Клинические отчеты Фрейда представляют собой блестящие описания, в которых он отмечает мельчайшие особенности в невербальном языке своих пациентов. Это он писал: "Имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит и убеждается, что нет такой тайны, которую бы мог скрыть простой смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается кончиками пальцев. Из всех пор рвется наружу признание. Поэтому задача заключается в том, чтобы увидеть самое сокровенное и разгадать его". Пока мы живы, душа и тело едины. Тело влияет на душу человека, а душа очень интенсивно влияет на тело.
Представьте себе на мгновение марионетку, движения которой управляются только при помощи ниточек. Вздрогнут ниточки - вздрогнет тело, если ниточки запутаны, то в движениях тела наблюдается непорядок. Причины поведения тела возникают главным образом в центре. Пока наши мысли настроены на дружеский лад, выражение лица у нас дружелюбное, и наоборот.
Речь раздвоенного языка и неспокойных ног
Язык может лгать, тело же - нет. Карл Май вкладывал в уста Виннету еще и такое замечание: "Он говорит раздвоенным языком". Язык тела - это универсальный язык человечества. В среде любого уровня культуры улыбающееся лицо - это признак радости или счастья. Плачущее лицо - признак боли или горя. Об этом и стихотворение Мирзы Шаффи:
На каждом лице - истории явный след,
Гнева, любви, страданий, прожитых лет,
Внутренняя сущность хозяина здесь видна,
Но возможность читать ее не каждому свыше дана.
Насколько пристально наблюдаете вы за окружающим вас миром? Сильные личности гораздо чаще задумываются о реакции окружающих их людей. Они чувствуют и ощущают, что происходит в душе другого человека, и в соответствии с этим ведут себя сами. Поэтому, если я замечаю, что мой собеседник нервничает, я пытаюсь его успокоить. Если он невнимателен, я не стану ему в этот момент излагать важные для меня мысли, а подожду более благоприятной возможности.
Что тело отражает душевное состояние человека, я осознал еще много лет назад в ходе семинаров по ораторскому искусству. Ноги человека, выступающего на трибуне, ясно показывают, что он переживает в душе.
Многие люди стараются следить за выражением своего лица и за речью, но их выдают ноги! Ноги - это наши корни, они наше подсознание. Можем ли мы от него убежать?
Горит ли у нас земля под ногами? Перескакиваем ли мы с одной точки зрения на другую? Или мы непреклонны? Стабильно ли наше положение? Способны ли мы переносить нагрузки? Или же избегаем их даже в мелочах? Продвигаемся ли мы в жизни или тащимся в хвосте?
Понаблюдайте внимательно как-нибудь за окружающими, посмотрите за их ногами, за способом их движения. Но не только у других людей. Во время своих наблюдений всегда помните о старом изречении: "Знание людей ведет к познанию самого себя, познание самого себя ведет к знанию людей".
На своих семинарах по риторике я обращаю внимание не только на умение убедительно аргументировать, но и на умение показать свою позицию. Человек, который имеет свою позицию, должен показать это и с помощью своих ног, продемонстрировать, что он уверен в себе и непреклонен. Так, например, как Мартин Лютер 12 проявил это очень определенно перед рейхстагом в Вормсе, когда воскликнул: "Я здесь стою! И я не могу иначе!"
Наше тело отражает наш внутренний мир
Виртуозом в области невербального языка является Сэми Мольчо. Он вышел с театральных подмостков, точнее говоря, он занимался пантомимой. Именно оттуда он почерпнул свои удивительные знания, умения и способность проникать в суть вещей. Чего только не замечает его натренированный глаз, это околдовывает.
Изучая этот удивительный язык мимики и жестов, полезно представить себе, что вы артист и вам нужно сыграть роль нищего. Попробуйте хотя бы один раз, как бы плохо это у вас ни получилось, перевоплотиться в эту роль. Или, скажем, сыграйте ради шутки роль обиженного судьбой человека. Вы сразу же поймете, что каждая роль имеет свое собственное особое выражение. Поведение храбреца совершенно отлично от поведения труса, поведение своенравного - от поведения покорного. Движения отвергнутого отличаются от движений любимого.
При посещении театра используйте свою наблюдательность, чтобы определить, соответствует ли содержание форме.
Как ведет себя темпераментный обольститель, слуга, обманщик, побежденный, влюбленный? Как двигается король? Действительно ли он король? Цезарь, Наполеон? Такой поход в театр определенно станет для вас еще более интересным. И, возможно, вам удастся немножко лучше понять себя, свою жизнь и образ мыслей. Все мы находимся на сцене и играем свою роль. И только тогда мы можем быть признаны нашими партнерами по игре и публикой, если наша игра убедительна.
Понимать, постигать, запоминать, освобождаться, проявлять себя, скрываться, утаивать - наблюдаем за руками
Приходилось ли вам когда-нибудь с трепетным вниманием изучать картины Альбрехта Дюрера? Каким открытым взглядом должен был он наблюдать и изучать руки разных людей, чтобы затем так выразительно суметь передать их на своих картинах.
Что скрывают уста, выдают руки. Как мы настораживаемся при вялом рукопожатии. Люди, излучающие негативную энергию, часто даже не подозревают, что уже при пожатии руки они излучают негативную энергию. Точно так же, как индивидуален голос человека, индивидуальны движения его рук. Они могут быть мягкими, крепкими, жесткими, решительными или полными чувства. Используйте любую возможность, чтобы понаблюдать за руками пианистов, дирижеров, восточных танцовщиц, отличающихся большой выразительностью и разнообразием.
Смотрите в лица, чтобы научиться "узнавать” их.
Ни один человек не может сделать так, чтобы на протяжении длительного времени его лицо не отражало его внутреннюю жизнь. Какими холодными и какими сияющими могут быть глаза! Какими сжатыми или мягкими могут оказаться губы человека!
Излучение, которое вы воспринимаете от других, воспринимает также и от вас ваш собеседник. Нельзя видеть душу человека, однако его тело разговаривает языком души. Благодаря этому нас можно понять, узнать, "раскусить". Воспользуемся же смело возможностью познать самих себя и других людей.
Знаете ли вы, какую роль мы играем сознательно или неосознанно на этой Земле? Являемся ли мы талантливыми артистами или великими притворщиками? А может быть, вы исполняете роль угнетателя - человека, который постоянно подавляет свою собственную личность и сам препятствует раскрытию своих способностей и жизненного предназначения.
Теперь вы поймете, почему я настоятельно обращаю ваше внимание на магию зеркала. Зеркала ставятся не для повышения тщеславия, они являются ценнейшим инструментом самопознания. Но вы учитесь не только познавать самого себя, но и переносить самого себя. С этим автоматически укрепляются ваше желание и способность улучшить себя, дальше и глубже совершенствоваться. Наше тело показывает путь. Вы начинаете открывать себя. Ибо зеркало непрерывно призывает вас к тому, чтобы вы сняли маску. Будь тем, кто ты есть в действительности.
Тело - зеркало нашей души и носитель нашей жизни
Отсюда понятно, что можно формировать и образовывать внутреннего человека, исходя из его тела. То есть воздействовать можно как изнутри, так и снаружи. Конечно, такое позитивное формирование происходит не моментально. Поэтому наше сидение перед зеркалом является постоянным упражнением. Все, что живет, постоянно развивается. И если мы хотим сознательно воздействовать на свое развитие, мы должны неустанно работать над собой. Работа перед зеркалом оказывает воздействие на самые сокровенные уголки души.
Тренирующийся перед зеркалом узнает о своих внешних и внутренних способностях. Он начнет ощущать и чувствовать самого себя в своем отражении. Он почувствует, как ярко горит в нем пламя жизни. Станет чувствительнее воспринимать напряжение и разрядку. Отрешенность и свободу. Чувство свободы и расслабления придет само по себе.
Таким образом наше сознание и подсознание будут готовиться к восприятию всего позитивного. Поэтому не откладывайте свои добрые намерения, немедля приступайте к упражнениям. Тренировка по самовнушению утром и тренировка с зеркалом вечером. Только благодаря упражнениям вы станете творцом своей жизни.
Сядьте на стул перед самым большим зеркалом, которое только есть у вас в доме. Хорошо бы, чтобы вы видели себя в нем полностью или, по меньшей мере, до пояса. Позаботьтесь о том, чтобы вам не мешали, и теперь смотритесь в зеркало!
Когда вы были в последней раз по-настоящему счастливы? Когда испытывали блаженство? Были на седьмом небе от счастья?
Где?
С кем?
Почему?
Погрузите зонд своего духа в воспоминание и ответьте на приведенные выше вопросы. Письменно, пожалуйста!
Можете ли вы с ходу назвать несколько счастливых дней или вам трудно отыскать в своей жизни приятные воспоминания? Прошло ли с той счастливой минуты больше месяца? Да? В таком случае самое время обратиться к зеркалу!
"Когда человек рассматривает себя в зеркале, оно внушает ему определенные мысли, которые должны контролировать и очищать его. Зеркало устанавливается не для того, чтобы человек рассматривал свою внешность, а для того, чтобы проникал в свою внутреннюю сущность".
Еще в эпоху эллинизма говорили о волшебном зеркале Александра Македонского, в котором можно было все увидеть: что было - что есть - что будет. Это околдовывающее действие зеркал. Понаблюдайте за тем, как человек реагирует, когда видит свое отражение в большом зеркале или стекле витрины.
Мужчины поправляют галстук и подтягивают живот, женщины взбивают прическу, поправляют юбку, освежают макияж. Люди обоих полов невольно подтягиваются и идут во всяком случае в течение нескольких мгновений более легкой походкой.