Рис.24. Внешний вид объекта Switch
Для объекта Switch можно также установить реакцию на определённые события. Для этого в окне свойств необходимо переключиться на страницу Events. Такими событиями могут быть: Change (изменение значения), Switch on (включение), Switch off (выключение). Для события (на той же странице Events) выбирается функция обработки события. Рассмотрим, например, функцию Increase Value (увеличение значения). Выбрав эту функцию, необходимо установить два её параметра: Tag (имя тега, значение которого будет увеличиваться при наступившем событии), Value (величина, на которую будет увеличено это значение).
Объект Button (кнопка) по своему виду аналогичен объекту Switch, но в отличие от объекта Switch обладает свойством самовозврата (т.е. не фиксируется в нажатом положении). Основные свойства текстовой кнопки: Text OFF – выводимый текст в ненажатом состоянии, Text ON – выводимый текст в нажатом состоянии. Кнопка в отличие от переключателя не имеет свойства Tag. Тем не менее, она может воздействовать на значения тегов через события. На странице Events окна свойств кнопки можно установить для различных событий функции их обработки. Обычно обработчик устанавливается для события Click (щелчок). Типичные функции обработки событий для кнопки – Decrease Value (уменьшить значение), Increase Value (увеличить значение), Set Value (установить значение), Set Bit (установить бит в единицу), Reset Bit (сбросить бит в ноль).
Объект IO Field (поле ввода-вывода) также имеет вид прямоугольника с текстом. Рассмотрим использование этого объекта для вывода значения переменной (для этого его свойству Mode необходимо установить значение Output). В свойство Tag записывается имя тэга, значение которого будет отображаться. Свойство Format Type определяет формат вывода (можно выбрать формат Decimal – десятичный, Binary – двоичный и т.д.). Свойство Format Pattern определяет количество символов в выводимом значении (для вещественных значений также положение десятичной точки). Например, если выбрать Format Pattern 999, то это означает трёхзначное число.
Объект Bar (полоса) представляет собой графический индикатор значения переменной (например типа Int, Word, Real) и может использоваться для того, чтобы показать динамику изменения этого значения (рис.25). Объект Bar имеет шкалу и рабочую область. Значение переменной показывается заполнением рабочей области чёрным цветом. Важными свойствами объекта Bar являются Tag (имя тэга связанного с объектом), Maximum Value (максимальное значение шкалы – соответствует заполненной черным цветом рабочей области), Minimum Value (минимальное значение шкалы – соответствует пустой рабочей области). Кроме этого на странице окна свойств Properties /Layout можно изменить свойства Scale Position (положение шкалы) и Bar Orientation (ориентация объекта Bar), а на странице Properties /Scale можно определить вид шкалы, а также убрать отображение шкалы (сбросив флажок Display Scale).
Рис.25. Варианты объекта Bar
Создание нового проекта WinCC
Для создания нового проекта в WinCC Flexible предусмотрена команда меню Project /New. Однако при выполнении лабораторных работ эту команду использовать не следует, поскольку заранее подготовлен пустой проект с именем WinCC_Empty (где уде установлены все необходимые настройки соединения между HMI-панелью и контроллером). Поэтому, чтобы начать разработку нового проекта следует открыть проект WinCC_Empty и сохранить его в отдельную папку под другим именем.
Компиляция и загрузка проекта WinCC
После того, как проект разработан в среде WinCC Flexible, его необходимо откомпилировать, то есть преобразовать в код для последующей загрузки в память HMI-панели. Для полной компиляции всего проекта используется команда Rebuild All из меню Project /Compiler (рис.26). Полную компиляцию следует выполнить, когда проект был создан первый раз или когда проект был открыт после работы с другим проектом. Если полная компиляция уже выполнялась, а в проект были внесены изменения, то лучше использовать команду Check Consistency из того же меню (выполнение которой занимает меньше времени).
Рис.26. Команды меню Compiler
При компиляции выводятся различные сообщения о ходе компиляции. В итоге должно быть выведено сообщение, что компиляция прошла успешно. Если проект содержит ошибки, то будут выведены сообщения об ошибках, и такой проект нельзя будет загрузить в память HMI-панели.
