Смекни!
smekni.com

Заочной формы обучения (стр. 2 из 17)

Особенности интерпретации культуры в рамках социологической парадигмы. Культура как система «правил игры» и технологий социального взаимодействия. Человеческая деятельность, ее основные виды и направления и способы ее регулирования и реализации. Культура как надбиологическая программа деятельности, поведения и общения людей, как система культурных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт. Необходимость регулирования и координирования деятельности, поведения и общения людей как причина нормирования человеческой активности. Понятие культурной нормы. Нормы-табу, нормы-запреты, нормы-ритуалы. Нормы-знания и нормы–цели. Побуждающие, разрешающие и запрещающие нормы. Нормы как способ утверждения «должного» и «идеального». Нормы политические, правовые, моральные и пр. Причины расшатывания норм (аномия) и нормативной избыточности (традиционализм, тоталитарная идеология).

Проблема состыковки биологических и социальных программ человеческой жизнедеятельности. Психоанализ о культурных запретах и механизмах порождения подсознательных комплексов. Образ культурного героя и трикстера как отражение двойственного характера культуры (культура как благо и как бремя). Социальные, бытовые, экономические напряжения и способы их разрядки. Формы культурной разрядки: игра, ритуал, праздник, массовые зрелища, жертвоприношения. Детективные и эротические жанры в искусстве как способы разрядки.

Осознанные и неосознанные программы поведения и общения людей. Учение К.Г.Юнга об архетипах (бессознательных коллективных переживаниях) и их управляющем воздействии на индивидуальную психику. Современные культурантропологи о явной и скрытой культуре (К.Клакхон др.)

Значение преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной деятельности людей для конструирования социокультурной системы. Социокультурная система как единство общества и культуры. Относительность границ между обществом и культурой. Демографические, инстинктивно-психологические и экономико-политические структуры социума. Нормативно-ценностные, информационные, смысловые, знаковые структуры культуры.

Социальная стратифицированность общества и социальная стратифицированность культуры. Историческая структура общества в разных исторических типах культур. Сословия, касты, классы, профессиональные группы. Уклад и образ жизни, культурно-стилевые особенности жизни разных сословий, групп, слоев в прошлом. Народная культура: крестьянская и плебейская культура. Культура высших сословий: рыцарская средневековая культура, дворянская культура в Российской империи. Мещанская культура в России.

Критерии выделения разных социальных групп и слоев в современном обществе. Мужская и женская культура, молодежная культура, контркультура, этническая и национальная культура, элитарная и массовая культура, профессиональная культура.

Социальные институты культуры как исторически сложившиеся, устойчивые функционально-специализированные органы общества, основанные на всеобщем признании и бессознательном принятии некоторых фундаментальных правил и установок поведения. Роль социальных институтов (экономики, политики, права, образования, семьи, церкви) в сохранении и поддержании социальной стабильности, интеграции общества, создании и распространении культуры. Важнейшие институты культуры: библиотеки, музеи, клубы, театры, спортивные учреждения. Институционализация кино, радио, телевидения в современной культуре.

1.4 Культура как мир ценностей

Аксиологическая парадигма в культурологии. Относительность и абсолютность понимания ценностей в социально-гуманитарнных науках. М.Шелер и Н.Гартман о человеке как связующем звене онтологического и аксиологического миров. Преодоление крайностей субъективизма и абсолютизма понимания ценностей в аксиологии Н.О.Лосского. Критерии подлинности ценностей: смыслы и интересы бытия человека. Ценность и оценка.

Структура ценности. Субъект ценности (индивид, социальная группа, общество, природа) и объективные формы существования ценности (природа, объекты-носители ценности, значимость, норма, идеал). Отчуждение как антипод ценности. Основные свойства ценностей: единство должного и желаемого, интроективность, научная и логическая недоказуемость, инерционность, относительная долговечность, отсутствие связи с границами потребления, яркая гуманистическая окрашенность.

Социально-интегративная, регулирующая, социализирующая, прогностическая и преобразовательная функции ценностей. Объективное социальное содержание и субъективное переживание в функционировании ценностей. Витальный, специализированный и полноценный уровни культуры в их соотнесенности со структурой ценности.

Проблема типологии и иерархии ценностей. Г.Зиммель о ключевых ценностях различных культурных эпох. Иерархия ценностей современной культуры. Высшие общечеловеческие ценности, социальный идеал и смысл культурной истории. Аксиология сфер человеческой жизнедеятельности – сфер проявления культуры. Специфика культурных ценностей в сферах экономики, политики, права, морали, повседневности, общения, образования, науки, религии, искусства, нравственности. Прозрение будущего в религии, философии и искусстве как описание высших ценностей и их антиподов.

