Смекни!
smekni.com

по предмету ''Зарубежная литература'' Студентки второго курса вечернего отделения (стр. 1 из 3)

Автор и герой в “Исповеди” Руссо

Реферат по предмету ''Зарубежная литература''

Студентки второго курса вечернего отделения

Факультета журналистики МГУ

МГУ 2002 Москва

По мнению известного французского писателя и критика Андре Моруа, Руссо относится к числу тех писателей, о которых можно сказать: “…без них вся французская литература пошла бы в другом направлении…” “Исповедь”, по мнению критиков, не потеряла свою гениальную актуальность в отличие от нескольких других, тоже известных, произведений Руссо.
”Исповедь” Руссо – навсегда живое, поразительное предвосхищение аналитической прозы. Исповеди – это уже почти всегда литература, предполагающая читателей в будущем или в настоящем, своего рода сюжетное настроение образа действительности и образа человека. Динамика поступательная сменяется динамикой ретроспективной. Читатель проходит сквозь жизнь персонажа, в котором почти неразделимо переплетаются характеры автора и героя книги.

Авторский образ, как известно, не обязательно состоит из личных черт биографических событий, по вымыслу, материалом служит общее, историческое, но обязательно ставшее фактом личного духовного опыта. Без этой подлинности внутреннего опыта духовности быть не может, а есть только мертвая словесная шелуха. Сознательное отношение к проблемам моделирования личности началось с романтизма и обусловлено было романтическим ее пониманием.

Эта книга, несомненно, вышла за рамки биографии. Задуманная, как анализ человеческой души, она в то же время прокладывала пути социально-психологического романа 19 века.

Потребность в само изображении Руссо определил в письмах к Мальзербу от января 1762 года, где признается: ''я слишком люблю говорить о себе”. “Почему возникло у него обостренное чувство говорить о себе?” – спрашивает Верцман и дает пространное объяснение этому явлению, без которого и не существовало бы выдающегося творчества Руссо. “В юности подмастерье, лакей, затем гувернер, учитель музыки, позднее выдающийся писатель, философ, композитор, сотрудник Энциклопедии, в последние годы полунищий переписчик нот, отшельник, новоявленный Диоген, Руссо всегда окутан облаком воспоминаний о своей Родине, о своем детстве без родителей, о бегстве от хозяина-гравера, о приключениях новообращенного католика, о более чем десяти годах жизни у приютившей его женщины, в доме которой он самоучкой приобрел обширные знания – в философии, музыке, в политической теории, о многодневных путешествиях с ночевками в деревнях и лесах, о размышлениях, почему столько неблагополучия в мире. Рафинированная культура салонов, прячущая от глаз грубейшую феодальную эксплуатацию, стремления народных масс к изменению порядка вещей, но и недоверие их на первых порах к освободительной деятельности просветителей – все коснулось Жан-Жака, все оставило на нем следы.” Что за натуру создала такая жизнь? Натуру, которая на первый взгляд шокирующе противоречива, а если всмотреться внимательнее, удивительно цельная. Вот, что пишет Руссо о себе в ''Исповеди”. Это комментарий души, поэтому ошибки памяти здесь не могут повлиять на искажение восприятия. “…Я хочу и не хочу, я чувствую себя одновременно рабом и свободным, я вижу добро и люблю его, я делаю зло; я активен, когда слушаюсь разума, пассивен, когда страсти увлекают меня…” И тем не менее, Занадворова пишет: ''Жан Жак необычайно целен…” Его личность выступает противоречивой потому, что в произведении заложен конфликт между личностью из народной среды и светскими, привилегированными кругами. Эта внешняя противоречивость обусловлена его плебейством, его осознанным стремлением защитить бедняков и гневным неприятием несправедливости. Но внутренний мир Руссо целен. Нравственность удерживает внутренний мир Руссо в этой цельности. Руссо глубоко нравственный человек. “Только забывая о себе, работаешь для себя.'' У Верцмана также читаем: “ Хаос разнородных мыслей и чувств… Стало быть никакой цельности характера? А все же есть она, иначе не могли бы говорить “о самобытности, своеобразии” Руссо.” Дело в том, объясняет он, что внешние влияния, которым он поддается, долго на нем не отражаются, и после всяких “толчков” возобновляется его “устойчивое состояние”. Руссо – “лучший из всех людей”. Он берет на себя дерзость не только заявить о том, что каждая индивидуальная личность — Вселенная, Руссо называет себя лучшим, ибо он должен быть лидером среди читателей, пока они сопровождают его на страницах романа. И гордость, и добродетель – текучи, они могут переходить одна в другую. Да и гордость бывает разная – от низкой спеси до удовлетворенности лучшими возможностями своего духа. Это и вызов обществу. Он — человек из народа — лучший. Прежде чем продолжить изучать эту неординарную личность, попытаемся найти, в чем же различие героя и автора, и как оно проявляется на страницах произведения.

