Смекни!
smekni.com

ы по всем пропущенным семинарским занятиям (стр. 3 из 8)

Тема 14. Романское и готическое искусство западноевропейского средневековья.

Основные принципы христианского мировоззрения.

Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Каролингское Возрождение.

Духовное и эстетическое своеобразие средневекового искусства: религиозное искусство, каноничность, спиритуализм, аллегоризм, символизм.

Романский стиль. Романский собор, конструкция, декор.

Готическое искусство - синтез архитектуры, скульптуры, живописи. Готический собор, конструкция, декор. Шедевры готической архитектуры. Сравнение французской готики с немецкой, английской, чешской. Человек в готическом искусстве. Шедевры готической скульптуры.

Средневековый театр, жанры. Народная смеховая культура.

Тема 15. Византийская художественная система.

Эстетические основы византийского искусства: эстетика и мистика света, символика цвета в иконописи. Влияние исихазма на искусство.

Крестово-купольная архитектура, её символика, особенности декора. Храм Софии Константинопольской. Ранняя и поздняя византийская архитектура.

Изобразительное искусство. Техника мозаики. Канон расположения сюжетов в монументальных росписях. Иконопись. Иконография Христа и Богоматери. Шедевры византийского изобразительного искусства.

Своеобразие византийского стиля.

Тема 16-18. Древнерусское искусство XXVII в.в. Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская, Московская художественные школы.

Язычество на Руси. Славянская мифология. Значение принятия христианства для искусства.

Искусство Киевской Руси. Храм Софии Киевской. Фрески. Причины складывания местных художественных школ.

Демократические тенденции в церковной архитектуре Новгорода. Успенская церковь в ст. Ладоге, церковь Спаса - Нередицы. Особенности фресковой живописи, иконописания.

Монументальное зодчество Владимиро-Суздальской Руси - Успенский, Дмитриевский соборы во Владимире. Церковь Покрова на Нерли. Фресковая живопись, иконопись.

Сюжеты и образы русской иконы. Иконография Христа и Богоматери. Техника иконописи.

Искусство Московской Руси XIV-XV веков.

Архитектура Московского Кремля. Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы. Концепция русского Предвозрождения.

Духовно-эстетическое своеобразие русской иконы. Золотой век иконописи. Сравнение иконописи Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия. «Троица» Рублёва. Иконостас, описание классического иконостаса.

Искусство Московской Руси XVI-XVII в.в.

Формирование русского национального самосознания. Ансамбль Московского Кремля. Становление и развитие шатрового стиля.

Усиление декоративности в архитектуре. Стиль «дивного узорочья». Успенская церковь в Угличе, церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва). Ярославская школа архитектуры: храм Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и др. «Московское барокко» - церковь Покрова в Филях. Деревянное зодчество XVII века.

Иконопись. Строгановская школа иконописи. Принцип «живоподобия» в иконописи Симона Ушакова. Искусство парсуны.

Важнейшие черты русского стиля.

Раздел V. Искусство Нового времени.

Тема 19-21. Искусство Итальянского Возрождения.

Периодизация, различные концепции ренессансной художественной культуры.

Ренессансный гуманизм как основа искусства эпохи Возрождения. Живопись как ведущий вид искусства. Технические завоевания ренессансной живописи.

Проторенессанс, фрески Джотто.

Ранняя ренессансная архитектура: Брунеллески, Альберти.

Рождение ренессансной скульптуры: Донателло, Гиберти.

Своеобразие ренессансной архитектуры и скульптуры.

Художественно-эстетические принципы живописи Кватроченто. Школы Кватроченто и их крупнейшие представители. Флорентийская школа: Мазаччо, Фра Анджелико, Б.Гоццоли, С. Боттичелли.

Художественно–эстетические принципы и центры Высокого Возрождения.

Универсализм Леонардо да Винчи. Человек в изображении Леонардо. «Тайная вечеря», «Джоконда».

Рафаэль. Периоды творчества. Мадонны Рафаэля. Рафаэль – монументалист: Ватиканские станцы. Портреты Рафаэля. Споры о Рафаэле.

Микеланджело - скульптор, живописец, архитектор. Шедевры. Сравнение скульптуры Микеланджело с греческой классической пластикой. Принципы высокого и позднего Возрождения в творчестве Микеланджело.

Эстетические своеобразие Венецианской школы. Джорджоне.

Тициан - глава Венецианской школы: религиозные и античные сюжеты, портреты Тициана, поздний Тициан.

Смена художественных идеалов в маньеризме: Я. Понтормо, Я. Бронзино. Принципы позднего Возрождения в творчестве Микеланджело, Тициана. Живопись П. Веронезе и Тинторетто.

Тема 22. Искусство Северного Возрождения.

Художественно–эстетическое своеобразие Северного Возрождения. Искусство и Реформация.

Золотой век Нидерландской живописи. Творчество Яна ван Эйка. «Гентский алтарь». Мадонны ван Эйка. «Портрет четы Арнольфини».

Рогир ван дер Вейден. Гуго ван дер Гус «Алтарь Портинари».

И. Босх - предшественник сюрреализма. Триптихи «Семь смертных грехов», «Воз сена», «Сады земных наслаждений». Тема греховности мира, человека, мирового зла. Связь Босха с реформационными идеями, со средневековыми традициями. Символика и аллегоризм его творчества.

Питер Брейгель Ст. - жанрово-стилевое своеобразие его живописи, философская основа. Тема неразумия мира - «Битва Поста и Масленицы», Апокалиптическая тема триумфа смерти - «Низвержение ангелов», «Триумф смерти». Тема народной жизни - «Крестьянская свадьба», «Деревенский танец». Пейзажи Брейгеля («Охотники на снегу» и др.)

Немецкое Возрождение А. Дюрер. Вершины творчества: серия гравюр «Апокалипсис» («Четыре всадника» и др.), мастерские гравюры («Св.Иероним», «Меланхолия», «Рыцарь, Смерть и Дьявол»), их символика. Автопортреты Дюрера, диптих «Четыре апостола».

М. Грюневальд – готические традиции.

Мадонны Лукаса Кранаха Ст.

Г. Гольбейн Мл.: графика, живопись – портреты.

Пейзажи А. Альтдольфера.

Тема 23-26. Барокко и реализм в искусстве XVII - XVIII веков. Итальянская, фламандская, голландская, испанская школы.

Споры о барокко. Социокультурная почва барокко. Барокко как стиль и тип художественного сознания. Б. Паскаль о человеке. Барокко как стиль контрастов. Синтез искусств в барокко. Основные черты барочной архитектуры, живописи, скульптуры, музыки. Выдающиеся мастера барокко.

Итальянское искусство XVII - XVIII веков.

Барочная архитектура: Л. Бернини, Ф. Борромини. Площадь собора Св. Петра – самый крупный ансамбль итальянского барокко. Бернини как мастер барочной скульптуры.

Реализм и барокко в живописи. Караваджо и караваджизм. Дж. Креспи. Венецианская школа XVIII в.: Дж. Тьеполо, Ф. Гварди.

Основные черты фламандской школы живописи.

П.П. Рубенс. Жанрово-тематическое своеобразие творчества. Религиозно-мифологическая живопись: «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда» и др. Рубенс - портретист. Парадный барочный портрет, психологический портрет.

А. ван Дейк – портретист.

Своеобразие бытового жанра Я. Йорданса.

Своеобразие фламандского натюрморта: Ф. Снейдерс.

Малые голландцы. Возникновение реалистической бытовой живописи: Ян Стен, Г. Терборх, Делфтская школа: Вермеер Делфтский, Питер де Хох. Голландский натюрморт: В. Хеда, П. Клас.

Пейзажи Я. Рейсдала. Портреты Ф. Халса. Жанровый портрет, групповой портрет.

Творчество Рембрандта. Эволюция творчества художника. Реализм и барочные мотивы. Религиозно-мифологическая живопись и её трансформация: «Жертвоприношение Авраама», «Прощание Давида с Ионафаном», «Даная», «Святое семейство», «Христос в Эммаусе», «Ассур, Аман и Эсфирь», «Возвращение блудного сына». Рембрандт - портретист: «Автопортрет с Саскией», «Флора», портреты стариков, групповые портреты, автопортреты. Человек в изображении Рембрандта.

Своеобразие испанской школы, стили, жанры, мастера.

Эль Греко. Черты барокко и маньеризма в его творчестве.

Х. де Рибера, Ф. Сурбаран, Б. Мурильо. Своеобразие религиозной живописи, жанрового портрета.

Жанрово-стилевое новаторство Д.Веласкеса. Жанр «бодегонес»: «Водонос», «Старая кухарка» и др. Судьба мифологического жанра: «Вакх», «Аполлон в кузнице Вулкана», «Венера перед зеркалом». «Сдача Бреды» - новый подход к историческому жанру. Веласкес - портретист. «Менины», «Пряхи» - их многозначность. Рождение социально-психологического реализма.

Тема 27-29. Классицизм в искусстве XVII - XVIII веков. Стиль рококо в художественной культуре XVIII века. Искусство эпохи Просвещения: стили, направления. Французское, английское, испанское искусство XVIII века.

Основные черты искусства классицизма. Философская основа классицизма. Исторические разновидности стиля. Теория классицизма Н. Буало.

Классицизм во французской архитектуре. Ансамбль Версаля. Классицизм в живописи. Творчество Н. Пуссена. Историко-мифологический жанр: «Танкред и Эрминия», «Царство Флоры», «Аркадские пастухи», «Отдых на пути в Египет». Пейзажи Пуссена и Клода Лоррена.

Театр французского классицизма. Концепция человека. Героическая трагедия П. Корнеля. Своеобразие трагедии Ж. Расина. Мольер как реформатор комедии.

Социокультурная почва и эстетическое своеобразие рокайльного искусства. Рококо - стиль интерьеров в архитектуре, рококо в декоративно-прикладном искусстве (Ж. Боффран). Эротизм и гедонизм, связь с предромантизмом и сентиментализмом, игровая природа рокайльной живописи. Галантный жанр А. Ватто, Ф. Буше.

Концепция человека и искусства в эпоху Просвещения. Своеобразие английского, французского, немецкого Просвещения. Д. Дидро, Г. Лессинг – теоретики просветительского искусства. Эстетическая программа Ф.Шиллера.

Основные художественные направления: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм.