Смекни!
smekni.com

ы по всем пропущенным семинарским занятиям (стр. 2 из 8)

Соотношение понятий «искусство» и «художественная культура». Культура как имя, культ, искусство. Науки, изучающие художественную культуру и искусство.

Сущность и специфика искусства. Основные понятия: образ, символ, знак, архетип, аллегория. Онтологический, метафизический, архетипический смысл искусства.

Миф и символ в системе искусства. Типы художественной символики.

Вопрос о сущности и специфике искусства в историческом освещении: античные, средневековые, ренессансные, просветительские представления об искусстве, понимание искусства в эпоху барокко и классицизма, немецкая классическая эстетика об искусстве, романтические и современные представления об искусстве.

Функции искусства. Полифункциональность искусства. Древние функции искусства. Социокультурные функции: классические (эстетическая. воспитательная, познавательная) и современные (творческая, витальная, экзистенциальная, онтологическая). Религиозаместительные функции: компенсаторная, суггестивная, профетическая.

Основные эстетические категории. Эстетическое и художественное. Прекрасное в его историческом движении. Возвышенное, низменное. Эстетика безобразного. Исторические типы трагического: античный трагизм (героический и дионисийский), христианско-экзистенциальный и эсхатологический трагизм, барочный, романтический трагизм. Модернистский пантрагизм.

Комическое и смешное. Народная смеховая культура. Гротескный тип образности.

Понятия «стиль», «канон», «художественный метод», «художественное направление», «художественное течение», школа. Типы художественного сознания: классика и авангард, аполлоновское и дионисийское искусство, классическое и гротескное искусство, реализм в искусстве.

Три эпохи в истории художественного сознания: мифопоэтическая, нормативно-риторическая, современная.

Основные художественные стили в истории европейского искусства: классический, романский, готика, классический ренессансный стиль, маньеризм, барокко, классицизм, рококо, ампир, модерн.

Основные направления в истории европейского искусства XVIII-XX веков: сентиментализм, предромантизм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, акмеизм.

Основные направления авангардного искусства: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, конструктивизм.

Основные направления постмодернизма: поп-арт, оп-арт, соц-арт, концептуализм, гиперреализм, минимализм.

Тема 2-3. Виды искусства.

Принципы классификации видов искусства, видовое разнообразие. Эстетические и семантические особенности архитектуры, декоративного, декоративно-прикладного искусства.

Архитектура как вид искусства. Место в истории стилей.

Декоративное искусство. Виды. Дизайн.

Декоративно-прикладное искусство. Виды.

Изобразительное искусство, виды.

Скульптура: своеобразие, виды по содержанию и технике, жанры.

Живопись: виды по назначению и технике, жанры, стили. Монументальная, станковая живопись, миниатюра.

Графика: рисунок и печатная графика. Гравюра, виды (офорт, ксилография), литография, эстамп.

Музыка, выразительные средства. Античные, средневековые, романтические представления о музыке. Европейская инструментальная музыка, полифония. Симфония. Опера, оперетта. Эстрадная музыка, поп-музыка, джаз. Рок-музыка, эстетика рок-культуры.

Театр как вид искусства. Специфика, виды и жанры. Танец, балет. Киноискусство, виды и жанры. Эпохи истории кино. Крупные центры и мастера киноискусства. Телевидение.

Раздел II. Древние и традиционные формы искусства.

Тема 4. Художественный синкретизм первобытного искусства.

Синкретическая целостность первобытного искусства. Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

Проблема происхождения искусства. Основные эпохи и черты первобытного искусства. Изобразительное искусство палеолита. Пещерная живопись. Первобытный реализм. Культ зверя. Пещера Ласко, Альтамира, Капова пещера. Палеолитические Венеры.

Искусство неолита. Керамика. Искусство эпохи бронзы и железа. Мегалитическая архитектура. Тайны скифских курганов. Звериный стиль.

Миф и искусство. Основные мифологические темы и мотивы: тотемические, календарные, космогонические, героические, эсхатологические мифы. Эволюция мифа: архаическая, классическая, эсхатологическая.

Тема 5. Искусство Древнего Египта и Месопотамии

Религиозно-эстетическая основа, важнейшие черты древнеегипетского искусства: религиозно-магическая направленность, эзотеризм и сакральность, связь с заупокойным культом и культом фараона, каноничность, монументальность. Периодизация.

Архитектура: пирамиды, гробницы, храмы. Описание египетского храма и его символика.

Египетский скульптурный портрет. Магический реализм, культовое назначение, канон, шедевры, эволюция. Канон изображения человека в рельефах и росписях. Амарнское искусство. Фаюмский портрет. Декоративно-прикладное искусство. Влияние египетской художественной традиции на античное искусство.

Искусство Месопотамии. Архитектура Вавилона и Ниневии. Ассирийские рельефы.

