Горное образование на Урале зародилось вместе с промышленным освоением края. Символично, что одновременно с передачей Никите Демидову в собственность казённого Невьянского завода (1702 г.) Пётр I предписал энергичному предпринимателю построить в Невьянске школу, в которой «работников добрых и смышленых тому делу у домен, и у молотов и руд и угольного жжения учить». Открытие Невьянской школы, ставшей прообразом горнозаводских школ, состоялось в 1709 г. Основание горных школ на казённых заводах в 1720 – 1730-е годы связано с именами В. Н. Татищева и В. Г. де Геннина. В 1737 г. на Урале работали уже 10 горнозаводских школ, в них обучалось 650 учеников. Центральное место среди них занимала Екатеринбургская школа, которая в 1847 г. была преобразована в Уральское горное училище, готовившее специалистов среднего звена. В XIX в. горные училища также были открыты в Нижнем Тагиле и посёлке Турьинские рудники. Примечательно, что одновременно с возникновением в начале XVIII в. горного образования на Урале аналогичный процесс происходил в центрах горнозаводской промышленности Европы. Однако в Европе от образования первых горных школ до учреждения вузов проходило около полувека. Например, известная Фрайбергская горная академия в Германии была открыта в 1765 г. На Урале от учреждения горных школ до открытия горного института прошло почти 200 лет.
В XVIII – начале XXвв. потребности уральской горной промышленности в высококвалифицированных кадрах удовлетворялись тремя способами: специалисты горного дела готовились за границей; приглашались, особенно в XVIII в., иностранные специалисты; приезжали выпускники российских вузов: Петербургского горного института, Екатеринославского высшего горного училища и горных факультетов Томского технологического и Новочеркасского политехнического институтов.
На рубеже XIX – XX вв. большой вклад в совершенствование горного дела внесли инженеры А. Ауэрбах, Ю. Блажевич, А. Векман, В. Гассельблат, Ф. Гебауэр, Ф. Кондыкин, А. Охапкин, Н. Седов, И. Суворов. Это были энергичные, образованные специалисты. Однако численность корпуса горных инженеров на Урале в начале XX в. была крайне невелика.
Несмотря на то, что и в XVIII в., и в XIX в. высказывались пожелания об открытии на Урале высшего учебного заведения горного профиля, в практическую плоскость вопрос был поставлен лишь в конце XIX в. О необходимости открытия на Урале (в Екатеринбурге) высшего технического учебного заведения высказывались и содействовали его открытию Д. И. Менделеев (в 1899 г. он предложил правительству программу мер по развитию Урала, одним из центральных пунктов её было открытие здесь технического вуза), известный металлург В. Е. Грум-Гржимайло (работая на уральских заводах, он пришёл к убеждению, что «техника на Урале встанет только тогда, когда вся администрация будет из Уральского горного института»), государственные деятели – реформаторы С. Ю. Витте, П. А. Столыпин. После посещения в 1910 г. Екатеринбурга Столыпин «вынес убеждение о невозможности откладывать далее разрешение вопроса об учреждении на Урале высшего технического учебного заведения». Но, даже по меркам того времени, вопрос об открытии вуза в главном промышленном городе Урала решался медленно. Наконец 3 июля 1914 г. Николай II подписал Закон об учреждении в Екатеринбурге горного института. Но подготовительные работы заняли ещё три года. Занятия начались в октябре 1917 г., за две недели до взятия власти большевиками.
Уральский горный институт (с1993 г. – Уральская государственная горно-геологическая академия) – первый технический вуз на Урале. Становление вуза было трудным. Институт пережил несколько реорганизаций. После гражданской войны, разделившей преподавателей (и имущество института) на «своих» и «чужих», горный институт стал частью университета. С 1925 по 1930 гг. он на правах горного факультета входил в состав Уральского политехнического института. В 1930 г. воссоздаётся Уральский горный институт (в 1932 г. в его состав включён Геологоразведочный институт, в 1934 г. – горный факультет Института цветных металлов; тогда же вуз получил название Свердловского горного института).
В середине 1920-х начался выпуск небольшими группами геологов и горняков. Выпускники 20-х годов – А. Андреичев, И. Дерябин, А. Козин, Н. Каржавин, В. Кулибин, Д. Миков, П. Ярутин активно включились в работу по геологическому исследованию уральских недр, по обогащению полезных ископаемых. Они принимали участие в открытии калийной соли, нефти. Н. Каржавин в 1931 г. открыл бокситовые залежи, получившие название «Красная шапочка». Формируются научные школы, возглавляемые Н. Старикоым, А.Смирновым, Л. Шевяковым, П. Соболевским, К. Матвеевым, М. Ортиным.
