Смекни!
smekni.com

Методика расследования контрабанды наркотиков (стр. 8 из 17)

2) выбытие одного из участников преступной группы (в связи с арестом за совершение других преступлений, отъездом в связи с активизацией розыска);

3) вовлечение в группу других соучастников, что усиливает риск расшифровки действий группы, увеличивает срок подготовки к совершению преступления.

Субъективные и объективные факторы – это не раз и навсегда сформировавшиеся обстоятельства, которые постоянно оказывают влияние на преступников и выбор ими способа совершения преступления. Поэтому нельзя говорить о равнозначности их действий при совершении преступлений или предпочтении одного из них другому.

Преступники, во-первых, учитывают субъективные факторы, свои способности, знания, опыт при подготовке, совершении и сокрытии преступления; во-вторых, условия, в которых они намеривались осуществить преступление. Объективные факторы учитываются ими лишь в известной степени, поскольку часть этих факторов не зависит от их воли и сознания.

С криминалистической точки зрения важно иметь в виду, что субъективные факторы влияют на выбор способа преступления, индивидуализируют действия преступника при подготовке, совершении и сокрытии преступлений, которые, фиксируясь в следах преступления, позволяют судить о том, что они присущи одному лицу или одной группе лиц, т.е. следы образуют «почерк» преступников.

После совершения контрабанды наркотиков под влиянием ряда факторов виновные стремятся скрыть свое участие и принизить свою роль в совершенном преступлении. Как правильно считает Г.Г. Зуйков, доминирующей целью поведения преступников, когда факт совершения преступления установлен и об этом стало известно преступнику, становится не сокрытие преступления, а уклонение от грозящей ответственности. С этих позиций вполне правомерно считать, что способу совершения преступления, включающему в себя действия по сокрытию, должен корреспондировать способ уклонения от ответственности, так как именно эту цель ставит перед собой преступник, совершая действия по сокрытию преступления.

Анализ приговоров, вынесенных судами Алтайского края, показывает, что студенты ВУЗов г. Барнаула, Бийска, Новосибирска, Кемерово, выезжая летом на каникулы в Казахстан, приобретают там наркотики и перевозят их в основном с водителями-частниками. В связи с этим необходимо проводить разведывательные мероприятия в таксопарках, частных фирмах, занимающихся извозом, с целью получения информации о лицах, перевозящих наркотики, в местах их проживания и связях, как в Казахстане, так и в России. Как представляется, полученная информация окажет помощь сотрудникам правоохранительных органов в выявлении и раскрытии преступлений, связанных с контрабандой наркотиков по методу «от личности виновного – к преступлению», выявлять намерения и связи контрабандистов, обобщать имеющийся положительный опыт борьбы с контрабандой и применять его на практике.


1.6 Криминалистическая характеристикаличности контрабандистов

Важнейшим элементом криминалистической характеристики контрабанды наркотиков является личность преступника. Основоположником учения о личности преступника считается Г.Гросс, утверждавший, что невозможно успешное раскрытие преступлений без использования познаний о человеке и необходимым условием точной деятельности судебного следователя является основательное знание человека как основного материала предварительного следствия. Понятие «личность» характеризуется применительно к определенной области исследования. Хотя проблема личности имеет общезначимый характер, непосредственно касается всего общества, она изучается многими науками, но каждой из них – с позиции своего предмета.

Указывая на личность преступника как важнейший элемент криминалистической характеристики преступлений, В.К. Гавло отмечает, что ее следует изучать как следообразующий объект, источник информации о совершенном преступлении и как средство его раскрытия. Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) есть целенаправленная деятельность следователя по установлению определенной совокупности данных, характеризующих подозреваемого (обвиняемого) и имеющих значение для правильного применения норм уголовного закона, точного соблюдения предписаний уголовно-процессуального законодательства.

Организационное оформление преступной группы происходит на основе тесной субъективной взаимосвязи и взаимозависимости между ее членами, связанной с преступным опытом. Состав группы постоянен, сплочен, так как его участники объединены одной целью, в группе существует четкая иерархия с распределением ролей в соответствии с технологией подготовки, совершения и сокрытия контрабанды наркотиков. Сплоченность в группе характеризуется руководством одного (лидера) или нескольких его членов (актива, выступающего в роли мозгового центра) над остальными участниками, их подбором и привлечением к совершению контрабанды, подготовкой методов и средств перемещения наркотиков через границы нескольких государств. Высокая степень организованности группы проявляется в наличии тщательно разработанных планов по перемещению наркотиков, с четким распределением функций между участниками группы и порядка их взаимодействия: организаторов, оптовиков, перекупщиков, контрабандистов, сбытчиков.

