Смекни!
smekni.com

«Творческая лаборатория в учебной деятельности гимназии» (стр. 3 из 7)

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядным и интересным. Использование ИКТ позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика; повышать качество обучения предмету; отражать существенные стороны объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

К наиболее эффективным формам представления учебного материала следует отнести интерактивные приложения разработанные в виде игры. Данная форма позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия у учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации, прежде всего, в формировании у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде интерактивного приложения сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию. Использование интерактивных приложений позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиции целостности. Использование интерактивных приложений целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

1.1.3. Компьютерные игры как метод активизации учебно-познавательной деятельности

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям, стремление преодолевать трудности.

Во время игры дети, как правило, усидчивы и дисциплинированы. Увлекшись, дети замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, что бы не подвести товарищей.

Игры очень хорошо уживаются с «серьезным учением». Включение игры в урок делает процесс обучения занимательным, интересным, создает доброе рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

В настоящее время рынок наполнен многообразием обучающих компьютерных программ. Однако, среди них практически не встречаются обучающие в увлекательной форме программы для изучения предметов или программных сред. По данным различных исследований школьникам не интересен «сухо» изложенный материал, и большинство из них, к сожалению, вообще не интересуются различными программными средами. На сегодняшний день подростков больше интересуют компьютерные игры, не всегда благотворно влияющие на интеллектуальное развитие и психику подростков. Поэтому перед педагогами часто стоит нелегкая задача разнообразия и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся. Одним из решений проблемы является разработка интерактивных приложений в игровых формах.

1.2. Психолого-педагогическая деятельность разработки проекта

1.2.2. Оценка и развитие креативных способностей учащихся.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессе установления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестирования зна­чительно сдерживалось неопределенностью самого по­нятия творчества и его критериев.

В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) учащихся наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Последняя создана на базе креативных тестов Гилфорда.
Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона (Приложение № 1).

Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.

По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.

На практике наибо­лее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта ха­рактеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводит­ся на основе методик Торренса (1966).

Этот тест Торренса является невербальным и охва­тывает такие параметры мышления, как беглость, точ­ность, воображение и оригинальность. Тест предназна­чен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование кар­тин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изо­бражений.

Использование данных методик значительно облегчает организацию работы творческой лаборатории.

1.2.1. Оценка профессиональной востребованности

Рост безработицы в России, начавшийся после августовского кризиса 98-го года, начинает сбавлять обороты. Спрос на рабочую силу высок как никогда, в стране открываются сотни кадровых агентств. Мы предлагаем вам рейтинг самых популярных и востребованных профессий, составленный по результатам работы кадровых агентств за последние 2 года.

Согласно базе интернет-сайта Headhunter.ru, самыми востребованными являются технические специалисты из области информационных технологий и телекоммуникаций – в базе более 4 тыс. вакансий.

Немаловажное значение занимают такие специальности как: программисты, web-дизайнеры, ведущие электронных проектов. В их обязанности входит создание программ и сайтов, разработка художественно-конструкторских проектов, работа с графикой, системное администрирование и т.д. Приветствуется опыт работы, а для дизайнеров – портфолио. Зарплата: $500-1500.

Одной из главных задач обучения информатики и ИКТ является приобретение опыта практической работы учащимися. Именно такой опыт учащиеся получают при работе в творческой лаборатории, создавая себе портфолио.

При изучении перечня специальностей предлагаемых ВУЗами города и информации о поступлении выпускников гимназии в ВУЗы было установлено, что специальность дизайнера пользуется популярностью и не может обходиться без изучения компьютерной графики.

Глава 2. Реализация проекта в учебной деятельности гимназии.

2.1. Методика реализации проекта в учебной деятельности гимназии

2.1.1. Организация деятельности участников творческой лаборатории

Занятие представляет собой теоретическую и практическую части.

На занятиях творческой лаборатории учащимся предоставляется индивидуальное рабочее место (компьютер), мультимедийная установка, графический планшет (используется при необходимости), наушники с микрофоном, видеокамера, штатив, фотоаппарат. Электронные приложения к уроками с графической информацией, «исходниками» для практической части занятий, музыкальными подборками, звуками.