Смекни!
smekni.com

ы по всем пропущенным семинарским занятиям (стр. 7 из 8)

3. Лекции.

Тема 13. Русское искусство XVIII в.

Цель – анализ исторического и стилевого своеобразия русского искусства XVIII в.

Задачи – анализ важнейших архитектурных памятников и ансамблей Петербурга XVIII в.

- анализ своеобразия барокко и классицизма в русской архитектуре

- анализ эволюции барокко и классицизма в русской архитектуре

- выявление стилевого своеобразия русского портрета XVIII в.

и его эволюции.

1. Петровское барокко. Д.Трезини.

2. Растреллиевский стиль. Архитектурные ансамбли Ф.Б.Растрелли.

3. Московское барокко Д.Ухтомского.

4. Ранний классицизм: А.Ринальди, Ж.Б.Валлен-Деламот.

5. Строгий классицизм Д.Кваренги.

6. Стиль Ч.Камерона.

7. Своеобразие московского классицизма В.Баженова, М.Казакова.

8. Русский портрет первой половины XVIII в.

9. Стилевое своеобразие портретов Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского.

Литература

1. Алленов М.А. История русского искусства XVIII – нач. ХХ в. М., 2008.

2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

3. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. М.,2003.

4. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. М., 2001.

5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 2002.

6. Уч.-методич.газ. «Искусство»: 2006№11(Растрелли), 2007№9(Рокотов), 2008№20(архитектура Петербурга).

Тема 14. Искусство XIX века

1.Классицизм, романтизм, реализм в западноевропейском искусстве XIX века. Вопросы коллоквиума

Цель – раскрыть стилевое своеобразие западноевропейской живописи и скульптуры XIX в. до импрессионизма

Задачи – проследить стилевую эволюцию скульптуры XIX в.

- сравнить творчество мастеров классицизма, романтизма, реализма

- выявить новаторство романтического и реалистического искусства

- сравнить романтический и реалистический пейзаж

- определить разновидности реалистического искусства XIX в.

1. Назовите важнейших представителей в скульптуре XIX в. классицизма, романтизма, реализма и их произведения.

2. В чем состоит новаторство О. Родена в скульптуре «Граждане Кале»?

3. С какими худож. движениями связана скульптура О. Родена?

4. В чем проявляется консервативная направленность живописи Ж.О.Д. Энгра?

5. Найдите черты романтизма и реализма в его творчестве.

6. В чем заключается трансформация исторической живописи в эпоху романтизма, назовите причины этой трансформации именно во французской живописи?

7. Дайте анализ картины Т. Жерико «Плот «Медузы».

8. Назовите самые новаторские работы Э. Делакруа и раскройте новаторство художника.

9. В чем состоит новизна техники Делакруа?

10. В каких областях живописи больше всего работал поздний мастер – после 40-х г.?

11. Сравн. манеру Энгра и Делакруа – двух крупнейших франц. художников первой пол. XIX в.

12. Расскажите о разновидностях романтического пейзажа и его тематических задачах.

13. С каким движением связано обновление религиозной и мифологической живописи в эпоху романтизма?

14. Раскройте новаторство техники прерафаэлитов.

15. Опишите их новаторские религиозные композиции.

16. Какая тема доминирует в живописи Д.Г. Россетти?

17. Чем занимались художники в объединении «Моррис и компания»?

18. Расскажите об исторических разновидностях реалистического искусства.

19. Назовите причины возвышения реализма в новоевропейском искусстве и вехи его становления.

20. Назовите с примерами важнейшие типы реализма в искусстве XIX в.

21. Раскройте специфику бидермейера.

22. В чем своеобразие реализма А. Менцеля?

23. В чем своеобразие реализма О. Домье? Почему его сравнивали со значением Бальзака в литературе?

24. Раскройте тематическое своеобразие живописи Фр. Милле.

25. Как понимал реализм Г. Курбе? Какой образ художника он утверждал в своем творчестве? В каких картинах?

26. Раскройте новаторство картины «Похороны в Орнане».

27. Чем реалистический пейзаж отличается от романтического? Назовите основоположников пленэрной живописи и способы их творчества.

Литература

1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.,2007.

2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Уч. пос. М.,2004.

3. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века: Классицизм, романтизм. СПб., 2005.

4. Романтизм. Энциклопедия. М., 2001.

5. Уч.-методич.газ. «Искусство»: 2004№23(Роден), 2004№21,22 (Энгр),2005№14 (Делакруа), 2006№18 (Фридрих), 2005№20(Прерафаэлиты), 2008№21(Домье).

Тема 15. Классицизм, романтизм, реализм в русской живописи XIX века.

Вопросы коллоквиума

Цель – рассмотреть историческое и стилевое своеобразие русской живописи XIX века

Задачи – сравнить творчество крупнейших портретистов

- выявить типы портрета русской живописи XIX века

- рассмотреть эволюцию бытового жанра

- дать анализ шедевров русской живописи XIX века

- выявить новаторство художников-передвижников и своеобразие их демократического реализма

- проследить эволюцию жанров в русской живописи XIX века.

  1. Раскройте стилевое различие между портретами О.Кипренского и В.Тропинина.
  2. Сравните бытовой жанр А.Венецианова и П.Федотова.
  3. Живопись К.Брюллова: стилевое и жанровое своеобразие. Анализ картины К.Брюллова «Последний день Помпеи».

- найдите черты романтизма и классицизма (академизма);

- в чём заключается аллегорический смысл картины?

- отзывы о картине деятелей русской культуры.