Загрузка проекта осуществляется следующим образом. Необходимо включить тумблер питания HMI-панели и дождаться появления стартового меню. Сразу же после его появления необходимо нажать на сенсорную кнопку Transfer. Панель будет ожидать загрузки нового проекта. После этого в WinCC Flexible следует запустить команду меню Project /Transfer /Transfer settings (появится окно, показанное на рис.27). Для запуска процесса загрузки необходимо щелкнуть мышью по кнопке Transfer.
После загрузки проекта на HMI-панели сразу же отобразится главный экран проекта, и проект будет готов к выполнению.
Рис.27. Окно загрузки проекта WinCC
Техника безопасности при выполнении работы
При выполнении работы студентам запрещается:
· Выполнять любые действия на стенде, последствия которых неизвестны или которые не предусмотрены заданием.
· Самостоятельно включать и выключать питание стенда.
· Передвигать оборудование стенда по столу.
· Отсоединять любые провода и кабели на стенде.
· Запускать на компьютере любые программы, не относящиеся к лабораторным работам.
Задание к лабораторной работе № 1
«Программирование контроллера Simatic S7-300»
Бригаде студентов, выполняющих лабораторную работу, следует:
1. Ознакомиться с общим устройством лабораторного стенда и основами разработки проектов в среде Step-7 Lite.
2. Открыть в Step-7 Lite проект-заготовку Step7_Empty. Создать рабочую папку и сохранить в неё копию проекта Step7_Empty (лучше под другим именем).
3. Разработать проект в соответствии с заданием для определённого номера варианта (указывается преподавателем).
4. Загрузить проект в контроллер (питание стенда включается преподавателем).
5. Проверить работоспособность программы контроллера и её соответствие заданию. Показать результат преподавателю.
6. Ответить на вопросы преподавателя.
7. Обязательно сохранить разработанный проект. Он понадобится для следующей работы.
Вариант 1. При включении переключателя П1 лампы Л1 и Л2 должны попеременно мигать (сначала 3 секунды горит Л1, затем Л1 гаснет и 3 секунды горит Л2, затем Л2 гаснет и 3 секунды горит Л1 и т.д.). При выключении переключателя П1 обе лампы Л1 и Л2 должны погаснуть и больше включаться не должны. При включении переключателя П2 лампа Л3 должна мигать (5 секунд включена, 5 секунд выключена и т.д.). На период включения лампы Л3 должен включаться двигатель – на него подаётся напряжение 2 В плюс напряжение на аналоговом входе R (но не более 8 В). При выключении переключателя П2 лампа Л3 и двигатель должны выключиться и больше включаться не должны.
Вариант 2. При включении переключателя П1 лампа Л1 должна включаться попеременно с двигателем (сначала 2 секунды горит Л1, затем Л1 гаснет и 3 секунды работает двигатель, затем двигатель останавливается и снова 2 секунды горит Л1 и т.д.). При выключении переключателя П1 лампа Л1 и двигатель должны выключиться и больше включаться не должны. При включении одного из переключателей П2 или П3 лампа Л3 должна включиться, а затем погаснуть. Время на которое включается лампа Л3 должно быть равно 5 секундам, если напряжение на аналоговом входе R более 4 вольт, или 3 секундам, если напряжение на аналоговом входе R менее 4 вольт. Когда П1 и П2 будут выключены лампа Л3 должна выключиться и включаться больше не должна.
Вариант 3. При включении переключателя П1 лампа Л1 должна включиться с задержкой 2 секунды, а при выключении переключателя П1 лампа Л1 должна также выключиться с задержкой, причем время задержки должно быть равно целому числу вольт на аналоговом входе R. Когда переключатели П2 и П3 оба включены, двигатель должен работать циклически (2 секунды на двигатель подаётся напряжение 3 В, следующие 2 секунды – напряжение 6 В и т.д.). В первую половину цикла должна гореть лампа Л2, а во вторую половину – лампа Л3. Если ходя бы один из переключателей П2 или П3 выключен, двигатель, Л2 и Л3 включаться не должны.