Смекни!
smekni.com

ы по всем пропущенным семинарским занятиям (стр. 6 из 8)

4. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

5. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.

6. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 2002.

Тема 10. Древнерусская иконопись X- XVII вв.

Цель – проанализировать феномен древнерусской иконы как важнейшее воплощение православия и древнерусской культуры

Задачи – выявить назначение иконы

- выявить своеобразие феномена иконы как философии и эстетики в красках

- описать технику иконописи

- рассмотреть эволюцию древнерусской иконы

- сравнить манеру крупнейших иконописцев XV века: Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия

- дать описание иконостаса

- определить закономерности развития иконописи XVI-XVII в.

1. Икона как феномен религиозного искусства, назначение иконы.

2. Техника иконописи.

3. В чём своеобразие новгородской иконописи?

4. Назовите русские знаменитые иконы XII-XIV веков.

5. Сравните иконопись Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия.

6. Под каким духовным влиянием складывалось их религиозное искусство?

7. Раскройте духовно-символический смысл «Троицы» А.Рублёва.

8. Дайте описание классического иконостаса.

9. Опишите отличительные черты иконописи Дионисия как «эстетики в красках».

10. Опишите фрески Ферапонтова монастыря.

11. Назовите отличительные черты иконописи XVI-XVII в.

12. В чём своеобразие строгановской школы иконописи?

13. Чем отличается иконопись Симона Ушакова?

Литература

1. Алексеев С.А. Энциклопедия православной иконы. СПб. 2001.

2. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995.

3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

4. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М., 1993.

5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

6. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1986.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.

8. Плугин В.А. А. Рублёв и его Троица. М., 1989.

9. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 2002.

10. Языкова И.И. Богословие иконы. М., 1995.

Тема 11. Искусство итальянского Возрождения

Цель – анализ исторического и стилевого своеобразия ренессансного искусства

Задачи – анализ искусства Протовозрождения

- анализ искусства раннего Возрождения: школы, сюжеты, мастера

- анализ своеобразия искусства Высокого Возрождения – художественной манеры Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело

- анализ своеобразия Венецианской школы, творчества Джорджоне, Тициана

- сравнить черты искусства высокого и позднего Возрождения

- выявить своеобразие маньеризма.

1. В чём новаторство Джотто как основоположника Протовозрождения?

2. Назовите основоположников Кватроченто в архитектуре, скульптуре и живописи и их главные работы.

3. Раскройте своеобразие искусства Кватроченто.

4. Назовите крупнейшие художественные центры искусства Возрождения.

5. Раскройте своеобразие художественной манеры С. Боттичелли: «Весна», «Рождение Венеры».

6. Назовите отличительные черты Высокого Возрождения. Какие грани эпохи воплощает Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело?

7. Раскройте новаторство «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

8. Раскройте новаторство «Джоконды» Леонардо да Винчи.

9. Раскройте своеобразие художественной манеры Рафаэля: мадонны и «Сикстинская Мадонна», «Афинская школа».

10. Раскройте своеобразие художественной манеры Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы, Давид, Моисей.

11. Позднее Возрождение в творчестве Микеланджело: скульптурные работы, «Страшный суд».

12. Раскройте своеобразие Венецианской школы. Назовите крупнейших представителей и их работы.

13. Живопись Джорджоне: новые темы, своеобразие.

14. Эволюция античной темы в живописи Тициана. В чем своеобразие поздней манеры Тициана?

15. Эволюция христианской темы в живописи Тициана.

16. Тициан-портретист: стилевая и жанровая характеристика.

17. В чём своеобразие живописи Веронезе и Тинторетто? Сравните «Тайную вечерю» Л. да Винчи и Тинторетто.

18. Раскройте своеобразие искусства маньеризма.

Литература

1. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

2. Дживелегов Х.К. Творцы итальянского Возрождения. М., 1998.

3. Долгополов И.В. Мастера и шедевры. М., 1986. Т.1.

4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

5. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусство Запада. М., 1998.

6. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М., 1991.

7. Соколов М.Н. Вечный Ренессанс. М., 1999.

8. Соколов М.Н. Время и место: Искусство Возрождения…М., 2002.

Тема 12. Искусство Северного Возрождения

Цель – анализ своеобразия искусства Северного Возрождения

Задачи – сравнить нидерландское и немецкое Возрождение

- сравнить искусство Северного Возрождения с искусством итальянского Возрождения

- дать анализ шедевров крупнейших мастеров Северного Возрождения.

1. Раскройте своеобразие искусства Северного Возрождения. Сравните нидерландское и немецкое Возрождение.

2. Раскройте своеобразие художественной манеры и новаторство живописи Яна ван Эйка: Гентский алтарь, мадонны, Портрет четы Арнольфини.

3. Раскройте своеобразие живописи И. Босха, основные темы («Воз сена», «Сады земных наслаждений» и др.).

4. Картина-притча в живописи П. Брейгеля Ст.: «Слепые», «Падение Икара».

5. Бытовой и пейзажный жанры в живописи П. Брейгеля Ст.

6. Гравюры А. Дюрера.

7. Живопись А. Дюрера.

8. Назовите основных представителей немецкого Возрождения и их работы.

Литература

1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В. 2. М.,1990.

3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

4. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.

5. Никулин Н.Н. Золотой век Нидерландской живописи. М., 1999.

Искусство XVII-XVIII в.: стилевая и жанровая характеристика.