У Верцмана читаем: ''Итак, в авторе – он же и герой “Исповеди” – противоположные начала действуют то сообща, то врозь, то совсем на время изгоняя одно другое. '' Книга Гаэно*, посвященная сличению “Исповеди” с перепиской Руссо, неоднократно “уличает” Руссо вольных и невольных отступлениях от истины, начиная от хронологических ошибок и кончая истолкованием характеров, поступков, отношений. У самого Руссо: ''Я могу перепутать факты, изменить их последовательность, перепутать числа, -- но не могу ошибиться ни в том, что я чувствовал, ни в том, как мое чувство заставило меня поступить… Дать историю своей души обещал я, и, чтобы верно написать ее, мне не нужно документов, -- мне достаточно, как я делал это до сих пор, заглянуть поглубже в самого себя”. При этом Руссо намечает ход от внутренних состояний к внешним возбудителям, от чувств к событиям. Изучая движения души, он по психологическим последствиям восстанавливает вызвавшие их фактические причины. И он понимает, что подобная реконструкция может быть лишь приблизительной. “Исповедь” предназначена была разрешить определенные задачи. Не входившее в эти задачи отбрасывалось. Итак, ''Исповедь'' рассказывает о подлинных духовных событиях Руссо, но с его героем может происходить и то, что на самом деле с Руссо не было. К тому же, именно престарелый автор, а не герой, анализирует свои поступки. Автор и герой представляют собой центральный образ “Исповеди”, на котором сосредоточена творческая память Руссо, он сам объявил его образом уникальным – в первых же и столь знаменитых строках своих мемуаров: ''Я предпринимаю дело беспримерное, которое не найдет подражателя. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы, -- и этим человеком буду я. Я один. Я знаю свое сердце и знаю людей. Я создан иначе, чем кто-либо из виденных мною; осмеливаюсь думать, что я не похож ни на кого на свете.[1] Если я не лучше других, то по крайней мере не такой, как они. Хорошо или дурно сделала природа, разбив форму, в которую она меня отлила, об этом можно судить, только прочтя мою исповедь”.[2]

Чтобы лучше понять характер Жан Жака следует начинать анализировать его с начала, то есть с его детства.

В детстве страдания других волновали Жан-Жака больше собственных. ''Я стоил жизни моей матери, и мое рождение было первым из моих несчастий. Мне осталось неизвестным, как отец мой перенес эту потерю, но я знаю, что он остался безутешен.”[3] Вздохи, сопровождавшие ласки отца как только заходила речь о покойной матери, немедленно вызывали в нем отклик: ''Значит, мы будем плакать, отец''. Готовность Жан-Жака волноваться по каждому пустячному поводу объясняется и впечатлительностью его натуры, и положением сироты, которого обычно больше жалеют, чем любят, и средой скромных женевцев с их вкусом к трогательным женевским ситуациям. Еще ребенок, а уже способен терпеть физическую и нравственную боль ради других. ''Из всех даров, которыми наделило'' его ''небо, … оставили … только чувствительное сердце; оно принесло им несчастье и вызвало все несчастья…” его жизни. [4]

Однажды Жан-Жак заслонил своим телом наказываемого ударами палки старшего брата. На ситцевой фабрике пальцы Жан-Жака раздавило цилиндром машины; при виде отчаянья виновника – его кузена – он выдал рабочим случившееся за собственную неосторожность. Во время игры приятель ударид его молотком по голове и пришел в такой ужас, что окровавленный Жан-Жак обнял и успокоил товарища. ''Как я мог сделаться злым, имея перед глазами только примеры нежности и видя лучших людей на свете вокруг себя?''[5] – спрашивает Руссо. В детском уме его, читавшего вместе с отцом своим Плутарха, сложился идеал античного героя: Муций Сцевола в плену сжег свою руку, чтобы доказать стойкость римлян, а маленький Жан-Жак протянул свою руку над пылающей жаровней, к ужасу всех бывших тогда в комнате.

Помимо “врожденного чувства справедливости”, Жан-Жак получил в своей семье “здоровое и разумное воспитание”; несмотря на отдельные ошибки его родных, никогда он ''не был ни свидетелем, ни жертвой каких-либо злобных чувств''. Семье своей Руссо обязан ''гордым и нежным сердцем, послушным нравом”, склонностью к “римской суровости” и в равной степени к невинным детским забавам.

И все-таки ''порча'' Жан-Жака началась еще в детстве, когда его ни за что обвинили в поломке гребня и высекли. Скажи он, что виновен, его бы не тронули, но он молчал, потому что вины за ним не было, взрослым же казалось, что это ''дьявольское упрямство''. Пятьдесят лет спустя Жан-Жак рассказывает: ''Мне легче было умереть, и я решился на это.'' Навсегда он запомнил свое переживание. С этого момента в сердце мальчика вторглось зло, честный нрав мальчика начал портиться. По-другому относится он к своим воспитателям. Его теперь отличает скрытность, а в ней есть уже зачаток порока. То был первый крах иллюзий: ''И вот пришел конец моей ясной детской жизни. С этого момента я перестал наслаждаться невозмутимым счастьем, и даже теперь чувствую, что воспоминания о прелестях моего детства на этом кончаются… Мы переживали то, что переживал первый человек, еще не изгнанный из рая, но уже переставший наслаждаться им: все было как будто прежним, но на деле жизнь пошла совсем по-другому.”[6]