Аксиологический аспект взаимодействия различных культур. Субъекты различных ценностных систем и культурные конфликты. Распространение наиболее значимых ценностей как фактор стабилизации культуры. Кризис культуры и переоценка ценностей.

Культура и цивилизация. Цивилизация как высшая стадия развития культуры (А.Фергюсон) и форма смерти культуры (О.Шпенглер). Ценностный смысл дихотомии культура/цивилизация в его соотнесенности со структурой ценности и уровнями культуры. Высшие ценности культуры и технологии их реализации в цивилизации. Норма как регулятор целесообразной деятельности, опосредующий отношения культуры и цивилизации.

Духовные основы и ценности российского общества. Историческая преемственность и возрождение гуманистических традиций русской культуры. Новые тенденции в развитии культуры в России в условиях модернизации.

Ценностные ориентации личности – конкретный механизм осуществления ценностей, связующее звено между индивидом и культурой. Выбор, самостоятельное свободное творческое формирование и необходимость постоянного воссоздания ценностей в структуре личности. Самореализация человека как личности. Ответственность, социальное участие, самосознание, индивидуальная неповторимость, сознание личной судьбы и другие признаки и конституирующие элементы личности. Возможные варианты ценностной ориентации личности: конформизм, девиация, преступление, духовное творчество. Великие личности в истории культуры: маяки ценностной ориентации личности. Роль великих личностей в осуществлении идеалов и утверждении новых ценностей культуры. Духовное общение и процесс передачи ценностей. Гендерные и возрастные аспекты ценностной ориентации. Проблема “мужской” и “женской” личности. Эстетическая, этическая и религиозная стадии жизни человека С.Кьеркегора. Э.Эриксон об основных стадиях жизненного цикла человека и ценностных ориентирах каждого возраста.

1.5 Культура как символическая Вселенная

Семиотический анализ культуры. Семиотика как общая теория знаков (Ч.Моррис, Ч.Пирс, Ф. де Соссюр). Вклад В. фон Гумбольдта и Э.Кассирера в понимание семиотических механизмов культуры. Понятие семиосферы (Ю.Лотман). Знаки и знаковые системы. Знак, значение, означаемое. Виды знаков: естественные, функциональные, конвенциональные (индексы, иконические знаки, знаки-символы), вербальные знаки, знаковые системы записи. Язык как специфический знаковый способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации. Классификация языков: вербальные и невербальные (жесты, мимика), естественные и искусственные. Естественный язык как важнейший социокод, регулирующий человеческую жизнедеятельность. Множественность языков культуры: язык искусства (литературы, музыки, балета, архитектуры, живописи, кино и т.д.), язык науки, язык повседневности, язык человеческого тела: жесты, позы, мимика и т.д. Гипотеза Сепира-Уорфа о взаимообусловленности языка и культуры. Ж.Лакан, Ж.Деррида о деконструкции и психоанализе языка. Языки различных культур как различные видения мира. Множественность культурных картин мира.

Символичность культуры. Знак – символ – образ. Символ в науке и искусстве. Определяющая роль символа в религиозных культурах. Политические, военные, государственные символы. Символ и его функции в культуре. Символы и коллективные представления (Э.Дюркгейм). К.Леви-Стросс об изоморфизме природных, социальных и ментальных структур. Понятие символа в русском символизме “серебряного века”. Символика бессознательного в психоанализе З.Фрейда и К.Г.Юнга. Символический интеракционизм Дж. Г.Мида.

Культура как текст. Специфика и сущность культурного текста. Текст как генератор новых смыслов и конденсатор культурной памяти. Текст и контекст. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. “Гипертекст” как феномен информационной культуры.

1.6 Культурная коммуникация и проблема понимания

Коммуникация как условие общественной жизни, индивидуального развития и культурной преемственности. Понятие социокультурной коммуникации и ее структура. Внутрикультурная и межкультурная коммуникация. Этно-национальная специфика в процессе межкультурного общения. Массовая, групповая и межличностная коммуникация. Коммуникация в пространстве и во времени (через книги, памятники культуры). Ю.Лотман о двух коммуникационных моделях “Я – Я” и “Я – ОН” в культуре. Язык, формы и виды связи, правила общения как средства коммуникации. Зависимость форм коммуникации от статусных и групповых отношений в обществе. Социокультурные типы коммуникаций: дети и родители, начальник и подчиненный, учитель и ученик, мужчина и женщина. Коммуникативные задачи и правила их решения (передача информации, обмен новостями, диалог, творческое общение и пр.). Коммуникативная ситуация и выбор дискурса. Дискурс как структурная определенность и смысловая направленность публичной речи и его виды.