В середине 1930-х гг. на 10 специальностях четырёх факультетов (горном, механико-обогатительном, геологоразведочном, общетехническом) в Свердловском горном институте (СГИ) обучалось свыше двух тысяч студентов. С середины 1920-х до середины 1930-х годов институт подготовил 285 специалистов, в 1935 г. – 238, 1936 г. – 403, 1937 г. – 505. В институте был создан проектно – исследовательский отдел (1933 г.). Выпускники, преподаватели и студенты института участвовали в строительстве горных предприятий, в открытии полезных ископаемых, в организации стахановских рекордов. В 1937 г. при СГИ был открыт Уральский геологический музей, в котором представлены экспонаты исключительно уральского происхождения. В 1934 г. был открыт второй на Урале вуз горного профиля – Магнитогорский горнометаллургический институт. Однако, несмотря на значительный рост выпуска горных инженеров на Урале и направление на Урал выпускников горных вузов страны, в конце 30-х годов на предприятиях был острый дефицит специалистов высшей квалификации. Это объяснялось не только возросшими масштабами производства, но и массовыми репрессиями, которые не обошли стороной ни одну отрасль горного производства, ни одно предприятие, ни одно учебное заведение.
В годы Великой Отечественной войны высшая школа, как весь Советский Союз, работала под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!». Преподаватели и студенты вузов внесли весомый вклад в укрепление минерально-сырьевой базы Урала, Казахстана и Западной Сибири, в восстановление горных предприятий Донбасса и Криворожья.
С 1947 по 1960 гг. Свердловский горный институт готовил специалистов для восьми стран «народной демократии» (Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Китая и др.). В 1953 г. в Перми был открыт горный институт, в 1960 г. на его основе создали Пермский политехнический институт, в его состав вошёл горно-нефтяной факультет. Научные школы, прежде всего СГИ, продолжали традиции прежних десятилетий. Выпускники трёх уральских вузов горного профиля в 1950 – 1980-е годы активно участвовали в сооружении крупнейших горных предприятий (Качканарского ГОКа, асбофабрики №6, Березниковского калийного комбината и др.), работали в научно – исследовательских и проектных институтах (Уралмеханобр, Институт горного дела, Институт геологии и геохимии, Унипромедь, Уралгипроруда, Уралгипрошахт, Институт по добыче полезных ископаемых открытым способом и др.).
В последние десятилетия существования СССР выпускники уральских вузов горного профиля (к ним добавился геологический факультет Пермского университета) всё чаще направлялись на работу в другие регионы страны, где с большим размахом возводились горные объекты (Казахстан, Средняя Азия, Украина). В условиях директивной экономики высшие учебные заведения, в том числе уральские вузы горного профиля, выполняли централизованные заказы по подготовке специалистов. К концу 1980-х гг. уральские вузы подготовили свыше 50 тыс. горных инженеров и других специалистов для горных предприятий и геологической службы Урала и страны. Авторитетными в СССР и за рубежом являлись многие учёные и научные школы, сформировавшиеся в этих вузах, прежде всего в Свердловском горном институте.
Высшему горному образованию на Урале более 85 лет. Ныне оно представлено Уральской государственной горно-геологической академией, двумя горными и геологическим факультетами трёх университетов.
На Урале сформировалась сеть средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов для горных предприятий. Техникумы (колледжи) работают в Асбесте, Нижнем Тагиле, Соликамске, Копейске, Екатеринбурге, Миассе, Карпинске и некоторых других городах. В большинстве горнодобывающих центров Урала работают училища по подготовке квалифицированных рабочих; на крупных предприятиях подготовку и переподготовку рабочих кадров осуществляют учебно-курсовые комбинаты.
Опыт развития горного производства и горного образования на Урале, несомненно, может и должен быть востребован в XXI веке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Карамзин Н. М. История государства Российского. В 12 томах (классическая литература любого издания).
2. Ключевский В. О. Курс русской истории. В 5 томах.
3. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей. В 4 томах.
4. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории.
5. Соловьев С. М. История России с древнейших времён. В 29 томах.
* * *
6. Батенёв Л. М. Государственные деятели России. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГГА, 2002.
7. Батенёв Л. М. Горный Урал в российской истории: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГГА, 2003.
8. История России с древнейших времён до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. /М. М. Горинов и др. 4-е изд-е. М., 2002.
9. История России. /Под ред. М. Н. Зуева и А. А. Чернобаева. М., 2001.
10. История России с древнейших времён до наших дней: Учебник. / А. С. Орлов и др. М., 2001.
11. История Урала с древнейших времён. Учебник. Ч. 1-2. /Б. В. Личман и др. Екатеринбург, 1998.
12. Пушкарёв С. Г. Обзор русской истории (любое издание).
13. Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд-е. Екатеринбург, 2000.
14. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. /Составители А. С. Орлов и др. М., 2001.