Коллоквиум по иллюстрациям

Цель – показать умение анализа художественных произведений разных стилей и жанров

Задачи – выявить черты барокко, классицизма и рококо в архитектуре и живописи 17 в.

- выявить черты барокко и реализма в живописи 17 в.

- рассмотреть своеобразие фламандской, голландской, испанской, французской, английской художественной школ и их крупнейших представителей

- определить стилевое своеобразие искусства эпохи Просвещения.

А. Барокко и реализм в искусстве 17 в.

  1. Л.Бернини. Собор и площадь св.Петра в Риме, Скала Реджа в Ватикане.
  2. Л.Бернини, Борромини. Римские церкви – отличительные черты барокко.
  3. Л.Бернини. Экстаз св.Терезы, Бюст Людовика 14.
  4. Караваджо. Вакх, Ужин в Эммаусе, Призвание апостола Матфея, Положение во гроб, Обращение апостола Павла, Успение Марии.
  5. П.П.Рубенс. Воздвижение креста, Персей и Андромеда, Похищение дочерей Левкиппа, Союз Земли и Воды, Автопортрет с Изабеллой Брандт, Портрет Елены Фоурмен с детьми, Портрет камеристки.
  6. А.ван Дейк. Автопортрет, Семейный портрет, Портрет Карла 1, Портрет Дигби и Рассела.
  7. Я.Йорданс. Бобовый король.
  8. Ф.Снейдерс. Лавки.
  9. Ян Стен. Гуляки.
  10. Г.Терборх. Бокал лимонада.
  11. П.де Хох. Хозяйка и служанка.
  12. Вермер Делфтский. Девушка с письмом.
  13. Голландский натюрморт в сравнении с фламандским.
  14. Я.ван Рейсдал. Болото, Мельница у Вейка.
  15. Франс Халс. Цыганка, Портрет молодого человека, Мужской портрет, групповой портрет офицеров стрелковой роты, портрет регентов и регентш.
  16. Рембрандт. Анатомия доктора Тюльпа, Автопортрет с Саскией на коленях, Саския в виде Флоры, Жертвоприношение Авраама, Ночной дозор, Даная, Святое семейство, Ассур, Аман и Эсфирь, Возвращение блудного сына, портреты стариков.
  17. Эль Греко. Эсполио, Видение графа Оргаса, Сошествие св.Духа, Святые Петр и Павел, Вид Толедо.
  18. Х.Рибера. Мученичество св.Варфоломея, Святая Инесса, Хромоножка.
  19. Фр.Сурбаран. Святой Лаврентий, Молитва св.Бонавентуры, Отрочество Марии.
  20. Б.Мурильо. Мальчик с собакой, Вознесение Марии.
  21. Д.Веласкес. Водонос, Вакх, или Пьяницы, Аполлон в кузнице Вулкана, Венера с зеркалом, портреты короля Филиппа 4, инфанты Маргариты, конный портрет инфанта Балтасара Карлоса, портреты шутов Эль Примо и Себастьяна Моро, портрет папы Иннокентия Х, Сдача Бреды, Пряхи, Менины.

Б. Классицизм

  1. Луи Лево, А.Ленотр, Ж.Ардуэн-Мансар. Королевский дворец и парк в Версале.
  2. Перро. Восточный фасад Лувра.
  3. Ж. Ардуэн-Мансар. Зеркальная галерея Королевского дворца в Версале.
  4. Кристофер Рен. Собор св. Павла.
  5. Жак Суффло. Пантеон.
  6. А.Карраччи. Бегство в Египет.
  7. Н.Пуссен. Аркадские пастухи, Царство Флоры, Танкред и Эрминия, Пейзаж с Полифемом, Времена года.
  8. К.Лоррен. Похищение Европы, Утро, Полдень, Вечер.
  9. Ж.Л.Давид. Клятва Горациев, Смерть Марата.

В.Искусство 18 века

  1. А.Ватто. Путешествие на остров Киферу, Общество в парке, Жиль, Лавка Жерсена.
  2. Фр.Буше. Туалет Венеры, Венера, утешающая Амура.
  3. Ж.О.Фрагонар. Счастливые возможности качелей, Поцелуй украдкой.
  4. Ж.Б.С.Шарден. С рынка, Прачка, Молитва перед обедом.
  5. Ж.Б.Грёз. Паралитик, Балованное дитя, Головки Грёза.
  6. Ж.А.Гудон. Статуя Вольтера.
  7. У.Хогарт Модный брак, Девушка с креветками.
  8. Дж.Рейнольдс. Портрет Сарры Сиддонс.
  9. Т.Гейнсборо. Портрет Сарры Сиддонс, портрет миссис Шеридан.
  10. Фр.Гойя. Зонтик, Маха и незнакомцы, Обнажённая маха, портрет Исабель Ковос де Порсель, портрет семьи короля Карла 4, Похороны сардинки, Капричос (Сон разума рождает чудовищ), Сатурн, пожирающий своих детей.

Литература

1. Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. М., 2007.

2. Искусство (уч.-методич.газета): 2005№22(барокко), 2005№1(рококо), 2005№6(Караваджо), 2006№24(Рубенс), 2004№18, 2005№18(Рембрандт), 2007№22(Вермер), 2003№24(Эль Греко), 2006№19(Веласкес), 2007№3(Версаль), 2005№12(Пуссен), 2006№15(Давид), 2008№4(Гойя).