Смекни!
smekni.com

Методика расследования хищения нефтепродуктов (стр. 10 из 18)

Понимание следственной ситуации, предложенное В.К. Гавло, на мой взгляд, наиболее полно раскрывает ее содержание. По его мнению, «следственная ситуация - это обстановка расследования, характеризующаяся совокупностью фактических данных, имеющих существенное значение для уяснения произошедшего события, выдвижения и проверки версий, определения хода и состояния расследования»[54].

Исследование следственных ситуаций, предложенных выше, которые имеют место быть на этапе долследственной проверки в дальнейшем порождают иные уже следственные ситуации и следственные версии, реализация которых в рамках уголовного процесса, по своей сути и является осуществлением расследования уголовного дела.

Как показала проведенное исследование, в большинстве случаев распространена такая следственная ситуация, при которой лица не установлены и не задержаны, но о них имеется определенная материальная и идеальная информация. Менее распространена следственная ситуация, при которой лица установлены и задержаны, либо установлены, но не задержаны.

В ситуации, когда совершивший кражу нефтепродуктов преступник не задержан, но о нем имеется определенная информация, следователь должен сосредоточить свое внимание на выполнении таких действий:

во-первых, определяется крут обстоятельств, подлежащих установлению применительно к конкретному факту совершенной кражи нефтепродуктов. Это необходимо для формирования представления о произошедшем преступном событии;

во-вторых, проводится работа по сбору и закреплению доказательств, способствующих установлению преступников (осмотр места происшествия; допрос свидетелей; выемка предметов и документов);

в-третьих, планируется деятельность по отработке типичных версий, возникающих на данном этапе расследования. Как правило, это выражается в составлении согласованного плана проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Учитывая имеющуюся информацию о личности преступника, необходимо проводить:

- осмотр места происшествия;

- допрос свидетелей;

- выемку документов, подтверждающих факты хранения и транспортировки нефтепродуктов и отражающих возникновение аварийных ситуаций и факты падения давления;

- осмотр предметов и документов;

- обыски по месту жительства и работы подозреваемого (обнаружение похищенного, получение сведений о возможном местонахождении и т.д.);

- назначение экспертиз (нефтепродуктов и горюче-смазочных веществ, трасологической, исследования документов и др.).

Содержание указанной следственной ситуации уже предполагает наличие сведений о преступнике. Это могут быть данные о количестве лиц и наличии транспортных средств (в зависимости от оставленных следов, обнаруженных при осмотре места происшествия или показаний очевидцев); намерениях совершения повторных краж (признаки маскировки); типе похищенных нефтепродуктов (предположения о возможности использования в быту или необходимости дополнительной переработки, например, на минизаводах); о «квалифицированности» действий лиц при совершении кралей (например, конструкционно сложная «врезка» или «отвод», наличие следов применения специальных инструментов) и т.д. Эта информация может быть полезна при составлении «портрета» предполагаемого похитителя или при его поиске.

В рассматриваемой следственной ситуации особую значимость приобретают данные, получение в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, при совершении кражи на территории нефтебазы оперативно-розыскные мероприятия должны проводиться в среде следующих групп лиц: работники нефтебазы; водители транспортных средств, осуществляющих перевозку нефтепродуктов; сотрудников охраны нефтебазы. Основная цель здесь - получение информации о самом преступном событии и личности вероятных похитителей.

В следственной ситуации, когда имеются признаки совершения кражи нефтепродуктов и подозреваемый (в широком смысле слова) задержан на месте преступления, задачей следствия является обязательное установление двух групп данных: о событии преступления и личности преступника (преступников). Сложность данной следственной ситуации заключается в отсутствии достаточного количества информации об отдельных обстоятельствах произошедшего, которые не позволяют восстановить картину' события во всех деталях. Согласно проведенному анализу практики расследования уголовных дел данной категории эта следственная ситуация может иметь три разновидности, определяемые степенью воплощения преступного умысла.

Как было указано ранее, лица могут быть задержаны: в процессе подготовки к изъятию нефтепродуктов; непосредственно в момент изъятия; при транспортировке похищенных нефтепродуктов.

При возникновении первой разновидности названной следственной ситуации важно своевременно закрепить информацию об обстановке, в которой происходила подготовка к хищению. Поэтому необходимо провести;

- осмотр места происшествия, транспортного средства, емкостей, подготовленных под нефтепродукты;

- выемку и осмотр инструментов, которые предполагалось использовать при совершении хищения (для вскрытия преград, открытия запорной арматуры и т.д.);

- допрос подозреваемого (умысел на совершение кражи должен определяться с учетом реального количества нефтепродуктов, которое можно было бы похитить в данной ситуации. Например, наличие десяти канистр на месте происшествия, в то время как похититель успел наполнить только три, предполагает совершение им хищения нефтепродуктов в более крупном объеме);

- обыски по месту жительства и работы задержанных и иных лиц (в постройках, гаражах, подсобных помещениях);

- допрос лиц, участвовавших в осуществлении захвата похитителя.

При совершении преступления способом «врезка» возникает необходимость доказывания умысла похитителя (помимо совершения кражи) и на повреждение имущества, которое происходит при выполнении врезки (повреждение корпуса трубопровода или другого хранилища). Наиболее веским доказательством совершения кражи нефтепродуктов таким способом служит обнаружение при лице, в его транспорте или недалеко от места «врезки» инструментов и приспособлений, при помощи которых она была выполнена. Поэтому осмотр места происшествия должен охватывать не только непосредственно трубопровод, но и участок местности, прилегающий к нему.

Если преступника задерживают в момент совершения кражи (непосредственного изъятия нефтепродуктов), действия следователя заключаются в определении круга фактов, подлежащих установлению; сборе и закреплении доказательств; установлении ущерба, причиненного преступлением (изъятие и передача на ответственное хранение похищенных нефтепродуктов)[55].

Первоначальными следственными действиями в названной разновидности первой следственной ситуации являются:

- осмотр места происшествия;

- осмотр транспорта;

- допрос свидетелей;

- выемка и осмотр одежды и обуви подозреваемого (с целью обнаружения следов нефтепродуктов, металлических опилок и т.п.);

- допрос подозреваемого;

- назначение необходимых экспертиз (нефтепродуктов и горюче смазочных веществ, трасологической и др.);

- выемка документов, подтверждающих факты хранения и транспортировки нефтепродуктов (журналы учета, накладные, справки, акты приема-передачи и др.), а в случае транспортирования по трубопроводу - документации, отражающей возникновение аварийных ситуаций и факты падения давления;

- обыски по месту жительства и работы подозреваемого (подозреваемых) и иных лиц.

При совершении кражи нефтепродуктов на железной дороге подлежат допросу: персонал, обеспечивающий погрузку и разгрузку (налив, слив) нефтепродуктов, контролеры, операторы наливных установок; работники железной дороги (обходчики, составители подвижных составов, контролеры); лица осуществляющие охрану составов.

При кражах из нефтеналивного судна или грузового портового терминала: члены команды судна; операторы наливных установок; охрана.

При совершении краж на территории нефтеперерабатывающего предприятия: работники конкретного цеха или участка, на котором была совершена кража; лица, имеющие доступ в помещение (например, склад), из которого была совершена кража нефтепродуктов; сотрудники охраны.

Наиболее неблагоприятной при расследовании краж нефтепродуктов, является следственная ситуация когда имеются признаки преступления, но лицо его совершившее, не установлено и не задержано, характеризующаяся минимальным объемом информации о личности преступника, или зачастую полным ее отсутствием.

В данной следственной ситуации в распоряжении правоохранительных органов имеется информация о событии преступления, которая «закрепляется» путем проведения следственных действий, а также комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Их результаты позволяют судить о факте, месте, времени и способе совершения преступления, причиненном ущербе, а также об иных характеристиках, ставших известными в процессе расследовать произошедшего преступного события. Все следственные действия, проводимые в третьей следственной ситуации в отсутствие конкретного подозреваемого, носят ярко выраженный информационно-поисковый характер. Например, следы, обнаруженные в ходе проведения осмотра места происшествия, позволяют выдвинуть версии относительно личности похитителя; его навыках и умениях; технической подготовленности похитителей (инструменты, заранее приготовленные «врезки», «отводы»); наличии и типе транспортных средств, о вероятных направлениях движения.

Работа следователя должна определяться двумя направлениями:

1) установление обстоятельств преступления: время, способ, место совершения и обстановка совершения (включая состояние охраны); условия, способствовавшие совершению преступления; «следовая картина» и механизм с ледообразования; объем и тип похищенных нефтепродуктов; вид и характер ущерба, причиненного действиями преступников.