При производстве осмотра в пассажирском вагоне основное внимание следует уделять тамбурам вагона, упругой переходной площадке, внутренней части вагона и пассажирским купе. Именно эти места вагона наиболее часто используются контрабандистами при сокрытии наркотиков, о чем свидетельствуют приведенные в работе примеры судебно–следственной практики.
В нерабочем тамбуре находятся основные объекты, куда закладывают контрабанду, потолочные люки идеально для этого подходят. В купейном вагоне их два, расположены они по краям тамбура и разделены между собой перегородкой. Потолочное пространство плацкартного вагона перекрыто тремя люками, межпотолочных стенок между ними нет, поэтому при досмотре удобнее открыть один из люков, с помощью фонарика и зеркала хорошо просматривать довольно объемное пространство. При досмотре потолочных люков следует учитывать меры предосторожности:
- не открывать резко люки на случай возможности падения предметов;
- руками не прощупывать не доступные для глаз места, поскольку могут быть заложены острые предметы и химически активные вещества. Использовать следует зеркала и фонарик, другие осветительные приборы.
На стенках тамбура расположены ниши, закрытые дверцами, в одной из них проводники хранят свою рабочую одежду и инвентарь, а другие ниши, как правило, остаются пустыми.
Существенных различий в устройстве рабочего тамбура купейного и плацкартного вагонов практически нет. Потолок состоит из трех люков, четыре горизонтальные дверцы в зимнее время открываются по мере расходования угля, летом ниша пустует, напротив расположено котловое отделение, в летнее время местом поиска должны стать топка и место под плиткой.
Переходную площадку между вагонами перекрывают в форме буквы «П» две резиновые трубы, тайниками служат гибкий проем между ними и пустоты внутри, иногда привязывают товар и под самой переходной площадкой.
Люк рабочего туалета, расположенный во внутренней части вагона, также является типичным местом для закладки контрабанды. Купейный вариант отличается от плацкартного еще и наличием ниши под умывальником.
Иногда контрабандисты скрывают наркотики в мусорных ящиках, и поиск наркотиков нужно производить как под слоем мусора, так и под самим ящиком. Иногда привлекают внимание технологические люки в коридоре вагона, они легко открываются, а процедура закладки груза занимает несколько секунд. Тайником может служить и ящик для хранения белья.
Вдоль всего прохода тянутся отопительные трубы, они есть в купе и в туалете. Прикрытием контрабанды, уложенной на трубы, служит подъемная металлическая сеточка радиатора, закрывающая трубы.
В технологию досмотра пассажирского купе входят нижние рундуки, где находится основной багаж пассажиров, решетка отопления, светонепроницаемая штора и потолочные люки.
Над багажной полкой расположены два потолочных люка, один сверху, другой сбоку. Вентиляционный люк представляет собой полости, боковые и за радиоточкой, далее следует вентиляционная шахта, откуда хорошо просматривается весь вагон.
Иначе устроены люки плацкартного вагона, съемная панель в месте расположения радиоточки открывает вид на трубы большого диаметра. В каждом купе вентиляционный люк открывается в двух местах, на первый взгляд обманчивы его маленькие ниши. Однако на практике имели место случаи, когда оттуда изымали до 60 килограмм наркотических средств.
Место обнаружения контрабанды во всех случаях должно быть зафиксировано в протоколе осмотра, составлена схема с указанием на ней места нахождения тайника или специального хранилища. Схема, подписанная участниками осмотра, приобщается к протоколу осмотра места происшествия.
При осмотре места происшествия по делам о контрабанде наркотиков возникает необходимость изъятия последних в качестве вещественных доказательств по уголовному делу. Изъятие вещественных доказательств должно быть произведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, иначе они могут утратить свое доказательственное значение. При этом необходимо тщательно осмотреть упаковку предмета контрабанды в целях о6наружения следов отпечатков пальцев, или других следов преступления, которые впоследствии также могут иметь доказательственное значение. При изъятии упаковки должны быть соблюдены правила обращения с этими следами.
В ходе осмотра необходимо применять фотосъемку, видеозапись и другие средства фиксации объектов и хода следственного действия. Одним из достоинств видеозаписи является возможность выделения отдельных кадров из видеоряда, изготовления отдельных кадров и составления фототаблиц. Они служат дополнительным приложением к протоколу осмотра места происшествия. Осмотр производится в присутствии двух понятых и свидетелей, а также с участием подозреваемого, если таковой имеется.
Если имеются данные полагать, что на одежде подозреваемого имеются следы наркотических средств, она также изымается и упаковывается отдельно. Для обнаружения следов пальцев рук необходимо использовать помощь эксперта-криминалиста. Так, допрошенный в ходе предварительного следствия в присутствии защитника проводник вагона Булатов, после ознакомления с заключением эксперта по смывам с рук, пояснил, что когда пограничник разрезал один из пакетов, он взял небольшую щепотку содержимого пакета, понюхал и положил обратно. В судебном заседании Булатов пояснил, что следы от наркотиков на руках могли быть от кочерги, которую он приносил по просьбе пограничников для того, чтобы достать пакеты с наркотиками и уносил обратно. Допрошенные в суде свидетели – сотрудники милиции, таможенники и пограничники, понятые утверждали, что проводник вагона к изъятым пакетам не подходил, содержимого пакета не брал, кочергу не приносил. Доводы Булатова о том, что он дал показания сотрудникам милиции под психическим и физическим воздействиями, суд посчитал неубедительными.
Обнаруженные в ходе задержания и обыска предметы и вещи следователь упаковывает, каждый предмет - в отдельную тару, а жидкие предметы - в стеклянную посуду с плотной пробкой, залитой сургучом, воском или парафином. Упаковки опечатывают, скрепляют подписями понятых, следователя и задержанных лиц. Понятые должны видеть все места, где обнаружены наркотические вещества, наблюдать за порядком их изъятия и упаковки.
Как правило, контрабандисты и наркоманы в ходе предварительного и судебного следствия и судебных заседаний утверждают, что наркотики им подложили, подбросили работники милиции. В связи с этим необходим тщательный инструктаж понятых, и сразу после изъятия наркотиков необходимо допросить понятых, а лучше всего зафиксировать процесс изъятия на видеокассету.
Так, например, в ходе следствия Назаралиев вину в сбыте наркотиков не признал, указал, что наркотики подбросили работники милиции. При обыске его квартиры было изъято 13,4 гр. героина, расфасованного в пакеты из полиэтилена. Следователь в ходе обыска обнаружил и изъял полиэтиленовый пакет с разрезанными из него полосками. По заключению экспертизы, ранее отдельно изъятые пакеты из полиэтилена составляли одно целое, что позволило наряду с другими доказательствами, изобличить наркодельца в сбыте наркотиков.
При производстве этих следственных действий участие специалистов обязательно, особенно в том случае, если обнаружено большое количество различных предметов. Оформляется осмотр протоколом осмотра места происшествия, который должен быть процессуально грамотно оформлен, с соблюдением требований ст. ст.176- 180 УПК РФ.
В заключение следует отметить, что осмотр места происшествия по делам о контрабанде наркотических средств является одним из первоначальных следственных действий, которое производится, как правило, до возбуждения уголовного дела и требует от следователя максимум внимания и усилий для выявления следов преступления, от полноты и объективности которых зависит дальнейшее производство расследования.
3.2 Особенности проведения допросов подозреваемых (обвиняемых)
Допрос - самое распространенное из всех следственных действий. Большой вклад в формирование и совершенствование тактических и психологических основ допроса внесли ученые А.Н. Васильев, О.Я. Баев, А.В. Дулов, Г.Г. Доспулов, Л.М. Карнеева, И. Кертес, В.С. Комарков, Н.И. Порубов, А.Р. Ратинов, А.Б. Соловьев, Л.Б. Филонов. Благодаря их исследованиям значительно расширилась научно – техническая база допроса, сформировались его теоретические основы, повысилась научная обоснованность рекомендаций прикладного характера. В литературе имеется несколько точек зрения относительно задач допроса. Обращаясь к задачам допроса, Н.И. Порубов отмечает, что «допрашивая то или иное лицо, следователь ставит перед собой цель, получить от допрашиваемого правдивые показания, объективно отражающие фактические обстоятельства дела, получить такие показания, которые бы оказали помощь в проверке показаний ранее допрошенных». А.Н. Васильев выделял главную задачу допроса, заключающуюся в получении сведений о расследуемом событии, и частные задачи, конкретизирующие главную. Как представляется, именно в получении полных и достоверных показаний состоит криминалистическое значение допроса, и общие задачи допроса должны нацеливать следователя на активную подготовку допроса и на изучение личности допрашиваемого.
Тактически воздействуя на данный объект вербальными и другими доступными способами, вступая с ним в контакт и информационное взаимодействие в ходе допроса, следователь исходит из задачи получения от него как можно полной и достоверной информации по конкретному обстоятельству уголовного дела.
Допрос подозреваемого должен проводиться в соответствии cст. 187 УПК РФ немедленно после задержания, а в исключительных случаях - не позднее 24 часов.