Смекни!
smekni.com

Методика расследования хищения нефтепродуктов (стр. 14 из 18)

- совершались ли аналогичные преступления подозреваемым ранее, где, каким образом, в каких количествах похищались нефтепродукты, как распорядился похищенным (данный вопрос является логическим продолжением предыдущего и позволяет установить эпизоды преступной деятельности лица до момента его задержания); место и способ реализации похищенных нефтепродуктов (продажа, использование в личных целях и т.д.). При задержании группы лиц, следует выяснять роль и действия каждого из ее участников. Особого внимания требуют возникающие при допросе подозреваемого по делам о кражах нефтепродуктов, специфические трудности которые заключаются в незнании им терминологии, применяемой при обозначении процессов при хранении и транспортировке нефтепродуктов, неумении подозреваемого определиться с пространственной привязкой в своих показаниях (из-за отсутствия схем, карт). Консультация со специалистом, обладающим познаниями в области нефтехимии или работающего на объекте нефтепродуктообеспечения, перед проведением допроса подозреваемого может решить эти проблемы. Следующим моментом, на наш взгляд, должно стать обязательное использование в ходе допроса подозреваемого результатов осмотра места происшествия (фотографии, схемы, видеоматериалы), которые позволят более предметно и целенаправленно получить интересующую следователя информацию о деталях преступления.

Допрос свидетелей. Как показывают проведенные исследования, допрос свидетелей, на первоначальном этапе расследования по делам о кражах нефтепродуктов, проводится в 93,7% случаев. В качестве свидетелей допрашиваются лица, которым известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу[69].

Подготовка к проведению допроса достаточно хорошо освещена в криминалистической литературе, однако по делам о кражах нефтепродуктов, имеет ряд особенностей, которые следователю необходимо предусмотреть. Во-первых, это обязательный анализ материалов уголовного дела и определение потребности в получении консультаций специалиста либо самостоятельное изучение дополнительной литературы в связи с предстоящим допросом лиц, обладающих определенными профессиональными знаниями и пользующихся специальной терминологией при обозначении различных процессов и явлений. Во-вторых, это изучение схем, фотографий, видеозаписей места происшествия, а также названийи функционального назначения, изображенных на них объектов (например, резервуаров, нефтепродуктопровода и т.д.). В-третьих, это решение о приглашении специалиста для участия в проведении допроса (в силу отсутствуй у следователя познаний в области нефтехимии и нефтепродуктообеспечения).

Свидетелями по делам о кражах нефтепродуктов выступают работники организаций, предприятий, объектов нефтепродуктообеспечения (находились недалеко от место происшествия и могли наблюдать похитителей до, в момент или после совершения кражи); работники служб безопасности предприятий и организаций, занимающихся хранением и транспортировкой нефтепродуктов, которым стало известно о совершенном преступлении в процессе исполнения своих служебных обязанностей; сотрудники милиции, участвовавшие в обнаружении признаков преступления и задержании преступников; иные лица (случайные очевидцы: например, местные жители), находившиеся недалеко от места совершения хищения и видевшие похитителей или их транспортные средства. В зависимости от того, к какой категории указанных лиц относится: свидетель, существуют особенности тактики их допроса. Так, если допрашиваются лица, имеющие отношение к организации транспортировки и хранения нефтепродуктов, необходимо уделять больше внимания уделяется особенностям данных процессов с целью выяснения вероятных причин, позволивших совершить кражу. При допросе указанной категории лиц следователю приходится сталкиваться с новой терминологией, поэтому, необходимо, чтобы допрашиваемый более подробно разъяснял значение каждого используемого термина, профессиональных выражений, технологических и иных процессов.