Тема 6. Искусство Индии.

Религии Индии и их влияние на индийское искусство. Основные эпохи искусства Индии.

Архитектура. Основные буддийские сооружения (ступы, стамбхи, пещерные храмы). Индийские храмы как синтез искусств. Буддийская и индуистская скульптура. Храмы Аджанты и Эллоры. Северная и южная архитектура. Памятники исламского искусства.

Ведийская литература. «Махабхарата» и «Рамаяна» как героико-дидактический эпос.

Театр, танец, музыка, декоративно-прикладное искусство.

Тема 7. Искусство Китая.

Историческое своеобразие и эпохи китайского искусства. Религии Китая и их влияние на художественную культуру. Периодизация.

Конструктивные особенности и декор китайской архитектуры. Великая Китайская стена, буддийские пагоды, пещерные храмы, монастыри.

Китайская живопись как важнейший вид искусства. Жанры: «шань-шуй» (горы-воды), «цветы-птицы», «растения-насекомые», «люди и предметы». Техника китайской живописи. Философско-эстетическое своеобразие и символизм китайской пейзажной живописи. Мастера философского пейзажа: Ван Вэй, Го Си, Ма Юань.

Китайская поэзия. Философско-пейзажная лирика. Театр, музыка. Декоративно-прикладное искусство. Символ и его значение в искусстве Китая.

Тема 8. Искусство Японии.

Религии Японии и их влияние на японскую художественную культуру. Основные эпохи в развитии японского искусства. Важнейшие принципы японской эстетики: аварэ, юген, саби и ваби. Периодизация.

Архитектура, своеобразие. Японский дом как синтез специфических видов японского искусства: чайный павильон, икебана, бонсай, японский сад. Влияние буддизма на живопись и графику. Японская гравюра, школа «укиё-э» (образы быстротекущего мира). К. Хокусай.

Японский театр: Но, Кабуки, дзёрури. Эстетика японского театра.

Японская поэзия. Классические формы танка и хокку-концентрированное выражение японской эстетики.

Влияние японской художественной традиции на современное искусство.

Тема 9. Исламское искусство.

Влияние ислама на искусство арабо-мусульманского мира. Важнейшие центры и регионы исламского искусства: арабское, мавританское, среднеазиатское, иранское искусство.

Исламская архитектура, виды, особенности конструкции и декора. Основные шедевры. Мечети, мавзолеи, Альгамбра.

Восточная миниатюра: каноничность, условность, декоративность. Школы.

Арабская и персидская литература, поэзия.

Декоративно-прикладное искусство: ткани, ковроделие, торевтика, керамика.

Раздел III. Античное искусство.

Тема 10-12. Искусство Древней Греции.

Крито-микенское искусство и его влияние на становление искусства греческого. Гомеровский эпос. Роль мифа в античном искусстве.

Эпоха архаики. Греческая архитектура: понятие и описание ордера, описание греческого храма – конструкции и декор.

Скульптура: куросы и коры. Эволюция вазописи.

Искусство Древней Греции эпохи классики.

Своеобразие классического искусства. Эволюция греческой архитектуры: материалы, виды сооружений. Греческий город. Шедевры греческой классической архитектуры: храм Зевса в Олимпии, Афинский Акрополь - Парфенон, Эрехтейон. Парфенон как символ греческой классической архитектуры, конструкции, декор.

Эволюция древнегреческой скульптуры. Техника и материал. Ранняя классика: Мирон. Зрелая классика: Фидий, Поликлет, канон изображения человека зрелой классики. Поздняя классика: Пракситель, Скопас, Лисипп, канон изображения человека поздней классики.

Возникновение и организация театральных зрелищ. Идейно-эстетическое своеобразие греческой драмы. Великие греческие трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедия Аристофана.

Эллинистическое искусство.

Эллинистическая архитектура. Градостроительство и шедевры: Галикарнасский мавзолей, Пергамский алтарь Зевса, Александрийский маяк. Скульптура, школы: александрийская, пергамская, родосская. Шедевры: Ника самофракийская, Венера Мелосская, Лаокоон.

Семь чудес света.

Тема 13. Искусство Древнего Рима.

Основные доминанты римского искусства. Сходство и отличие римской художественной культуры от греческой.

Религиозно-мифологическая основа римского искусства. Влияние искусства этрусков.

Особенности архитектуры и градостроительства. Конструктивные принципы. Типы римских архитектурных сооружений. Римский форум, форум Траяна. Колизей, Пантеон, термы Каракаллы, триумфальные арки.

Римский скульптурный портрет (в сравнении с греческой скульптурой).

Классицизм Августа и Адриана.

Римские росписи. Четыре помпейских стиля.

Римский театр. Классика римской литературы.

Раздел IV. Средневековое искусство.