  1. Живопись А.Иванова. Найдите черты романтизма и классицизма в картине А.Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Анализ картины «Явление Христа народу».

- раскройте новизну А.Иванова в обращении к религиозной теме;

- определите темы картины;

- как эти темы воплощаются в композиции картины?

  1. Раскройте эволюцию жанровой живописи В.Перова.
  2. Движение Передвижников: с какими событиями связано рождение движения; назовите инициаторов движения, теоретиков, меценатов. Раскройте своеобразие бытового жанра Передвижников: примеры социальной остроты, знания жизни народа, примеры монументализации жанра, картины-новеллы.
  3. Живопись И.Репина. Как по-новому воплощается тема народа в живописи И.Репина? Раскройте новаторство И.Репина в картине «Крестный ход в Курской губернии». В чём заключается своеобразие И.Репина-портретиста?
  4. Портрет в живописи Передвижников: какие два типа портретной живописи характерны для русской реалистической живописи? Назовите важнейшие портретные работы В.Перова, И.Репина, И.Крамского, Н.Ге, Н.Ярошенко.
  5. Библейские сюжеты в изображении Передвижников. Определите тему картины И.Крамского «Христос в пустыне». В чём своеобразие обращения к библейской теме В.Поленова («Христос и грешница»)?
  6. Библейские сюжеты в живописи Н.Ге. В чём состоит новаторство Н.Ге в обращении к теме «тайной вечери»? Раскройте своеобразие «страстного цикла» Н.Ге.
  7. Историческая картина до Сурикова. Определите тему исторической работы Н.Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея»? Раскройте тематику исторических картин И.Репина.
  8. Раскройте темы «трагической трилогии» В.Сурикова. Как эти темы воплощаются в композиции картин?
  9. Раскройте темы «эпической трилогии» В.Сурикова.
  10. Кто является основоположником русского национального пейзажа, раскройте своеобразие его пейзажных работ. Живопись мастеров лирического и эпического пейзажа. Кто является основоположником пленэрного пейзажа? Анализ его работ.
  11. Определите важнейшие типы пейзажной живописи И.Левитана: примеры лирического, эпического, драматического, социального, философского, пленэрного пейзажа. Природа в изображении И.Левитана.

Литература

1. Алленов М.А. История русского искусства XVIII – нач. ХХ в. М., 2008.

2. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. М.,2003.

  1. Манин В.И. Пейзаж. Русская живопись. М., 2001.
  2. Петрова М. «Светлое возрождение русской живописи»: «Последний день Помпеи» // Москва. 2007. №3.
  3. Сидоров В. Грачи прилетели // Художник. 2005. №1. С.24-28.
  4. Сысоев В. Мастер большой картины (И.Репин) // Там же. С.2-21.

Уч.-методич.газ. «Искусство»: 2008№19(Кипренский), 2005№2(Брюллов), 2008 №24(Репин), 2006№5(Суриков), 2007№8(пейзаж), 2008№1(Саврасов),

Практическое задание (ПЗ): устный ответ на семинаре(коллоквиуме) Задания для самостоятельной работы (КСР):

-эл.презентация.

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО

Протоколом заседания кафедры

культурологии и литературы № от

Правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения

студентов историко-филологического факультета по курсу Мировая художественная культура на 2 сем. 2009/2010 уч. г.

Вид работы Количество баллов
Текущий контроль 1 (устный ответ на к/в к темам 1-15)-15х3 балла 45
Текущий контроль 2 ( тесты по темам 3-8 и 16-20, коллоквиум по иллюстрациям) 3х5 баллов 15
Премиальные баллы:
Активность на занятиях (дополнения, уточнения, исправления устного ответа товарища, участие в дискуссии, контрольном опросе) 15х2 балла 30
Контроль самостоятельной работы (реферат + эл.презентация) 10
Итого 100
Штрафы:
Рефераты по всем пропущенным семинарским занятиям 45
Итоговый контроль (экзамен) 30
Рейтинговая оценка по дисциплине максимум 100 баллов

Приложение 2

Критерии оценивания устного ответа

Критерии Количество баллов
Студент полностью ответил на вопрос (выполнил задание), сумев соотнести вопрос (материал задания) с планом практического занятия, выдвигая и обосновывая необходимые тезисы и аргументы, обнаруживая высокий уровень владения художественными понятиями, уместно применяя их при анализе материала. Студент свободно владеет литературной речью, не допускает речевых ошибок, демонстрирует знание истории искусства. Ответ логично структурирован, без нарушений внутри смысловых частей высказывания, в конце даются четкие и обоснованные выводы. Студент свободно владеет материалом. а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свою позицию с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют 3
Студент ответил на вопрос (выполнил задание), сумев в основном соотнести вопрос (материал задания) с планом практического занятия, обнаруживая хороший уровень владения художественными понятиями, но не всегда правильно применяя их при анализе истории искусства. В ответе допушены 1-2 фактические ошибки. Студент свободно владеет литературной речью, но допускает 1-2 речевые ошибки. Ответ логично структурирован, с выводами, но имеет несущественные неточности. Ответ в необходимом, заданном объёме. 2
Студент в целом ответил на вопрос (выполнил задание), но обнаружил недостаточный уровень владения художественными понятиями, допуская ошибки в их толковании и в практическом применении при анализе истории искусства. В ответе допущены 3-4 фактические ошибки. Рассуждения достаточно поверхностны, в них допущены 3-4 речевые ошибки. Ответ отличается недостаточной последовательностью и логичностью, нет выводов. Ответ фрагментарный. 1

Приложение 3