Формирование преступных групп и их развитие идет от простых типов к более сложным: случайная группа, организованная группа и преступное сообщество, включающее в себя несколько групп, функционирующих самостоятельно в разных регионах России. Одной из основных проблем, влияющих на состояние преступности в Сибирском федеральном округе, является усиление миграции и образование «паутины» этнических диаспор, имеющих сильные позиции в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия, драгоценных металлов, краж и контрабанды автомобилей.

Ученые указывают, что в настоящее время можно с уверенностью говорить о выходе на международную арену этнических преступных формирований, а эффективность их преступной деятельности обусловлена тесной связью со страной диаспоры, где они получают поддержку и возможности, имеющиеся в распоряжении местных криминальных структур и организаций. Преступные этнические группировки, занимающиеся контрабандой и сбытом наркотиков в России, в своей деятельности используют ряд защитных естественных механизмов: в общении используются местные диалекты, что снижает эффективность применения подслушивающих устройств и других средств электронного наблюдения. Как правило, таджикские, азербайджанские, цыганские группировки при совершении контрабанды применяют простые приемы, чтобы противостоять сложнейшей технике, которой располагают правоохранительные органы. Кроме этого, в основе преступных организаций лежат семейные и племенные узы, так называемый тейповый интерес, которые существенно затрудняют внедрение сотрудников в преступную среду с целью разработки деятельности групп контрабандистов.

В зависимости от должностного положения выделяют две группы исполнителей контрабанды: физические лица и должностные лица, использующие для совершения преступлений свое служебное положение (работники таможни, погранслужбы, сотрудники МВД в приграничных районах). При совершении контрабанды физическими лицами может действовать как отдельный субъект, так и группа, в там числе организованная.

Для контрабанды в коммерческих целях характерно наличие преступной группы, которая по мере осуществления преступной деятельности становится устойчивой и приобретает черты организованной группы. Характерной особенностью таких групп является их стремление к установлению коррумпированных связей с должностными лицами таможенных органов, погранслужбы и других правоохранительных органов. Так в г. Рубцовске Алтайского края в январе 2005 года выявлена группа сотрудников транспортной милиции, обеспечивавшей «крышу» контрабандистам наркотиков из Казахстана. Такие группы специализируются на совершении контрабанды, имеют сложную внутреннюю структуру, в которую входят контрабандисты и коррумпированные чиновники.

Устойчивые формирования криминального характера консолидируются, вмешиваются во власть и устанавливают свои «законы», на основе которых строятся взаимоотношения внутри группировок. Насаждая свои правила поведения, авторитеты преступной среды, рецидивисты, осуществляют строгий контроль над перевозкой и сбытом наркотиков. Им подчиняются поставщики и сбытчики наркотиков, они диктуют цены на рынках сбыта, тщательно охраняют коррумпированных чиновников, оказывающих помощь в осуществлении безопасности наркобизнеса.

По мнению руководства Госнаркоконтроля в 2004 году особенно отчетливо происходило сращивание наркопреступности с экономической преступностью, проникновение лидеров организованной преступности во властные, государственные и коммерческие структуры, факты легализации (отмывания) денег, нажитых преступным путем. Имеются факты вложения наркоденег в легальную экономику, в основном в Москве, Санкт – Петербурге и Южном федеральном округе, поскольку в незаконном обороте в РФ находится примерно 13-15 млрд. долларов.

Наряду с крупными криминальными организациями, хорошо известными на международном рынке, все чаще стали появляться средние и даже мелкие группировки, специализирующиеся на контрабанде наркотиков. Их деятельность не подменяет, а осуществляется параллельно с отлаженным наркобизнесом по доставке многотонных партий наркотиков практически в любую точку земного шара. Роль мелких криминальных групп и криминальных наркосообществ не так значительна в сравнении с крупными сообществами, поскольку они занимаются транспортировкой небольших партий наркотиков. По данным Всемирной таможенной организации, мелкие партии наркотиков в конечном итоге проникают дальше, чем крупные.

Из Афганистана наркотики переправляются в Таджикистан, Казахстан, Россию следующими категориями лиц: