Смекни!
smekni.com

Аттестационная работа (стр. 6 из 7)

Ролевые отношения между участниками общения являются ос­новным параметром, определяющим характер ситуации.

5.4. Технология ролевой игры.

Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки.

Подготовка ролевой игры начинается с раз­работки сценария — условного отображения ситуации и объекта. За­тем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

2. Этап объяснения.

На данном этапе идет ввод в игру, ориента­ция участников, определение режима работы, формулировка глав­ной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся поста­новку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовлен­ные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за до­полнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащих­ся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.

3. Этап проведения.

Этап проведения — процесс игры. На этом этапе учащиеся ра­зыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

4. Этап анализа и обобщения.

По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмени­ваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достиг­нутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончатель­ный итог урока. При анализе обращается внимание на соответ­ствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

Технологическую схему ролевой игры можно представить сле­дующим образом:

Этап подготовки: — разработка сценария; — составление плана; — общее описание игры; — характерные особенности действующих лиц.
Этап объяснения: — ориентация участников; — определение режима работы; — формулировка главной цели; — постановка проблемы; — выбор ситуации; — работа с пакетом документов; — психологическая подготовка участников.
Этап проведения: — процесс игры.
Этап анализа и обобщения: — вывод из игры; — анализ, рефлексия; — оценка и самооценка работы; — выводы и обобщения; — рекомендации.

5.5. Варианты ролевых игр.

Элис О. Хэдли предлагает ролевые игры, основанные на так называемой "культурной капсуле", коротком описании, состоящем из 1-2 параграфов различий между культурными традициями род­ной страны и страны изучаемого языка, дополняемое фотография­ми, предметами.

Автор предлагает следующие варианты проведения ролевых игр на основе "культурной капсулы":

1. Ученики представляют ролевые игры, основанные на "капсу­ле", с ситуациями или сценарием, подготовленным учителем.

2. Группы учеников подготавливают ролевую игру, базируясь на информации, данной в "капсуле".

3. Отдельные ученики или группы пишут "культурные капсу­лы", на основе которых учитель разрабатывает ролевую игру.

4. Ученики самостоятельно пишут "культурные капсулы" и под­готавливают ролевые игры.

Данный прием, с точки зрения автора, помогает учащимся в интересной форме обнаружить различия и сходства в поведении в аналогичных ситуациях в двух культурах. Также такие ролевые игры являются эффективным средством развития коммуникативных уме­ний.

Но наиболее широко используемыми вариантами ролевых игр являются интервью и импровизация. Как считают С.Д. Крашен и Т.Д. Террел интервью — одна из самых простых форм проведения ролевой игры. В качестве основы для интервью может быть исполь­зован любой материал на иностранном языке.

Один участник игры исполняет воображаемую роль, предвари­тельно придумав "историю". Второй участник готовит интересные вопросы, которые затем задает в интервью.

Джек Ричарде и Дэвид Нунан предлагают записывать интервью на видеомагнитофон, для дальнейшего анализа ролевой игры с точ­ки зрения успешности общения.

Что касается импровизации, то Л.Г. Денисова считает данный при­ем эффективным при обучении иноязычному общению, так как импро­визация предполагает активную работу воображения школьников.

В инструкциях к данному виду ролевой игры дается недостаточ­но информации, фактов для проведения реалистичной ролевой игры. Участникам необходимо самостоятельно додумывать ситуацию и выбирать линию поведения.

М.Л. Вайсбурд и Л.Н. Пустосмехова рекомендуют использовать телепередачу как опору для организации ролевой игры на уроке ино­странного языка и дают технологию проведения данных ролевых игр.

Выбрав телепередачу с учебными целями, необходимо решить, какой ее аспект можно использовать как основу для ролевой игры: содержание передачи, ее форму или только персонажей. После ана­лиза проблем, которые будут обсуждаться, и определения темы ро­левой игры, учителю следует настроить школьников на вниматель­ный просмотр телевизионной программы, постараться запомнить (законспектировать, записать схематично или в виде плана), о чем пойдет речь.

Затем учитель совместно с учениками намечает общий ход игры:

1) распределяются роли;

2) осуществляется специальная языковая подготовка, в ходе ко­торой отрабатываются новые слова и выражения.

Следующий шаг — игра, которая при максимально точном сле­довании передаче занимает урок. Обсуждение ошибок и работа над ними, обмен мнениями, впечатлениями и анализ игры — занимают часть следующего урока.

Другие методисты, Е.Д. Матрон и Г.В. Яцковская, предлагают использовать ролевые игры в работе с газетой.

Проведение ролевой игры по общественно-политической тема­тике требует тщательной подготовки, которая должна включать раз­личные виды работ:

• адаптирование самими учащимися газетного материала, его анализ;

• комментирование и продуцирование текста на данную тему;

• умение вести диалоги и полилоги (например, репортажи, об­суждение).

Авторы подчеркивают, что в процессе такой подготовки зна­ния, умения и навыки учащихся ведут к новому единству — коллек­тивным согласованным речемыслительным действиям, которые со­здают условия для творческого общения и импровизации.

Хочется отметить, что работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, пар­ную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятель­ную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу.

По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конк­ретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель ком­ментирует выразительность ролевого поведения, а также инициатив­ность школьников на всех этапах игры.

Игровая форма обучения способствует использованию различ­ных способов мотивации.

1. Мотивы общения:

а) учащиеся, совместно решая задачи, участвуют в ролевой игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;

б) в ролевой игре, при решении коллективных задач, использу­ются различные возможности учащихся; учащиеся в практической деятельности на собственной опыте осознают полезность своих дей­ствий и действий своих товарищей по игре; они могут оценить насколько быстро соображают их партнеры, критически их оценива­ют; в игре ученики становятся осмотрительными, а порой и риско­ванными;

в) совместные эмоциональные переживания во время ролевой игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы:

в ролевой игре каждый ученик может проявить себя, свои зна­ния, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к дея­тельности и к играющим с ним другим ученикам.

3. Познавательные мотивы:

а) ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса; неудача воспринимается не как личное поражение, а элементарное поражение в игре и стимули­рует познавательную деятельность;

б) в игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность; мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

Обобщая сказанное выше, можно сделать выводы о том, что:

1) Ролевая игра — ситуативно-управляемое речевое упражнение, направленное на совершенствование речевых навыков и на развитие умения говорения. Являясь специфической организационной формой обучения общению, ролевые игры легко вписываются в урок.

2) Ролевая игра может использоваться при обучении иностранно­му языку школьников любого возраста. Для учащихся ролевая игра — это игровая деятельность, увлекательное занятие. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в об­щении на иностранном языке, обеспечивая личностную, познаватель­ную активность школьников, т.е. ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения на иностранном языке, так как она является подражанием действительности в самых существенных ее чертах и в ней, как в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнеров.

3) В ролевой игре партнеры вступают во взаимодействие, порой обсуждая те или иные проблемы и высказывая собственную точку зрения. Это может напоминать дискуссию, но ролевая игра корен­ным образом отличается от нее. Если в дискуссии проблема и пути ее решения просто обсуждаются, то в игре они не только обсуждают­ся, но и испытываются в "деле", воплощаясь в действиях и поступ­ках игроков на основе создания имитационной модели. Дискуссия "уступает" ролевой игре еще и в том, что вовлекает в активную де­ятельность лишь часть учеников класса, иногда большую, но все же часть. В то время как ролевая игра вовлекает в деятельность всех без исключения.