В том случае, если подозреваемый, задержанный с поличным, отрицает свою причастность к сбыту наркотиков или в момент задержания избавился от полученных денег и наркотиков, следует выполнить следующие мероприятия: изъять одежду или ее предметы – карманы брюк или костюмов, срезать ногти, изъять образцы слюны, мочи, крови подозреваемого, допросить лиц, производивших задержание, предъявить для опознания родственникам задержанного обнаруженные на месте происшествия орудия и средства совершения преступления (сумки, личные вещи, транспортные средства).
Ситуация 2.
Имеются очевидные признаки преступления, связанные с незаконным перемещением наркотиков, но лицо, заподозренное в нем, скрылось.
В этой ситуации производятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на сбор и анализ информации о личности подозреваемого, его связях и круге лиц, причастных к совершению преступлений. Вся эта работа проводится в тесном контакте с оперативно-розыскными аппаратами в рамках Закона об ОРД, сотрудниками таможенной и пограничной служб, органов внутренних дел.
На практике такие ситуации возникают тогда, когда обнаружены орудие и средства, используемые для контрабанды наркотиков; обнаружены наркотические вещества, установлен факт их перемещения через границу.
Приведем пример: подсудимая Майрыкова Т., гражданка Киргизии, пояснила, что зимой 2003 года в г. Каракол она познакомилась с женщиной по имени Гуля, которая несколько раз предлагала ей перевозить наркотики в г. Барнаул. Майрыкова вначале отказывалась, но, впоследствии, из-за тяжелого материального положения и отсутствия работы, согласилась на поездку. За одну перевозку наркотиков ей должны были заплатить 620 долларов США, а на приобретение билетов выдали 120 долларов. Майрыкова привезла домой наркотики, упаковала их в пакет, сделала в своей сумке «второе» дно, положила туда пакет с наркотиками, сверху вложила свои личные вещи. Накануне отъезда Гуля в присутствии Майрыковой разговаривала по телефону с мужчиной из Барнаула, были оговорены условия встречи. В момент пересечения границы Майрыкова ушла в соседнее купе, а сумку с наркотиками спрятала среди других вещей на полке. Когда сотрудники таможни осматривали ее сумку, она не сообщила им, что в ней находятся наркотики. Инспектор таможенного поста станции Рубцовск Д. Кононов пояснил, что при проверке личных вещей Майрыковой он обратил внимание, что дно сумки было твердым, а по весу она была тяжелой. Он вырезал ножом дно сумки и обнаружил пакет с веществом темного цвета, весом 1775 гр.
В рамках Закона об ОРД проводятся оперативно-розыскные мероприятия, включающие в себя обнаружение наркотических средств, следов преступления, орудий и средств его совершения; прослушивание телефонных переговоров, проведение проверочной закупки. Кроме того, производится проверка по криминалистическим учетам, в среде наркоманов и сбытчиков наркотиков.
Ситуация 3.
Имеются очевидные признаки преступления по контрабанде наркотиков, но конкретное лицо, заподозренное в совершении преступления, не установлено.
Ежесуточно в Алтайский край, Омскую и Новосибирскую области из Казахстана проходит несколько десятков рейсовых автобусов. Некоторые пассажиры автобусов из Казахстана пытаются перевозить наркотики в личных вещах и на теле. Как правило, контрабандисты используют для перехода через границу ночное время, когда ослаблен контроль пограничников и работников таможни, учитывают отсутствие инспекторов-кинологов со служебно-розыскными собаками. Досмотру на границе, в основном, подвергаются личные вещи, которые находятся в багажном отсеке, расположенном внизу автобуса. Учитывая это обстоятельство, перевозчики берут с собой в салон автобуса пакеты, в которых находится 1- 2 кг наркотиков, усаживаются на другие места, а когда работники таможни начинают проверять салон, контрабандисты выходят из автобуса и, если подвергаются опасности задержания, ночью уходят в степь. В результате этого в салонах обнаруживаются наркотики, но контрабандистов выявить и задержать не удается. В той ситуации, если они задерживаются, то придерживаются тактики защиты и заявляют, что никаких вещей они с собой не везут.
Алгоритм действий следователя в этой ситуации должен выглядеть следующим образом: установление всех пассажиров, их допрос с целью установления, кто из пассажиров и с какими вещами заходил в салон, выявляется технология расфасовки наркотиков, выявляются отпечатки пальцев рук на пакетах с наркотиками, проводится проверка этих следов по учетам ИЦ МВД.
В ситуации, если задержанный утверждает, что приобрел наркотики у неизвестного ему лица, необходимо изъять наркотики, назначить экспертизы, затем его допросить, а в дальнейшем – провести оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление его связей.
Как свидетельствует анализ уголовных дел, связанных с контрабандой наркотиков, типичными недостатками расследования, особенно на первоначальном этапе расследования, являются:
1) осуществление задержаний подозреваемых, обысков, допросов и других следственных действий оперативными работниками без участия следователя, а также без предварительного согласования с ним всех методов и способов получения доказательств;
2) необоснованное подчинение следственных действий одной цели- изъятия наркотиков без принятия соответствующих мер и доказыванию факта их принадлежности подозреваемым и к получению таких доказательств из других источников;
3) закрепление данных, полученных при задержании подозреваемых, и особенно в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, с нарушением процессуальных норм.
2.3 Следственные ситуации и их разрешение на дальнейшем этапе расследования
Как уже отмечалось ранее, в процессе предварительного расследования следственные ситуации характеризуются динамичностью, постоянно развиваются и изменяются. Это зависит от конкретных обстоятельств, имеющих значение для данного уголовного дела, от версий, которые выдвигаются при проведении первоначальных следственных и оперативно-розыскных мероприятий следователем при расследовании каждого конкретного преступления. Для обоснованного выдвижения версий анализируется исходная информация, полученная при проведении мероприятий, изучаются добытые по делу доказательства.
Как показывает практика, для того, чтобы повысить эффективность расследования, необходимо идти по пути выделения в отдельных методиках типичных следственных ситуаций и разработки соответствующих алгоритмов действий следователя по раскрытию и расследованию преступлений.
На дальнейшем этапе расследования преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, складываются следующие следственные ситуации:
1) лицо полностью признает вину и дает сведения о каналах поступления и сбыта наркотиков. При этом наркокурьеры могут быть задержаны в аэропортах, на вокзалах либо на таможенных постах;
2) лицо вину не признает, показания давать не желает. Причиной, мотивирующей отказ от дачи показаний, является, как правило, боязнь мести со стороны сообщников;
3) задержанный дает показания, но указывает только приблизительные приметы организаторов контрабанды, адреса и т.д.
Как правило, во всех трех ситуациях лицо может находиться в состоянии наркотического опьянения или абстиненции – наркотического голода. Следователь должен уметь различать эти два состояния наркозависимого человека, потому что состояние наркотического опьянения или абстиненции, возникающее на момент допроса, может конкретным образом изменять ситуацию допроса.
Среди перечисленных первая следственная ситуация – самая благоприятная для следователя, поскольку в течение нескольких дней расследования можно установить большинство членов преступной организации.
Вторая ситуация – наиболее неблагоприятная, поскольку в результате отсутствия информации следователю приходится принимать меры к самостоятельному розыску лиц либо предметов, имеющих отношение к преступлению.
В целом же расследование преступлений – процесс творческий, и главная задача следователя – умело применять на практике типичные следственные ситуации и организовывать имеющиеся силы и средства на поиск и задержание преступников. В той ситуации, если контрабандист с грузом задерживается, его родственники остаются заложниками и должны длительное время отрабатывать долг.
Следует указать, что по этому поводу в среде контрабандистов и сбытчиков наркотиков постоянно происходят «разборки» и оперативному составу, следователям необходимо использовать складывающиеся ситуации с целью выявления групп, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков.
При контрабанде оптовых партий наркотиков соблюдается тщательная конспирация, поэтому сведения, получаемые об оптовиках, крайне скудны. Кроме этого, сбытчики не дают сведений об оптовиках под страхом расправы в местах лишения свободы.
Так, проводник поезда «Бишкек-Новокузнецк» Булатов, получив груз – марихуану весом 18 кг 632 гр., расфасованную в 16 пакетов, привез ее на вокзал, открыл потолочные люки в тамбуре вагона и на баке для воды спрятал наркотики. При досмотре поезда на станции Локоть Рубцовского района Алтайского края сотрудниками погранслужбы ФСБ РФ наркотики были обнаружены и изъяты. В ходе предварительного, а затем судебного следствия Булатов неоднократно изменял показания, указывал, что груз принадлежит его сменщику, потом указывал, что хозяином груза является один из пассажиров, который ушел в соседний вагон и т.д. В судебном следствии прибывший из Киргизии брат подсудимого пояснил, что у проводника на иждивении находится четверо детей, в стране безработица и коррупция. Брата заставили перевозить наркотики. Когда проводника задержали по подозрению в совершении преступления в России, владельцы груза стали преследовать его детей и родственников, требовать выплаты за груз. Булатов ни в ходе предварительного, ни судебного следствия ничего не сообщил о хозяине груза.