Можно предложить, например, и следующий удачный грамматический образ для артикля — это "липучка", которая, соответственно, липнет к слову-предмету.
Хочется привести еще один очень интересный пример, каким образом с помощью сказочных образов можно объяснять учащимся грамматику. Это будет отрывок из книги Л.В. Гопаненко, в которой образно и уникально просто изложены основные грамматические категории, раскрыты правила их употребления, показаны их функции.
«Будущее, как правило, рисуется нам светлым и прекрасным, но всегда ли это так? Как много сил, энергии и средств теряем мы на, в большинстве своем, бесплодные попытки хоть одним глазком заглянуть в личную и общественную будущность, предугадать ход того, что еще не стало объективной реальностью, а является лишь эфемерным плодом такой совершенно нематериальной субстанции, как Воображение.
С чего бы это вашего проводника потянуло вдруг к "воде", да еще в мистических красках с минорными тонами. Все дело в том, что главным героем данной главы станет совершенно мистическая личность, таинственный глагол-призрак, обиталищем которого может запросто стать любой замок Королевства Английской Грамматики (АГ). Его беспокойная тень денно и нощно (по большей части, конечно, нощно) бродит от графства к графству, от замка к замку, с незапамятных времен став одной из самых загадочных грамматических достопримечательностей здешних мест. Как ни странно, но именно в компетенции бесплотной тени глагола-призрака Will (частенько — `ll, изредка — shall) находится образование вполне реального — видимого, слышимого и осязаемого — грамматического Будущего времени (Future Tense). Наиболее распространенной формой появления Will "на людях" (в разговоре) является его до предела укороченный вариант `ll (два "кола"); форму же Shall я предлагаю не рассматривать вовсе, ибо в таком виде наш герой появляется в последнее время крайне редко.
Поговаривают, что Will — это не то не родившийся на свет сын короля to be, не то — безымянный королевский рыцарь. Вот почему Will является непременным атрибутом всех грамматических будущих времен, где он ждет и надеется наконец-то воплотиться в телесах. Если читателей все же интересует хоть какой-то перевод Will на русский язык, спешу их разочаровать: его переводного аналога у нас нет! Увы, таков удел глагола-призрака (точнее, глагола-признака), известного также в мире официальной грамматики как вспомогательный глагол будущего времени. Роль его в предложении очень и очень велика, так как именно присутствие Will "узаконивает" принадлежность данного высказывания к грамматическому Будущему времени.
В Future Simple (в Будущем Простом времени) используются глаголы первой формы (см. любой англо-русский словарь). Эта форма появляется в тот момент, когда рыцарь снимает инфинитивный шлем с надписью to:
To help – help, to go – go, to love – love,…
Какие переводные "ловушки" таит в себе данное грамматическое время? А вот какие:
Я буду ждать тебя. ~ Я подожду.
Я буду помогать тебе. ~ Я помогу тебе.
Обратите внимание на знак примерного равенства ~, который на данном этапе я с известной натяжкой ставлю между двумя этими предложениями, имеющими, надо признать, некоторые грамматико-смысловые различия при их более "глубоком" переводе на АЯ. Однако сейчас речь идет о другом. Дословный лексико-грамматиче-ский перевод на АЯ предложений "Я буду ждать тебя/ Я буду помогать тебе", чреват рождением мутантов "I will be to wait уоu/ I`ll be to help you.
При переводе предложений подобного рода (да и всех остальных тоже) ориентироваться следует не на грамматическую кальку (дословность), насильно втискивая "бедолаг" в уже известные вам правила английского языка, а на соответствующий моменту Правильный Ключ:
I`ll wait for you \ I`ll help you.
Однако довольно с вас грамматических страшилок. Только твердо помните, что глагол-призрак Will, лишенный горячего сердца, никогда не может быть единственным спутником Подлежащего, такой союз в Королевстве АГ — НЕДОПУСТИМ. В таких предложениях непременно должен присутствовать настоящий рыцарь с горячим живым сердцем.
I will be there. — Я буду там.
They will be happy. — Они будут счастливы.
... И все-таки, ребята, будущее — как грамматическое, так и вообще — светло и прекрасно. В особенности, если знаешь, как его строить. На этой оптимистической ноте идем дальше, где нас ждет...».
Вот такую интересную и необычную сказку рассказывает Л. В. Гопаненко.
Для работы с модальными глаголами она предлагает следующие "легенды":
Must — рыцарь без страха и упрека. Глагол весьма крутого нрава. Категоричен, не терпит возражения. Любит начальственный тон. Исповедует принцип: "Сказал — отрезал". Шутливое прозвище при дворе Его Величества — "Солдафон". За особые заслуги перед грамматическим Отечеством имеет две привилегии:
1. При наличии присутствия Его Светлости Герцога Must в предложении Черный Рыцарь (глагол) обязан в знак уважения к заслугам столь высокой особы снимать свой инфинитивный шлем to.
2. На королевской службе, на пирах и балах Его Светлость Герцог Must имеет привилегию обходиться без каких бы то ни было окончаний.
В целях ограничения влияния Герцога Must на грамматический уклад жизни Королевства АГ ему запрещено появляться в предложениях Прошедшего и Будущего времени в значении "должен".
Should — утонченная натура. Мягок и галантен по природе. Избегает .категоричности в суждениях. В отличие от родного брата, Герцога Must, Герцог Should предпочитает обходиться без приказного тона во взаимоотношениях с подчиненными. На службе и в быту следует принципу: "Всем следует делать то, что следует". При дворе Его Величества слывет большим интеллигентом. Воспринимает все происходящее в жизни, как само собой разумеющееся.
Ought — Замкнут. Крайне редко появляется при дворе. Обладает развитым чувством долга. Шутливое прозвище — "Моралист". Имеет привилегию везде и всюду обходиться без каких бы то ни было окончаний.
С моей точки зрения, если на уроках объяснять грамматику таким образом, то ученики будут хорошо усваивать ее. Они будут ждать следующего урока, чтобы услышать новую сказку про придворных Королевства Грамматики. Конечно, если каждый учитель хорошо подумает, то он сможет сочинить свою сказку, которая поможет его ученикам в правильном понимании грамматики иностранного языка.
Сказочная интерпретация грамматических явлений, употребление образных эпитетов позволяют наглядно представить абстрактные языковые понятия учащимся, при этом обостряется восприятие, улучшается запоминание. Таким образом, речь идет не только об использовании непроизвольной моторной памяти, но и об эмоциональном стимулировании когнитивной сферы. Игровой подход основан на использовании интуитивно-образного, метафорического мышления, где основной прием — это выдвижение аналогий: образных, личностных, символических, фантастических.
Думается, что нужно уводить учеников в сказочную страну, чтобы изучение иностранного языка было для них не только полезным, но и увлекательным.
5. Ролевые игры на уроках иностранного языка.
В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения.
К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упражнения типа "прочитай по ролям, инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, а подобные инструкции можно встретить во всех учебниках иностранного языка, так как именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. Являясь учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе, ролевые игры легко вписываются в урок и, кроме всего прочего, доставляют учащимся неподдельное удовольствие. Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений.
5.1. Виды ролевых игр.
Существуют следующие виды ролевых игр:
1) Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста.
В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры (опоры можно заранее заготовить на карточках и раздать учащимся). Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов, диалог этот может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости учитель может давать инструкции по ходу ролевой игры.
Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учеников сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам — взять у него интервью. Причем ученики-репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие их интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответе на эти вопросы. Как и в первом случае, учитель может давать инструкции, помогая учащимся по ходу ролевой игры.