Если допрашиваемый свидетель является сотрудником милиции или работником службы безопасности, тактика его допроса должна строиться с учетом более точного описания обстоятельств совершенного хищения, поскольку по роду своей деятельности указанная категория лиц обращает внимание, даже на незначительные детали события, лучше ориентируясь в определении характера и целей действий похитителей (например, пространственное расположение, последовательность действий и т.д.)[70]. Допрашиваемые очевидцы могут не обратить внимания на действия заподозренных лиц или неправильно оценить происходившее (например, как ремонтные работы), поэтому тактические приемы допроса этих лиц должны быть направлены на максимально точное воспроизведение наблюдаемых ими особенностей обстановки. На достоверность свидетельских показаний могут влиять такие обстоятельства, как дружеские отношения с подозреваемым, оглашения которых допрашиваемый хотел бы избежать. Поэтому следователю каждый раз нужно выяснять характер взаимоотношений свидетеля с подозреваемым, его возможную причастность к деяниям последнего. Перед допросом таких свидетелей необходимо предусматривать следующие моменты: допросить работников отдела кадров, материально-ответственных лиц относительно личности и взаимоотношений свидетеля с подозреваемым; необходимо получить служебную характеристику, истребовать другие документы (например, объяснение; рапорта о проступках и нарушениях), которые могут свидетельствовать о том, что данный свидетель работает (работал) в одной бригаде с подозреваемым, поддерживает с ним отношения (дружеские или деловые). Подобными способами, возможно установить вероятность ложных показаний со стороны свидетеля о конкретном подозреваемом. На наш взгляд, противодействовать "круговой поруке" можно только путем подтвержденной фактами и документами аргументации и опровержения позиции, занятой свидетелем, дающим ложные показания.

Одной из проблем, возникающих перед следователем при расследовании краж нефтепродуктов остаются достоверность показаний лиц, допрашиваемых в качестве свидетелей, и определение способов ее установления (проверки). В арсенале следователя в качестве способов проверки сведении, сообщаемых свидетелями по делам рассматриваемой категории, имеется целый ряд следственных действий, которые проводятся как до, так и после допроса конкретного лица. Информация, содержащаяся в материалах уголовного дела и уже известная следователю - сведения, полученные в результате проведения осмотра места происшествия, допроса подозреваемых, обысков и выемок, экспертиз и т.д. является критерием, которым он руководствуется при оценке достоверности показаний свидетеля. Однако в ходе проведения допроса свидетелем могут быть сообщены сведения, которых еще нет в деле, в таком случае их достоверность может быть проверена только путем сопоставления с данными, полученными из других источников. Кроме этого, при допросе свидетелей - работников предприятия - всегда необходимо выяснять причины, по которым стало возможным хищение; условия хранения и транспортировки нефтепродуктов с целью подтверждения фактов нахождения именно этой продукции, часть которой была похищена, в данное время в конкретном месте (прокачка определенного вида нефтепродуктов, хранение в резервуарах, емкостях и цистернах).

§3. Организация и формы использования специальных познаний при расследовании хищения нефтепродуктов

Назначение судебной экспертизы. При расследовании уголовных дел о кражах нефтепродуктов, совершаемых при их хранении и транспортировке, перед следователем традиционно возникают проблемы, связанные с проведением специальных исследований. Во-первых, только специальные исследования позволяют установить, какие именно нефтепродукты были похищены и в каком количестве, что напрямую отражается на формулировании обвинения. Во-вторых, назначение экспертиз именно на первоначальном этапе расследования краж нефтепродуктов, имеет важное значение еще и потому, что их результаты используются при выдвижении и проверке версий, проведении следственных действий (допросы, очные ставки и обыски) и формулировании обвинения. Основными сложностями, возникающими в ходе назначения экспертиз по делам о кражах нефтепродуктов, можно назвать отсутствие возможности произвести квалифицированное изъятие и обеспечить надлежащее хранение образцов нефтепродуктов (в состоянии подготовить образцы нефтепродуктов для направления на экспертизу, согласно проведенным исследованиям, считают себя только 35% следователей)[71], а также некорректную постановку вопросов перед экспертом, ведущую к неполноте формулируемых выводов, а следовательно, к необходимости дополнительного уточнения и ненужному затягиванию сроков исследования.

Поэтому следователю, в производстве которого находится уголовное дело о краже нефтепродуктов, необходимо знать вопросы, которые ставятся перед экспертом. Эти вопросы формулируются, исходя из потребности получения информации, имеющей значение для решения актуальных вопросов расследования каждого конкретного уголовного дела. При формулировании вопросов следователь обязан обратиться за консультацией к специалисту либо изучить специальную литературу (рекомендации, справочники и т.д.)[72].

Так, невозможно определить стоимость похищенного, не зная его объем, марку и тип нефтепродукта. Кроме этого, перед следователем часто возникает потребность установления и идентификации определенных количеств и типов нефтепродуктов. Использование возможностей химических лабораторий является наиболее целесообразным, так как они оснащены специальным оборудованием, и исследование может быть произведено в короткий срок. При выборе эксперта следователь должен истребовать сведения о наличии высшего образования, а также стажа работы по специальности.