесною порослью. Лес грозил русскому крестьянину нападением на него или на его скотину. Постоянным спутником жизни человека были реки. Главным водоразделом Руси были Среднерусская и Валдайская возвышенности, откуда начинаются реки Днепр, Десна, Волга, Ока, Дон, Западная Двина. Они не только кормили русского человека своими обильными рыбными запасами, но являлись удобными путями сообщения летом и зимой. По рекам шла русская колонизация, по берегам рек строились сёла и города. Взаимная близость речных бассейнов способствовала общению и сближению различных областей. Русский человек всегда любил свою реку.
Географический фактор включал три обстоятельства, определяемых просторами, на которых развёртывалась история нашего Отечества. Огромная, почти ровная, покрытая лесами, пересекаемая реками, Восточно - Европейская равнина, во-первых, способствовала сравнительно быстрому освоению восточными славянами земель вдоль Днепра, Западной Двины, Десны, в междуречье Оки и Волги; во-вторых, восточные славяне, Русь, затем Россия, были открыты для внешних вторжений, так как не имели от врагов естественных преград в виде гор или горных хребтов, морей или океанов; в-третьих, бескрайние просторы провоцировали население к бегству от увеличивающихся повинностей, от крепостной неволи. Бегство людей на окраины, образование казачества началось в XVI в.